Я уже затрагивал тему "Российские СМИ против населения России" неоднократно. Реалити-шоу в этом списке, безусловно, являются оружием номер один.
После дефолта 1998 года по всем расчетам "наших западных партнеров" уровень жизни в России должен быть рухнуть не менее чем в 2 раза, после чего должен был начаться неуправляемый распад государства. Но холодная англосаксонская статистика столкнулась с таким непредвиденным противодействием, как "шесть соток" и "5 рублей до получки", причем если первый феномен уже проявил себя во всей своей красе в начале 90х, то второй - наличие остатков патриархальной общинности даже в урбанизированных мегаполисах России - стал подлинным постдефолтным сюрпризом.
Вокруг каждого жителя России существовала (и надеюсь - еще и сейчас существует) неформальная сеть друзей и знакомых, иногда даже таких, о существовании которых порой он не помнит и сам, но к которым может всегда обратиться за этой самой "пятеркой до получки", то есть за помощью, которая поможет пережить тяжелые времена и самое главное - не "уехать" в депрессию. Насчет депрессии, этого бича "золотого миллиарда", вообще получилась англосаксонская тоска при наблюдении за уникальной способностью российского населения поголовно превращаться в психоаналитиков при наличии
а) даже нерешаемой проблемы
б) даже незнакомого собеседника
в) даже не совсем качественной закуски...
Одним словом, с этой неформальной сетью "поддержки штанов" надо было что-то делать. Вот этим "что-то" и явилась, в частности, как чертик из табакерки, целая серия реалити - шоу, где самые популярные: "Последний герой" и "Дом" смело могли называться: "Предать соратника" и "Насрать на всех". То есть сами правила этой игры возводили предательство тех, кто является членом твоей команды, в обязательное условие победы.
Разнообразное клонирование этих шоу под разными брендами и различными соусами ставили и ставят перед собой одну единственную задачу - привить российскому потребителю чувство допустимости и даже нормальности хождения по головам и противопоставления себя любимого всему остальному миру. В результате принявший эти правила игры рано или поздно в реальной жизни остается один, аки пенек на вырубке, и даже став "последним героем", может вдоволь повыть от тоски по нормальным товарищеским отношениям, которые никак не стыкуются с эгоцентричным потреблядством.
"Наши западные партнеры" и обслуживающие их самые свободные СМИ в мире нигде и никогда не признаются, что такие чувства, как товарищество и любовь, и их производные - друзья и семья - являются следствием добровольных самоограничений своего "Я" в чужую пользу , на которые человек идет добровольно и с удовольствием, получая в обмен поддержку тогда, когда упасть легче, чем удержаться на ногах. Но самоограничение, как таковое, категорически противопоказано идеологии роста потребления, с рук которого и кормятся самые матерые акулы медийного рынка.
Но есть, как всегда, небольшая надежда на изменение, которая рождается внутри самой болезни. Проблема идеологии потребления в том, что выращенные на ней паразиты и эгоисты генетически не способны отстаивать ее идеалы в реальном противостоянии. Они вобще не готовы ничего отстаивать, кроме своей драгоценной задницы. И в этом месте идеология потребления категорически и навсегда расходится с эволюцией человеческой цивилизации, которая без жертв не бывает. А стало быть, есть шанс на исцеление.