На первый взгляд кажется, что главными вопросами в первый мирный день для Новороссии будут:
- Как, чем и за счёт чего восстанавливать хозяйство, порушенное жизнерадостными укровояками?
- Чем кормить, занять, как согревать вбомбленное в каменный век население?
- Как обеспечить безопасность людей на разоренной территории?
Каждый из этих вопросов будет скалой нависать над молодым государством, но ни один из них не решить, пока не будет решен главный:
- На каких принципах будут объединены и по каким правилам будут жить государство и его подданные?
И “сделать всё, как в России” - не самая лучшая идея, потому что сама Россия уже 25 лет с упорством, достойным лучшего применения, пытается “сделать всё, как на Западе”, забывая, что копия всегда хуже оригинала, а сам Запад - это мозаика совсем непохожих и очень слабо совместимых укладов.
Россия сегодня - это пресловутый режим “Currency board”, в рамках которого, чтобы эмитировать рубль, надо поставить на эту стоимость на Запад абсолютно реальные товары и получить/зарезервировать резаную зеленую бумагу. То есть фактически Россия за право пользоваться собственной валютой, платить Западу 100%-ный налог. Новороссия, тебе это надо?
Россия пользуется копией кредитного мультипликатора Запада, причем хреновой копией, в результате чего стоимость кредитов в России в 4 - 8 раз дороже, чем в ЕС, и предприятия должны или идти на поклон в банки Запада и оставлять там немаленькую часть своего дохода, закладывая всё, включая душу, или тихо загибаться, не выдерживая давления конкурентов, пользующихся “длинными” кредитами 2 - 3.5% годовых.
Россия, по примеру Запада воспроизводит модель финансового управления “сверху-вниз”, с колониальной столицей и провинциями - колониями, в результате чего мегаполисы распухают от ресурсов, а регионы загибаются от безденежья.
Россия, прилежно скопировала англосаксонскую офшорную модель экономики и держит в состоянии искусственного бюджетного дефицита производителей, в то время как основная часть прибыли оседает в карманах посредников, в первую очередь - банков.
Россия скопировала Западную политическую модель, которая не предусматривает никакой другой ответственности, кроме эфемерной-политической, а государство надежно изолировано от населения тоннами законодательной макулатуры, легионами запретов и неработающими социальными лифтами.
Одним словом, при попытке скопировать Россию, Новороссия скопирует заведомо проигрышную модель государственного устройства, которая сама является плохой копией постиндустриальной неоколониальной модели.
Куда крестьянину податься?
Для ответа на этот вопрос, надо понять, что за кредит доверия имеется у Новоросии и чем она привлекает добровольцев со всего мира?
Что ждут от этого государства ополченцы, каждый день рискующие ради него своей жизнью?
Рискну предположить, что главное, что даёт сегодня Новороссии человеческий ресурс - это ожидание справедливости. Нет, даже вот так:
ОЖИДАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ!
Той самой справедливости, которая “От каждого по способностям, каждому по труду (Главный принцип социализма)”. Той самой справедливости, которая “И воздастся каждому по делам его. (Пс. 61:13; Мф. 16:27.)” То есть та, которую одинаково жаждут и атеисты, и верующие..
Вот так - капслуком, ждут от Новороссии её сторонники то, чего не дождались от Майдана, где под маской борьбы против воровства, майданутые боролись за право воровать и грабить самим, под маской борьбы с олигархами, боролись за право смены одних олигархов на других, под маской борьбы за справедливость - боролись за право лично самим творить ЛЮБУЮ несправедливость ради собственных амбиций и кошелька.
И не надо мне говорить, что Майдан боролся за одно, а получил - другое. Мое личное убеждение,сформированное сотнями диалогов с майданутыми - получили именно то, за что боролись. Именно такой результат, который мы видим сегодня был изначально целью Майдана. Потому что:
Раб не жаждет свободы. Раб жаждет иметь своих рабов.
Новороссия же пока еще имеет кредит доверия, но этот кредит не бесконечен и требуется, чтобы её лидеры понимали четко:
Народ простит всё, кроме обманутых ожиданий!
А для того, чтобы ожидания народа не обмануть, принципы государственного строительства и правила сосуществования государства и подданных должны быть сформулированы таким образом, чтобы Россия захотела войти в состав Новороссии, а не наоборот. И базовым эталоном, который необходимо использовать для этого, является именно справедливость, дефицит которой так остро ощущается, и на Западе, и на Востоке.
И для реализации этих ожиданий нет никаких технических препятствий. Все решения и методы давно изобретены, внедрены и опробованы. Надо только захотеть имеющимся опытом воспользоваться:
Справедливость присутствует там где есть исполняемый общественный договор с обозначенными целями и простыми понятными, социально приемлемыми правилами взаимодействия государства и граждан.
А договор (любой, а не только общественный) будем выполняться там и тогда, где в нём присутствуют
Измеряемые плановые показатели
Личная ответственность за невыполнение, ошибки и упущения
Зависимость личного благосостояния от общественных результатов
Иллюстрирую примером:
По п.3 (Зависимость личного благосостояния от общественных результатов):
- Министр экономики может заработать на своем посту миллион у.е., если за отчетный период организует миллион новых рабочих мест.
- Министр образования может стать миллионером, когда в национальные ВУЗы будет очередь из миллиона иностранных абитуриентов.
- Министр здравоохранения может стать миллионером когда на замещение должности врача в сельской амбулатории будет рваться миллион иностранных специалистов.
По п.2 (Личная ответственность за невыполнение, ошибки и упущения)
Личная ответственность аннулирует такое лукавое изобретение, как ответственность политическая и общая ответственность. И это справедливо. Это гораздо справедливее, чем взрослый человек, врущий с политической трибуны и такие же взрослые люди, делающие вид, что верят, и санкционирующие дальнейшее враньё.
Справедливо, когда наобещавший и невыполнивший обещаний, и уж тем более - напакостивший политик, возмещает из своего личного кармана ущерб, нанесенный обществу. А чтобы ему было не скучно, солидарно с ним возмещают этот ущерб поддержавшие его своими голосами недальновидные избиратели.
Точно таким же бредом, как и политическая ответственность, является ограниченная ответственность в коммерческом обороте. Предприниматели прекрасно знают, что ограничение ответственности бывает только в том случае, если она подкреплена административным ресурсом. И это ненормально. Несправедливо. Гораздо справедливее, когда любой банкир четко понимает - исчезновение денег в банке может произойти только одновременно с исчезновением денег в его личном кармане, и никак иначе…
Оставлю пункт 1 на будущее, чтобы было куда раскрывать тему, и обращу внимание на то, что всё вышеописанное надо было планировать, обсуждать, декларировать и пытаться внедрять еще вчера. Это если есть что сказать. Если можно объяснить народу, что делаем, какую конструкцию строим и как оно должно выглядеть в законченном виде. Только в этом случае народ простит и ошибки, и неточности и даже непрофессионализм.
А когда нет этого, поневоле рождаются
Суета вокруг дивана и
Семь причин, почему мужчины Донбасса не хотят воевать… И, если ничего не поменять, Новороссия, одержав победу на полях сражений, одержит сокрушительное поражение, когда война закончится.