Еще когда изучал историю в школе, меня постоянно интересовал вопрос - почему в случае военной опасности и простые люди и коронованные особы не считали зазорным прятаться в монастырях. Ведь мы привыкли к тому, что монастырь - это толпа непрерывно молящихся пацифистов. И вот именно у них ищет защиты от взбунтовавшихся стрельцов молодой Петр Первый. "В Троицу!". Нелогично…
Потом, чуть позже, когда узнал, что Пересвет и Ослябя - герои Куликовской битвы, были монахами, когнитивный диссонанс между стереотипом монаха-пацифиста и образом лучшего воина Дмитрия Донского достиг апогея.
По крупицам-капелькам пришлось собирать информацию о месте монастырей в жизни дораскольнической Руси, чтобы указанные факты сложились в логичную картинку:
Основными “клиентами” русских монастырей испокон были княжеские дружинники, профессиональные солдаты, отдавшие своему делу всю сознательную жизнь, ничего больше не умеющие, кроме как профессионально воевать, по возрасту или вследствии ранений не способные далее выдерживать тяготы и лишения походной воинской службы. То есть они не могли выдерживать многодневные переходы, но были еще вполне крепкими, и самое главное - умелыми воинами - спецназом средних веков.
Монастырь был уникальным социальным учреждением, который предоставлял достойные условия жизни для спецназовцев в отставке, обеспечивая им не только кров и пищу, но и предоставляя им возможность для полноценной, насыщенной жизни, ничего общего не имеющей с нашим сегодняшним представлением о жизни монахов в монастырях.
Для того, чтобы это представление приблизить к реальному, надо правильно позиционировать место монастырей в жизни русской цивилизации, перечислив его практически монопольные функции тех времен. Православный монастырь, кроме места отправления религиозных обрядов, был одновременно:
- Центром образования и профессионального обучения - от начального до профтехучилищ и далее - до научных средневековых лабораторий
- Информационно-вычислительным, статистическим и аналитическим центром, осуществляющим постоянный мониторинг настроений населения и имеющим множество рычагов для формирования этих настроений
- Медицинским центром, имеющим возможность оказывать полный спектр медицинских услуг по самым высоким стандартам того времени
- Сиротским приютом и социальным домом “в одном флаконе”
- Сейфовым банковским хранилищем
- И наконец центром индивидуальной военной подготовки, где более всего приходился к месту опыт монахов - вчерашних воинов.
- Сегодня - о последнем:
Каждому из монахов - бывалых солдат полагалось иметь одного-двух учеников, которые поступали к нему в самом юном возрасте (как из числа принятых в монастырь сирот, так и из специально отданных на военное обучение мирян). И затем в течении 10-12 лет в индивидуальном порядке велось их круглосуточное обучение всем секретам военного искусства, как общего, так и специального - в зависимости от персональных способностей кадета.
Именно выпускники этих “курсов спецназа” являлись главным кадровым резервом княжеских дружин и комсоставом народного ополчения во время войн.
Понимая это, становится понятно, почему искали защиты в монастырях знатные и не очень особы, почему монастыри являлись таким крепким орешком для всех захватчиков. Гарнизон, состоящий из трехсот-пятисот искушенных в боях ветеранов, подкрепленных таким же количеством юнкеров, имеющий соответствующие фортификационное обеспечение и снабжение - грозная боевая единица, этакая база спецназа и достойный противник для любых армий того времени.
Вместо послесловия
Чем больше я узнаю особенности существования и секреты выживания наших предков, наблюдая одновременно неприкаянных ветеранов на улицах современных городов и такую же неприкаянную молодежь, тем больше понимаю, что ничего не надо изобретать - всё уже изобретено. Надо только уметь не забывать и использовать опыт предков. И будет тогда нам всем счастье.