Современная авиация началась в сарае на заднем дворе

Sep 14, 2012 17:03

Помните Фонвизина и пьесу "Недоросль". Госпожа Простакова внушает Тришке, скверно сшившему кафтан:"Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной, у кого же учился? Говори, скот!".

Действительно, у кого учился первый металлург, ткач, бондарь, летчик, наконец? Человечество всегда хочет знать, кто был первым. Первому труднее всего. Перед глазами нет примера, никто не научит, не покажет, до всего нужно догадываться и докапываться самому.

Вчера смотрел документальный фильм о братьях Райт, открывших в истории человечества новую эпоху отпусков по горящим турпутевкам, ибо сегодня ни отдых, ни путешествия, ни, к слову говоря, война немыслимы без самолетов.

Кто они? Во-первых, неучи. Школу не закончили, до всего потом доходили самостоятельно. Во-вторых, озорники, в детстве изрядно хулиганили. Семья у них была благопристойная, отец был редактором газеты и епископом церкви «Едины во Христе».

Братья с детства увлекались летающими игрушками и разбирались в разных машинах и механизмах. Старший, Орвил, в 18 лет начал свое дело, открыл типографию с самодельным печатным станком. Потом в моду вошли велосипеды. Орвил с братом организовали мастерскую через дорогу, где сначала только чинили, а потом и производили сами.

Тем временем братья увлекались планерами и читали Октава Шанюта и немца Отто Лилиенталя. Лилиенталь погиб на своем планере в 1890 году во время полета . Анализ аварии привел братьев к их главной мысли. Лилиенталь пытался создавать устойчивую машину, которая представляла бы из себя нечто стабильное в воздухе. Братья же, опытные в велосипедном деле знали, что самолет, как велосипед, сам по себе должен быть нестабильным, но управляемым в движении.

Практически все элементы современной авиации были изобретены братьями на своем заднем дворе. Это пропеллер, который концептуально представляет собой самолетное крыло, только работает в другой плоскости и режиме. Это элероны, вертикальные рули, это крен самолета на повороте.

Братья понимали, что испытание каждой новой модели самолета в действии будет занимать у них несколько месяцев. Для ускорения технического поиска они придумали, быть может, главный концептуальный прорыв - аэродинамическую трубу, в которой испытуемая деталь укреплялась неподвижно в быстром потоке воздуха.

Любопытно, что первый полет, который продолжался всего 12 секунд, попал на страницы всего двух местных газет. Люди не верили, что тяжелый аппарат может летать по воздуху, солидные издания проигнорировали приглашение братьев и не прислали своих репортеров.

Только постоянные общественные демонстрации постепенно заставили публику поверить в очевидное-невероятное. После нескольких лет таких гастролей с братьями Райт связался президент США и предложил строить самолеты для американской армии.

Братья Райт выпускали первые военные самолеты до 1912 года, то есть производство их остановилось сто лет назад. Потом Вильбур умер от тифа, а Орвил от огорчения прекратил всякое изобретательство, продал все свои акции и вышел из бизнеса.

В 1915 году он вошел во вновь созданный Комитет по Аэронавтике, через два года был создан исследовательский центр в Лэнгли, переросший потом в Центр космических исследований.

Потом были ракеты и космические челноки, полеты на Луну и Марс, но не забудем, что начиналось все со строительства велосипедов и экспериментов в сарае на заднем дворе.
Previous post Next post
Up