Не сметь противопоставлять Сталину Ленина - заходятся в истерике неомарксисты. Сталин - его ученик и всё делал строго по ленинским заветам, а Ленин любил Сталина и только Сталина, аки сына. Другое дело - Троцкий. Он сразу был не наш, не коммунистический. Его противопоставлять Ленину не только правильно, но очень даже духоподъёмно!
Это каноническая версия, которой современные неомарксисты придерживаются железобетонно. А что, если не поверить им на слово и начать самостоятельно исследовать мемуары и записи непосредственных участников революционных событий?
Точка отсчёта 1905 год - революция, в которой Троцкий весьма активно участвовал, в отличии от Ленина, «проспавшего» все значимые события в эмиграции (как, впрочем и в Феврале 1917…)
На единственной фотографии депутатов Петросовета 1905г. Троцкий стоит в центре. По тогдашним законам участие в Петросовете было преступлением (в отличие от Советов 1917г.). Ни Ленина, ни других видных большевиков в Петросовете 1905г. не было.
Кстати Ленин (внезапно) в те годы вообще весьма косо смотрел на Советы, как исключительно на временное явление а.
«Схематически развивая подобные учреждения в систему(как делал Троцкий) или сочувствуя вообще революционному подъему пролетариата и увлекаясь «модной» фразой «революционного синдикализма» (как некоторые московские рабочесъездовцы), легко прийти не оппортунистическим, а революционным путем к идее рабочего съезда. Но это- некритическое отношение к великой и славной революционной традиции… Советы рабочих депутатов и их объединение необходимы для победы восстания. Победившее восстание неминуемо создаст иные органы»( Ленин, ПСС, т.15, с.186-187) Слово «иные» выделено Лениным.
Только в 1917г. Ленин по отношению к Советам целиком перешёл на позицию Троцкого … Ещё раз подчеркну и выделю - Ленин перешёл на позицию Троцкого, а не наоборот. И так будет всё время их весьма плодотворного сотрудничества практически по всем важным вопросам.
Авторитет, который Троцкий снискал в 1905м, был настолько значителен, что Ильич домогался его дружбы до неприличия активно. Троцкий же ленинские призывы «дружить семьями» изначально встретил прохладно:
«Насчёт Троцкого, к сожалению, дело не выходит, - писал Ленин в сентябре 1909г. в письме к другому большевику, - Мы ему предложили идеальные выгодные условия, самым искренним образом желая блока с ним: содержание ему, покрытие дефицита «Правды»(тогда была газетой Троцкого - М.Д.), равенство в редакции, переезд сюда…»(Ленин, ПСС, т.47, с.208) Слово «искренним» выделено самим Лениным.
Регулярная ругань Ленина в адрес Троцкого в это время - результат таких же регулярных отказов Троцкого признавать ленинский авторитет, который никогда для Троцкого не являлся чем то очевидным. Лев Давыдович среди революционеров всегда был и оставался до конца сам себе режиссёр.
Взаимная любовь у вождей революции случилась позже, причем на условиях Троцкого, который 10 мая 1917м созвал конференцию своих межрайонцев, на которую пришла вся тройка главных вождей большевизма (Ленин, Зиновьев и Каменев) в качестве гостей.
Как пишет исследователь биографии Троцкого Михаил Дёмин, многих межрайонцев отпугивали «сектантские повадки» большевиков и недостаток демократии в партии Ленина. Межрайонец Луначарский, например, поначалу был резко против слияния с большевиками.
Ленин выступил перед межрайонцами и заверил, что гарантирует «свободу дискуссий» включением в редакции всех большевистских газет представителей межрайонцев. Только на основе этого ленинского обещания Троцкому удалось уговорить своих соратников объединиться с ленинцами.
Аргументы Троцкого были следующие: «большевики разбольшевичились» и, выйдя из подполья, на волне широкого народного движения, они освобождаются от старых привычек, а то, что от них осталось, лучше преодолевать в общей, открытой партии.
Угроза называться большевиком, неприемлемая для межрайонцев, отпала ещё при
опубликовании апрельских тезисов Ленина, где он признал необходимым изменение названия партии.
«Вопрос заключается в том, что слово «большевик» - глупое слово, - говорил на съезде Бухарин(сам из старых большевиков-ленинцев), - которое потеряло всякий смысл, и оставлять это слово нет резона. Его следует пока сохранить, чтобы масса, которая не разбирается во всех тонкостях дела, не была озабочена, что это за партия, так как не каждый будет читать резолюции нашего съезда».(Протоколы 7 съезда РКП, М.:1962г., с.158) Именно с такими оговорками была оставлена буква "б" в названии партии.
Затем, каждый год собирался съезд партии, и каждый год Ленин его открывал обычно такими словами:
«…Товарищи, позвольте мне теперь от имени Центрального Комитета Российской коммунистической партии объявить VIII съезд открытым…»(1919г.)
1919,1920,1921 и 1922гг. Четыре раза Ленин открывал съезд и все четыре года он ни разу не произнёс добавление «большевиков». Хотя программа партии была напечатана с указанием «большевиков». То есть авторитет Троцкого и договоренность с ним были для Ильича непререкаемы.
Сам же Троцкий мог себе позволить всё! Троцкий, который первые 10 лет своей политической деятельности боролся с историческим большевизмом и принял его идейную капитуляцию в 1917г., последние 10 лет своей жизни добровольно называл себя «большевиком-ленинцем»
Одним словом,
Апрельские тезисы Ленина -- яркое свидетельство перехода автора на платформу Троцкого.
Когда Ленин приехал в Россию, он собрал своих сторонников и поверг в шок своими апрельскими тезисами, определив курс на «рабочее правительство». Всё, что он упорно защищал по этому вопросу ранее, он объявил «старым большевизмом»! (Протоколы 7 апрельской конференции, М. - 1958г., С.10)
В ответ на обвинение в троцкизме Ильич неуклюже пытался оправдаться:
«Троцкизм - «Без царя, а правительство рабочее». Это неверно. Мелкая буржуазия есть, ее выкинуть нельзя. Но у нее две части. Беднейшая ее часть идет с рабочим классом.»(Протоколы 7 апрельской конференции, М. - 1958г., С.22)
На первых заседаниях 6-й съезд (август 1917г.) принимал обращения и воззвания, в которых позиционировал себя как съезд партии «большевиков и интернационалистов». Это была уже новая партия с новой программой перманентной революции Троцкого.
Теория перманентной революции Троцкого стала настолько признанным базисом большевиков, что в 1918г. такой теоретик партии как Бухарин (ленинец-старобольшевик, совсем не межрайонец) писал в своей брошюре о русской революции:
«Падение империалистического режима было подготовлено всей предыдущей историей революции… Перед российским пролетариатом становится так резко как никогда, проблема международной революции… Так перманентная революция в России переходит в европейскую революцию пролетариата» (Бухарин, «От крушения царизма до падения буржуазии», 1918г.)
Ленин много раз до самой смерти выражал солидарность с концепцией единого общемирового революционного процесса. Правда, он вместо «перманентный» употреблял слова «непрерывный» и «единый»:
«Мы должны победить не только белогвардейцев, но и всемирный империализм. Мы должны победить и победим не только этого, но и более страшного врага. Для этого Красная Армия нужна более всего...Теперь революция начинается уже и в тех странах, которые оказались победителями. Силы наши должны расти с каждым днем, и этот непрерывный рост является для нас по-прежнему главной и полной гарантией того, что международный социализм победит!» (Ленин, ПСС, т.37, с.125)
Сразу после VI съезде РСДРП(б), где Троцкий был избран в ЦК (он в то время находившийся в «Крестах»), началось триумфальное восхождение неистового Льва в непререкаемые лидеры объединённой партии и Октябрьской революции в целом.
22 (9) сентября 1917 года Троцкий был избран председателем Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, который он возглавлял ещё во время революции 1905 года. В 1917 году Троцкий также был избран в Предпарламент, стал делегатом II Съезда Советов и был избран в Учредительное собрание.
В отсутствие Ленина, скрывшегося в июле в Финляндии, роль лидера большевиков полностью перешла к Троцкому. Впрочем признавал это и сам Ленин. 8 октября 1917 года, комментируя список кандидатов в Учредительное собрание, Ленин заметил по поводу Троцкого следующее:
"… никто не оспорил бы такой, например, кандидатуры, как Троцкого, ибо, во-первых, Троцкий сразу по приезде занял позицию интернационалиста [то есть прекращения войны]; во-вторых, боролся среди межрайонцев за слияние [с большевиками]; в-третьих, в тяжелые июльские дни оказался на высоте задачи и преданным сторонником партии революционного пролетариата." В. И. Ленин Полное Собрание Сочинений том 34 ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДОКЛАДА НА КОНФЕРЕНЦИИ стр. 345
1 (11) ноября 1917 на заседании Петроградского комитета РСДРП(б) по вопросу об «однородном социалистическом правительстве» Ленин называет Троцкого «лучшим большевиком»
Ну а как было не назвать, если даже в своих прогнозах насчет революции Давыдович утёр Ильичу нос:
- Ленин считал приход к власти марксистской партии в России произойдёт лишь ПОСЛЕ европейской революции;
- Теория перманентной революции Троцкого постулировала возможность прихода марксистской партии в России к власти и проведение социалистических реформ ДО европейской революции.
Чей прогноз осуществился? Ответ очевиден.
Несомненное лидерства Троцкого в паре с Лениным просматривается и по вопросу о времени проведения восстания. Ленин требует начинать восстание немедленно, Троцкий предлагает отложить его до созыва II Всероссийского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. ЦК беспрекословно принимает точку зрения Троцкого, несмотря на протесты Ленина.
Точно такая же ситуация сложилась с красным террором. Там, где Ленин предлагал бороться с врагами революции арестами и хлебными карточками, неистовый Лев сразу взял в руки маузер. 17 декабря 1917, в своём обращении к кадетам, Л. Троцкий заявляет о начале стадии массового террора по отношению к врагам революции в кардинально более жёсткой, чем у Ленина, форме:
Вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма
Даже само понятие «красный террор» было сформулировано не Лениным, а Троцким в работе «Терроризм и коммунизм», как «орудие, применяемое против обречённого на гибель класса, который не хочет погибать»
Фактическое лидерство Троцкого ярко характеризуется его должностями, только одно перечисление которых займёт приличное место:
II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов назначил Троцкого наркомом иностранных дел в первом составе большевистского правительства.
Уже из рук Ленина 14 марта он получил пост наркома по военным делам, 28 марта - председателя Высшего военного совета, в апреле - народного комиссара по морским делам, и 6 сентября - председателя революционного военного совета РСФСР.
Создаётся впечатление, что Ильич готов отдать Троцкому вообще все правительственные посты, лишь бы потрафить неуёмным амбициям неистового соратника
В марте-апреле 1918 года Троцкий становится наркомом по военным и военно-морским делам и принимает деятельное участие в создании Красной армии и гражданской войне. В конце 1920 г. Ленин поручает ему возглавить восстановление разрушенной транспортной системы России.
В марте 1919 г. VIII съезд РКП(б) воссоздал большевистское политбюро как постоянно действующий орган, и Троцкий вошёл в состав первого Политбюро ЦК РКП(б).
Ну и наконец (барабанная дробь):
Когда 5 июля 1919 года Троцкий, качественно переругавшись с другими руководителями партии, подал в отставку с постов предреввоенсовета, наркомвоенмора и члена Политбюро ЦК, Ленин конкретно запаниковал и пошёл на экстраординарные шаги для демонстрации своего расположения - передал Троцкому пустой бланк приказа со своей подписью со словами: «Я ваши решения одобряю, и наверху страницы вы можете написать любое решение, и на нём будет готовая моя подпись».
Для удержания Льва Давыдовича на своей орбите Ленин не брезговал и более грубой лестью - Троцкий был награждён орденом Красного знамени, в его честь назван эсминец и бронепоезд, в 1923 году Гатчина была переименована в Троцк.
И Троцкий вполне оправдывал ожидания Ильича, буквально фонтанируя революционными инициативами. Когда начинаешь разбираться с их авторством, то неизменно оказывается, что новые идеи рождались Троцким, а Ленин их лишь с восторгом поддерживал и хвалил:
«Когда мне недавно тов. Троцкий сообщил, что у нас в военном ведомстве число офицеров составляет несколько десятков тысяч, тогда я получил конкретное представление, в чем заключается секрет использования нашего врага: как заставить строить коммунизм тех, кто являлся его противниками, строить коммунизм из кирпичей, которые подобраны капиталистами против нас!»(Ленин, ПСС, т.38,с.55)
Ленин даже говорил фразами Троцкого:
«Мы не сомневались, что нам придется, по выражению тов. Троцкого, экспериментировать, делать опыт»(Ленин, ПСС, т.38,с.138)
Неудивительно, что и при создании Коминтерна в 1919 г. именно Троцкий, а не Ленин был автором его Манифеста.
Ричард Пайпс в целом оценивает сотрудничество Ленина и Троцкого следующим образом: "Троцкий идеально дополнял Ленина. Он был способнее, ярче как личность, лучше говорил и писал, мог повести за собой толпу."
Роза Люксембург летом 1918 года описывала большевистскую партию, как «Ленин, Троцкий, и их товарищи»
По оценке секретаря Сталина Бажанова Б. Г., во время Гражданской войны «сотрудничество Ленина и Троцкого было превосходным», и ещё в 1920 году «страна и партия считают вождями революции Ленина и Троцкого, далеко впереди всех остальных партийных лидеров»
Непосредственный очевидец событий Либерман С. И. так описывает положение Троцкого к концу Гражданской войны: "Вообще, в борьбе против контрреволюции и иностранной интервенции Троцкий всегда был на первом плане."
Как указывает исследователь устного народного творчества Михаил Мельниченко, Блок Ленин - Троцкий, отразился, и в существовавших тогда политических анекдотах, изображавших обоих лидеров как некое «политическое единство». По крайней мере до 1925 года в анекдотах о Ленине он, как правило, изображается спутником Троцкого. Последний анекдот, зафиксировавший «Ленина и Троцкого», как единое целое, относится, по данным Михаила Мельниченко, к 1935 году. Только после этого Троцкий постепенно превращается в «основного оппонента [Ленина], комическое олицетворение мирового зла, политической и нравственной беспринципности».
Сумерки Ленина совпали с сумерками Троцкого, правда, у последнего они продлились намного дольше. Но как только Ленин перестал заставлять партийный аппарат работать на Троцкого, этот аппарат его отверг. Это произошло за три года с 1921-го по 1924 год,
Через 8 дней после смерти Ленина, Крупская написала Троцкому:
«29 января 1924 г.
Дорогой Лев Давыдович,
Я пишу, чтобы рассказать Вам, что приблизительно за месяц до смерти, просматривая Вашу книжку, Владимир Ильич остановился на том месте, где Вы даете характеристику Маркса и Ленина, и просил меня перечесть это место, слушал очень внимательно, потом еще раз просматривал сам.
И еще вот что хочу сказать: то отношение, которое сложилось у В.И. к Вам тогда, когда Вы приехали к нам в Лондон из Сибири, не изменилось у него до самой смерти.
Я желаю Вам, Лев Давыдович, сил и здоровья и крепко обнимаю.
Н. Крупская»
("Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР. 1923-1927, «ТЕРРА» - «TERRA», М., 1990, т. 1, стр. 89)
Так чей троцкизм громил Сталин? Неужто ленинский?
А как же «Сталин сам объявил себя учеником Ленина»…
Сталин был практик и прекрасно знал основное правило маркетинга - гораздо легче и дешевле эксплуатировать стереотип, чем его отменять. Ленин - вождь мирового пролетариата? Ленинское учение верное, потому что правильное? Да нехай себе! Ленин не опасен.
А вот Троцкий - совсем другое дело. Поэтому одному - мавзолей, второму - ледоруб. Потому что в политик всё надо делать вовремя. Даже умирать. Погибни Лев Давидович на фронтах гражданской - и он был бы учителем для Сталина. И он был бы иконой для всех современных неомарксистов. А подзажился… и такая вот приключилась диалектика….
А вместе с Троцким такая же "диалектика" приключилась и с остальными истовыми ленинцами, не уяснившими, что вместе со смертью Ленина и изгнанием "демона революции", закончилась революционная вольница с её перманентной революцией и пора заканчивать разрушать и надо начинать строить, что пора воссоздавать империю, многие установки и ценности которой прямо противоречат тому, о чем писал и к чему призывал дуумвират Троцкого-Ленина.
Стоит ли ворошить прошлое, возвращаться к записям 100-летней давности и анализировать их с позиции послезнания? Моё мнение - обязательно стоит! Причём именно сейчас, когда «наши западные партнёры» честно глядя в глаза, заявляют: «Не получится свалить Россию справа - будем валить её слева!»