Второй пост авиационного цикла. Благодаря harding1989, поделившемуся несколькими ссылками на данные по динамике пассажиропотоков аэропортов России с 1996 г., а также собственному гуглежу недостающих, смог составить сводную таблицу для почти сотни аэропортов. Лежит она здесь:
Если пустые ячейки слева - данные не найдены, если справа (как в родном Быково) - там реально нули, пассажирские перелеты прекратились. Цифры по 2014-2017 годам лежат на официальном сайте ФАВТ. Методологическое замечание - всюду применяется единый подход к учету пассажиров: исключен транзитный трафик, а также не учтены инфанты (термин для детей в возрасте менее 2 полных лет). Поэтому данные могут различаться с официально заявленными - так, Шереметьево в прошлом году гордо озвучило преодоление планки в 40 миллионов, но это с младенцами, без них чуть меньше. Хотелось бы учитывать всех, но такой сводной статистики по разным аэропортам не имеется.
Ниже - график по аэропортам с пассажиропотоком более 1 миллиона. Логарифмическая ось, к сожалению, без подписей, не разобрался с автоматикой. Но вроде ясно - снизу вверх идут линии 1, 2, ..., 10 миллионов, затем смена частоты - 20, 30 и 40. Данные по Ростову - без новооткрытого "Платова".
Рубеж тысячелетий точно разделил две эпохи - 90-е, когда российская авиация находилась в шоковом состоянии после кончины советской, и возрождение из пепла с самого начала 21 века. За 17 лет количество аэропортов-миллионников увеличилось с 4 до 26 (в том числе после включения в 2014 г. в российскую систему аэропортов рванул вверх Симферополь), и это не предел. "Большая четверка" - московские Шереметьево-Домодедово-Внуково и петербургское Пулково - изредка обменивались позициями между собой, но были и остаются недостижимыми для всех прочих. Еще из примечательного можно отметить взлет в 2008 г. калининградского Храброво, в котором тогда открыли новый терминал. НН и Омск побывали в миллионниках в 2014 г. и с высокой вероятностью вернутся уже в этом.
А ниже - более масштабный график, 30 крупнейших аэропортов РФ в 1996-2017 гг. Есть и в табличном виде, в том же файле по ссылке выше. (Здесь также данные по Ростову без "Платова"). Подписаны коды IATA, полный размер по клику.
Всего за 22 года в тридцатке побывали 42 различных аэропорта. Текущий порядок: SVO DME VKO LED AER SVX SIP OVB KRR UFA KUF KZN ROV KJA MRV VVO KHV IKT TJM KGD SGC CEK AAQ PEE MCX VOG UUS GOJ OMS NUX, вылетели (по алфавиту): ARH BKA HMA KGP MMK NJC NOJ NSK NYM PKC SCW YKS.
Сразу же бросается в глаза основной тренд: в 90-е на высоких позициях были города Крайнего Севера, где авиационный транспорт - основной и зачастую единственный. Особенно много аэропортов в нефтегазовом крае (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа). Сейчас же они один за другим уступают место более южным соседям, и рейтинг аэропортов все больше напоминает список городов (или агломераций) по населению, что логично. Разве что авиационные узлы курортной зоны "непропорционально" высоко. (Ну и эксклавный Калининград, конечно) В целом с советских времен мало что кардинально изменилось.
В следующем посте рубрики будет карта крупнейших аэропортов - очень странно, но первая в своем роде, перекопал весь Интернет, но не нашел ничего подобного. А пока - делитесь наблюдениями.
UPD. Суммарный пассажиропоток за 22 года, млн чел.:
1 МСК Шереметьево 395,120 2 МСК Домодедово 368,384 3 МСК Внуково 162,002 4 Санкт-Петербург 155,865 5 Екатеринбург 51,441 6 Новосибирск 46,931 7 Сочи 42,099 8 Краснодар 38,695 9 Самара 30,488 10 Уфа 28,967 11 Красноярск 27,164 12 Ростов-на-Дону 26,292 13 Хабаровск 25,940 14 Владивосток 24,188 15 Иркутск 22,133 16 Сургут 21,687 17 Минводы 21,152 18 Тюмень 20,118 19 Калининград 19,786 20 Казань 18,884 21 Симферополь 18,033 22 Челябинск 14,439 23 Анапа 13,430 24 Пермь 13,328 25 Якутск 13,263 26 Нижневартовск 13,137 27 Южно-Сахалинск 13,008 28 Омск 12,730 29 Новый Уренгой 11,830 30 Архангельск 10,163 31 Волгоград 10,014 32 Петропавловск-Камчатский 9,999 33 Норильск 9,763 34 Мурманск 9,583 35 Нижний Новгород 9,000
* По Симферополю взяты только российские данные с марта 2014 г. по 2017 г. включительно.