Урбанизация в России: демографическое взаимодействие
Nov 24, 2017 13:54
Теоретические расчеты и статистические таблицы агломераций, опубликованные в течение этой осени в блоге reissig, демонстрируют применение гравитационной модели Рейли, выведенной на основе определенных эмпирических исследований, "для демографических нужд". Было найдено, что сила демографического воздействия города на окружающее пространство убывает пропорционально 4-й степени расстояния.
Этот факт был учтен при расчете радиусов метрополитенских ареалов (агломераций) относительно урбан-ареалов (УА) - ядер, областей относительно сплошной застройки. Но согласно модели "демографическая гравитация" предполагает более широкий аппарат формул. Ввожу следующие обозначения:
D(1,2) = k*N(1)*N(2) / R(1,2)^4; Px(1) = k*N(1) / R(1,x)^4, где N - население урбан-ареала (принимаемого за материальную точку и выступающего в формулах вместо городов, поскольку административные границы последних не объективны), R - расстояние между точками (считается вдоль дорог), k - константа пропорциональности, D - демографическое взаимодействие (аналог силы) двух УА, Px - потенциал демографического взаимодействия УА в точке x. (По большому счету мы на пороге новой науки - "демофизики"...)
Для D, как основного показателя, требуется ввести единицу измерения - пусть будет, например, 1 дем. Размерность потенциала, таким образом - дем/чел. Теперь надо зафиксировать величину дема, это рационально сделать так: принять потенциал любого УА в точке, удаленной от него на его радиус МА, равным 1 дем/чел. Формулу радиуса вывел reissig: R(МА),км = 10*(N,тыс^0,25) = (10*N,чел)^0,25. Отсюда находится, что k = 10 дем*км^4/чел^2.
Теперь есть все необходимые данные, чтобы рассчитать рейтинг пар урбан-ареалов по из демографическому взаимодействию. Поскольку от расстояния этот показатель зависит гораздо сильнее, чем от населения, в абсолютных лидерах могут оказаться мелкие, зато максимально близкие друг к другу УА. Допустим, для N1 = N2 = 50 тыс. чел и R(1,2) = 5 км выходит, что D(1,2) = 40 млн. дем = 40 Мдем (мегадем), запредельный показатель. Поэтому таблицу необходимо ограничить порогом населения УА - включать только те пары, в которых население каждого из ареалов выше порогового.
Составил таблицу для всех пар УА, превышающих 100 тыс. чел. По совпадению нашлось ровно 100 пар, для которых показатель D превышает значение 10 тыс. дем (10 кдем, 0,01 Мдем). Расстояние брал с Гугл-карт, вбивая названия городов - то есть между точками, которые Гугл считает центральными для этих городов. Так что значение R довольно неточное, и из-за этого неточные и числа в последней колонке - я хоть и округлил, но все равно.
№ Урбан-ареал 1 Урбан-ареал 2 N1, тыс N2, тыс R, км D, кдем
1 Самара Тольятти 1309 731 79,5 240
2 Москва Тула 16505 622 182 94
3 Москва Рязань 16505 578 199 61
4 Воронеж Липецк 1155 604 132 23
5 Москва Ярославль 16505 652 272 20
6 Казань Чебоксары 1306 670 151 17
7 Екатеринбург Челябинск 1675 1395 209 12
8 Москва Нижний Новгород 16505 1643 417 9
9 Белгород Курск 526 508 142 6,6
10 Новосибирск Барнаул 1756 707 230 4,4
11 Казань Ульяновск 1306 674 218 3,9
12 Москва Санкт-Петербург 16505 5553 706 3,7
13 Тольятти Ульяновск 731 674 196 3,3
14 Ижевск Набережные Челны 698 542 186 3,2
15 Нижний Новгород Чебоксары 1643 670 243 3,2
16 Тула Рязань 622 578 184 3,1
17 Москва Липецк 16505 604 427 3,0
18 Самара Ульяновск 1309 674 239 2,7
19 Саратов Пенза 1165 580 225 2,6
20 Москва Воронеж 16505 1155 524 2,5
21 Ростов-на-Дону Краснодар 1376 1066 284 2,3
22 Воронеж Курск 1155 508 228 2,2
23 Новосибирск Кемерово 1756 553 259 2,2
24 Казань Набережные Челны 1306 542 240 2,1
25 Новосибирск Томск 1756 594 265 2,1
26 Томск Кемерово 594 553 217 1,5
27 Ульяновск Чебоксары 674 670 236 1,5
28 Воронеж Белгород 1155 526 255 1,4
29 Пермь Ижевск 1095 698 274 1,4
30 Новокузнецк Кемерово 575 553 223 1,3
31 Екатеринбург Тюмень 1675 784 332 1,1
32 Екатеринбург Пермь 1675 1095 362 1,1
33 Москва Курск 16505 508 534 1,0
34 Самара Казань 1309 1306 365 1,0
35 Нижний Новгород Казань 1643 1306 388 0,9
Расчет значений демографического взаимодействия центров расселения, пожалуй, может найти применение в транспортном проектировании: чем выше D двух точек, тем востребованнее (больше N) и одновременно выгоднее (меньше R) организовать между ними сообщение.