Интересное это дело - наблюдать за эволюцией фотографа-портретиста вблизи.
В начале творческого пути осваиваешь азы: тупо учишься видеть свет. Вроде овладеваешь, снимаешь первую сотню портретов - уже что-то нравится самому, модели постепенно перестают ругаться при получении отпечатков и даже начинают улыбаться. Тянет на пленер, в голове появляются идеи. А что если на фоне помойки? Должно быть классно! Следующую модель тащишь на помойку. Check. А что если на стройку? Никто до тебя ещё этого не делал! Check. А теперь ещё и голую? Check. В лесу? В поле? На речке? Голую на стройке что в лесу рядом с помойкой и чтобы тут же и речка? Check, check, check и ещё раз check!
Наснимал кучу девок на фоне всего, куда хватило времени и денег добраться. Горд собой до безумия. Они тоже довольны. Настал черёд мирового признания - помещаешь своё выстраданное на суд общественности и, затаив дыхание, ждёшь честно заслуженных дифирамбов.
Пока ждёшь, решаешь глянуть - а как у других? А у других - голые девки на помойках, стройках, речках, в полях и пашнях. И несть им числа. И как-то сразу грустно становится. И даже как бы и руки опускаются, и не до девок уже - всё уже до тебя сделано-переделано до смерти. Ну разве что детали: у тебя она прямо стоит, а у того вон - раком. Поэтому ты - типа художник, а он - порнограф и гандон.
И как-то постепенно снова возвращаешься туда, откуда несколько лет назад вроде как убежал - снова увидел свет. И лицо. Свет на лице. И выражение лица: работает - не работает? И эмоции - есть или нет?
И страшно сказать - как-то уже становится даже не существенно есть на ней трусы или нету.
Bronica ETRSi, Agfa 100.