Кузьма Минин = Кириша Минибаев?

Nov 08, 2009 22:28

Нашла тут размышления о том был ли Кузьма Минин татарином. Разговоры об этом ведутся с того времени как заговорили о введении Дня народного единства в статусе государственного праздника.

Привожу статью.

Под катом Кузьма Минин был татарином. Смелая гипотеза или доказанный факт?

В последнее время версия о том, что национальный герой России, возглавивший вместе с Дмитрием Пожарским народное ополчение в 1612-м году, был православным татарином, которого до крещения звали Кириша Миннибаев, звучат все чаще.

Одним из первых публично об этом заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Буквально на днях, накануне празднования Дня народного единства, который россияне отмечали 4 ноября, этот вопрос в телеэфире задали Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Вот как дословно звучал вопрос корреспондента телеканала «Россия» и ответ Патриарха:

- Многие представители мусульманского духовенства говорят даже о том, что Минин был татарином. Это, наверное, тоже попытка как-то объединить праздник, может быть?

- Может быть, да. Потому что, я думаю, что каждый хочет как бы участвовать в этом празднике. И я убежден, что много татар было в ополчении Минина и Пожарского, которые шли освобождать Москву. Поэтому это наш общий праздник, и нельзя разделять его по национальной принадлежности. И русские, и татары должны праздновать.

Одним из первых, кто еще в прошлом году отреагировал на, прямо сказать, сенсационное заявление о том, что Кузьма Минин был этническим татарином, стал ученый и журналист, заместитель главного редактора журнала «Идель» Азат Ахунов. В декабрьском номере журнала «Татарстан» вышла его статья «Кузьма Минин или Кириша Миннибаев?» Вот что он в ней писал:

«Не ошибусь, если скажу, что недавнее заявление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина о том, что национальный герой России Кузьма Минин “был этническим татарином”, озадачило многих... Эти слова, произнесенные накануне Дня народного единства, В день празднования окончания мусульманского поста - Ураза-байрама (Ид-аль-Фитр) и растиражированные ведущими российскими СМИ, сразу же вызвали множество споров. Что именно сказал Равиль Гайнутдин в Московской соборной мечети? Вот отрывок из его праздничной проповеди: “Наш праздник, праздник мусульман Ид-аль-Фитр, совпадает с другим важным событием в жизни всех россиян - Днем национального единства. День этот завтра, 4 ноября, будет впервые отмечаться в России. 4 ноября 1612 года. В результате национально-освободительной борьбы, которую возглавили земский староста этнический татарин Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, в России было покончено с раздором и бедствиями Смутного времени”.

Интересно то, что никто из российских официальных лиц так и не отреагировал на это заявление, подтверждая истину поговорки - “Молчание - знак согласия”. Мало того, президент России косвенно подтвердил слова Гайнутдина, заметив, что “процесс освобождения России начался с Казани”.

Историография Минина насчитывает не один том толстенных трудов, и нет необходимости пересказывать здесь подробности его совместного с князем Пожарским похода на Москву, в результате которого страна была освобождена от польских интервентов. Наш вопрос лежит в другой плоскости: а был ли Кузьма Минин на самом деле “этническим татарином”? Сразу скажу, на данный момент достоверных научных сведений на этот счет нет. Это не значит, что их нет в природе, возможно, они существовали, но подверглись “корректировке временем”.

Откуда же идет история о татарском происхождении ополченца Кузьмы Минина или, по-другому, крещеного татарина Кириши Миннибаева? Пожалуй, впервые об этом громогласно заявил журнал “Огонек”, опубликовавший в июле 2002 года (№ 30) беседу с историком Владимиром Махначом под заголовком “Ничего не было”. Врезка к беседе содержит буквально следующие слова: “Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Кузьма Минин, действительно сделал то, что сделал. Да не вписался в величественную картину национального единения. После XVIII века о племенной принадлежности Минина упоминать перестали...”. Трудно сказать, на чем было основано это заявление историка, поскольку дополнительных ссылок он не приводит. И еще. Согласно официальным данным, отца Кузьмы Минина звали Мина, деда - Анкудин, а прадеда - Влас. При желании и здесь можно прочесть тюркские корни. “Словарь русских фамилий” распространенную татарскую фамилию Кудашев выводит из имени “Анкудин”. Эта история нашла продолжение в октябре нынешнего года, когда один из мусульманских деятелей Нижнего Новгорода также высказал мнение, что “один из героев праздника - Козьма Минин был крещеным татарином Киришой Мининбаевым”. Позже эта мысль была продублирована в местной прессе.

Как известно, Кузьма Минин был уроженцем небольшого волжского города Балахна, ныне входящего в состав Нижегородской области. По некоторым данным, в современной Балахне сейчас проживает не более тысячи татар-мишар, которые прибыли сюда в основном в годы коллективизации и индустриализации, то есть в 1920-1930-х, из Ульяновской области. Сторонники “русского Кузьмы Минина” ссылаются на историка Бориса Моисеевича Пудалова, сотрудника Комитета по делам архивов Нижегородской области, который, изучив документы XVII века по Балахнинскому уезду, пришел к выводу, что “татар в Балахнинском уезде в XVI-XVII веках вообще не было. Не было, соответственно, и крещеных татар”».

Далее Азат Ахунов подробно пишет о городе Балахна, который был родиной Кузьмы Минина, и приходит к выводу о том, что он имеет древнюю историю и, скорее всего, был основан гораздо раньше, чем это принято считать, булгарами. На это, помимо всего прочего, указывает и явно восточное название города, которое некоторыми историками переводится как «высокая, верхняя надстройка» или «верхний город». «Сейчас все козыри у тех, кто полагает, что Минин был этническим русским. Чтобы доказать иное, необходимо привести ряд неопровержимых данных, которых, возможно, уже нет в природе. Ясно одно - родина Минина, город Балахна, имеет древнюю историю. Возможно, историю тюркскую, а не русскую», - заключает он.

Поскольку после слов Алексия II версия о том, что Минин мог быть татарином, стала обсуждаться снова, мы обратились к Азату Ахунову с вопросом, не появилось ли новых данных, подтверждающих ее.

- К сожалению, нет, - ответил автор нашумевшей статьи, - я занимаюсь не только историей, в большей степени я филолог - кандидат филологических наук, специализируюсь в области востоковедения. После моей статьи этой темой серьезно заинтересовались нижегородские краеведы, но документов пока никаких не найдено. Я подхожу к этому вопросу с двух сторон - как журналист и как ученый. Как ученый, я стараюсь в первую очередь опираться на реальные документы. Пока я не увижу своими глазами документ, а лучше два-три, я не могу сказать с уверенностью о том, что какой-то факт в истории был на самом деле. С информацией о том, что Минин был татарином, то же самое. Это все пока версия. Она имеет право на существование. Кстати, если посмотреть того же самого Пожарского, насколько мне известно, в энциклопедии «Москва» сказано, что мать Пожарского Ефросинья Федоровна происходит из рода Беклемишевых. Это подтверждает известную истину о том, что «поскреби любого русского, и найдешь татарина». Комментарий же Патриарха можно расценить как признание того, что татары тоже активно участвовали в образовании Российского государства.

А как думаете Вы? Факт того, что Минин был этническим татарином (т.е крешенным татарином) - факт или умелая доработка истории?

политика

Previous post Next post
Up