Итак, продолжаю публикацию путевых очерков "Дежурный проводник". Во второй части Вас ожидают новые лица, новые города и регионы, новые маршруты, новые черезвычайные происшествия и смешные истории;) В этой части наиболее ярко раскрывается отношение работодателя к своим сотрудникам внтури компании. Вы готовы? Поехали!
Фирменный поезд "Италмас", ритмично настукивая колёсами на стыках, мчал нас в столицу России - Москву - поработать в Москве - это было бы круто! Пришло новое лето, лето 2009 года - а это означало, что я снова вернулся на железную дорогу, несмотря на все сложности 2008 года я понял, что это моё, это мой ритм, это моя жизнь! В этом году ситуация с городом от которого мы будем работать до последнего момента оставалась непонятной, примерно такой же неясной она оставалась и сейчас, но прежде всего Москва- она решает всё! Завтра всё решится, а сейчас мы дружно играли в типичные студенческие игры. Алина, девушка невысокого роста, я не представлял как она справится с этой непростой и я б сказал даже тяжёлой для девушки работой проводника, мучила нас своей игрой "в гаражики", раскидывая чайные ложки по столу она спрашивала: "сколько здесь гаражиков?" Многие долго не могли понять, как искать ответы, в том числе и я, накиданные хаосно ложки не образовывали никакого архитектурного конструктива, где могло бы разместиться хоть одно машиноместо, игра оказалась логически неадекватной и всем вынесла мозг, мы пили чаи, дурачились, гуляли по Италмасу из конца в конец. И лишь помёрзнув на стоянке в Канаше улеглись спать ...
С мыслью, что же ждать от этого лета и каким оно будет относительно 2008, я и заснул.
Утром мы прибыли в Москву. Здесь я был впервые! Нас встретил толстопуз, который должен был сопроводить в Московский резерв. Он велел нам следовать за его машиной, даже не предложив разместить часть нашего груза в его багажнике. И наш отряд потащился следом, минуя площадь 3-х вокзалов и Ленинградский вокзал. Мы шли вдоль Ленинградского направления. У всех были огромные сумари, у меня больше всех, я постарался учесть все недочёты прошлого лета, взял тёплую куртку, тогда если помните из тёплых вещей у меня лишь была 1 футбока и 1 рубашка XD, так же мне изрядно надоела куча сумок и я купил одну большую, даже сказать огромную, но одну. Она была настолько тяжела, что мне помогали её закидывать на спину, но отвеса меня тянуло назад, поэтому я закидывал её на спину и шёл буквой "Г". После долго пути мы дотащились до депо Москва-3. Попетляв среди локомотивов мы дошли до нужного здания и устроились беседке. Дааа, здесь было всё красиво, аккуратно и благоустроено, где-то даже фонтанчик был. Начались томительные часы ожидания, в итоге которых нам толстопуз сообщил:
-Ребята, в Москве мест нет, вы будете работать от Санкт - Петербурга. Сегодня же вы едите стажёрским рейсом в Питер! Мы разделим вас на 2 половины первая половина поедет на 56 поезде, вторая спустя 4 часа на 64, в Петербурге вы все будете утром!
Я по разнарядке попал в 1 половину, и это значило, что я покину Москву на 4 часа раньше второй части. При чём второй половине повезло больше и в плане поезда: им предстояло стажироваться на фирменном поезде «ДВЕ СТОЛИЦЫ»
Всё таки не удалось нам остаться в Москве... Прощаться с ней, только прибыв не хотелось, потому нам удалось отпросится хоть погулять в ней 3 часа. Пока готовились документы, нас отпустили. Мы ринулись её открывать. Первым делом на метро. Здесь вместо привычных жетонов выдавали карты, как-то не разобравшись в системе, я приложил карту к светящемуся кругу и проскочил вслед за Ксюшей, раздался какой-то свисток, я обернулся, но поток подземных пассажиров снёс меня вниз, так и не дав понять, что произошло, уже потом выяснилось, что я хлопнул картой вместо считывателя по лампочке и проскочил за счёт Ксюши=D и свистели это мне-с этого и начались мои федеральные приключения в метрополитенах страны. Первым делом мы отправились в Международный Московский Деловой Центр Москва-Сити, увидеть небоскрёбы собственными глазами после телевизионных картинок - это была моя мечта. И метропоезд нам попался новейшей модели - Русич. Мы шатались по Москва-Сити, дружно нарушали ПДД, перебегая через магистрали через 2 сплошные в неположенных местах, какой -то местный пьяный мужик нас радостно приветствовал пока мы любовались Москвой-рекой. Далее мы отправились на Красную площадь, к моему шокирующему разочарованию она оказалась не больше Центральной площади Ижевска, не как по телику показывали во время парадов, а Собор Василия Блаженного в реале оказался даже меньше нашего Свято-Михайловского собора!!! Вот оно-разрушение мифов!!! Затем на Чистые пруды, там красиво и уютно, несмотря на то, что они зелёные. Далее мы пешком через управление РЖД, где была припаркована масса служебных AUDI добрались и до нашего парка Москва-3.
Москва меня очень впечатлила!!! Это потрясающий город, когда здесь передвигаешься даже надо немного думать головой, чтоб верно ориентироваться, в отличие от других городов где и думать нечего - заблудиться нереально!
В Петербург нам предстояло ехать на скором 56 -ом. Там мне тоже ещё не доводилось побывать. Со мной были Сашка, Наташа, Маша, Ксюша, Надя, Женя и ещё несколько человек. Начальник поезда был молодой, лет 30. Он распределил нас просто: девушки в купе, парни на плацкарт. Вагоны в этом 56 были какие-то странные как раз те самые, которые меня в прошлом году бесили при их виде: окна скруглённые, в тамбурах вообще они маленькие и необзорные, но внутри вагон был очень хороший, как потом оказалось это такой украинский капремонт. Кадровая моя была Мария, довольно молодая девушка, ей было за 30. Когда я вошёл в вагон она создавала себе причёску, завиваясь плойкой и бигудями. Мы познакомились:
-Располагайся!- и она любезно предоставила мне свою служебку. Скоро посадка, потому надеваем форму, растапливаем титан, попутно рассказываю, откуда мы тут взялись...
-Ты уже ездил?
-Да в прошлом году работали в Нижнем Новгороде...
-А ну ты уже всё знаешь, что тебе ещё рассказывать!- состав дёрнулся и нас потянули на посадку. Ленинградский вокзал, Москва! Только подумать, столичные поезда! На платформе уже стоят пассажиры, до посадки остаются считанные, и у меня снова волнение, как тогда в самом-самом 1 рейсе на 87 "Золотая Хохлома" Нижний Новгород-Адлер, ведь уже столько времени прошло!
"Уважаемые пассажиры! Приглашаем Вас на посадку на скорый поезд № 56 Москва-Санкт-Петербург, состав поезда находится ..."
-Билеты буду проверять я сама! - Сказала Мария -ты только наблюдай. "Недоверяет-подумал я- ну мне же проще =)" Открываем дверь, Мария протирает поручни и мы выходим:
-Добрый день, приготовьте ваши билеты и документы пожалуйста!- я же занимаю наблюдательную позицию. Хоть мне и не надо проверять документы-всё равно волнительно, снова поезд, снова пассажиры и я снова в роли проводника! Помогаю пассажирам занести в вагон багаж и снова на платформу. Мимо нас туда-сюда всё снуёт вторая половина отряда - провожают=)
-Ваши билеты пожалуйста, - спросила Мария небольшую группу с чемоданами.
-Вот! - дали они Марии конверт. Та покрутила его в руках в растерянности...
-А билеты???
-Они там нам! - Мария открыла конверт и достала оттуда цветную раскладывающуюся брошюру с картинками =D
-Вы уверены что это билеты???
-Да-да, нам сказали здесь всё что нужно!
-Странно... Первый раз в жизни вижу такие билеты...-когда Мария стала рассматривать картинки на брошюре под видом билетов я чуть не взорвался хохотом от такой сцены, =D Кое- как выяснили, что реальные билеты так же находятся внутри конверта.
Что удивило, это пассажиропоток на линии Москва - Санкт-Петербург, пока мы находились на вокзале ушло уже 3 поезда с 10 минутным интервалом до Петербурга!
Несмотря на такой интервал между поездами наш вагон тоже полон. Остаётся 7 минут до отправления, Мария приглашает всех пройти в вагон, я шагаю по ковровой дорожке: "Уважаемые пассажиры, до отправления поезда остаётся 7 минут, проверьте наличие билетов и документов, провожающих просим покинуть салон, провожающие покидаем салон!" Да-да, я не описался, это плацкартный вагон с ковровой дорожкой! Московское направление. Поезд петербургского формирования. Это вам не Горький!
Провожающие покидают салон, мы стоим на площадке.
-У нас ещё проверка питерская, на платформе бдит, так что не выставляйся!
"Скорый поезд номер 56 Москва - Санкт - Петербург отправляется, желаем вам счастливого пути, уважаемые пассажиры!" Электровоз подаёт оповестительный гудок и состав медленно трогается, закрываем дверь, и только проезжаем ещё пару метров как резкий толчок скрежет и торможение. Похоже, что кто -то сорвал стоп-кран.
"Понеслоооось", - подумал я. Распахиваем дверь, все переглядываются, но вроде всё в порядке.
-Ну вот на нас проверка смотрит, а мы уехать не можем! Проверь стоп-краны! - иду проверять, все с интересом наблюдают и ждут, что будет, но я быстро пролетая не комментирую ситуацию, стоп-краны не сорваны. Идёт отмашка, и через пару минут снова звучит оповестительный сигнал.
"Будьте осторожный, скорый поезд номер 56 Москва - Санкт - Петербург отправляется...". Мы трогаемся, закрываем дверь, начинаем разгон, как снова визг тормозов и резкая остановка. Снова открываем двери, со стороны ситуация становится уже комичной, поезд не может уйти.
-А прикинь сегодня не уедем!=D
-Ну не каркай!!!
В тамбур заходит начальник с рацией:
-Стоп-краны проверяли???
-Проверяли! - ответила Мария, может быть у машинистов что-то в локомотиве?
-Они говорят стоп-кран срывают.
-У нас уже было такое в локомотиве неисправность, а они на вагоны всё спирают и не признаются! -начальник прошёл дальше. Задержка поезда составила уже 10 минут, мы пропустили своё окно и вперёд нас ушёл по графику следующий поезд.
Ну поездное лето началось, без приключений не обойдётся!
"Будьте внимательны и осторожны, скорый поезд номер 56 отправляется..." Снова оповестительный сигнал и поезд медленно трогается. Закрываем дверь.
-А прикинь опять тормознём!
-Да не каркай, ехать уже надо!!! - мы благополучно набираем ход. В конце платформы Мария кому-то из проверяющих радостно помахала рукой и засмеялась:
-Ну вот приеду в Петербург и меня сразу уволят! =D
Собирать слипы Мария тоже стала сама, я в это время располагался в купе отдыха. Потом она куда- то отлучилась, в этот момент ко мне обратилась какая-то сварливая женщина:
-Молодой человек, Так ехать не возможно! У меня 37 место и все ходят, хлопают дверью, как я ночью спать буду, немедленно предоставьте мне другое место!
-Но вы же сами купили билет на 37 место!
-Ну и что!
-Что тут происходит??? - вернулась Мария. Ввёл её в курс дела.
-Никто пересаживать вас не будет! И дверью хлопать будут! Вас при покупке предупреждали, а ещё сейчас откроют ресторан и все пойдут мимо вас туда и обратно и будут хлопать перед вами дверью!!! - поставила она её на место, та развернулась и недовольная ушла.
-Этих москвичей так и надо!
Мария заполнив бланк показала щит,в нём было как-то всё принципиально по- другому.
Наш поезд мчался по легендарной скоростной магистрали навстречу не изведанному. Пути здесь были настолько хороши, что вагон шёл ровно, даже не раскачиваясь из стороны в сторону. Когда несёшь горячий чай, за поручни даже можно и не придерживаться - идеальные пути! За окном мелькнул Солнечногорск, освещённый лучами садящегося солнца и снова леса. Мы нагоняли расписание. Остановок на маршруте было немного: Тверь, Спирово, Вышний Волочок, Бологое и Окуловка.
После того как начальник подписал Марии бланк я решил поужинать. С собой у меня был отличный запас: несколько килограммов сахара, полсотни бпшек, более 10-тка банок консерв, но Мария отрезала мне ломоть куринной колбасы, дала огурцов, помидор, несмотря на то, что я отказывался.
Солнце всё ниже и ниже клонилось к горизонту.
-Надо как- то помочь? - поинтересовался я у Марии, но она отказалась. - Ну тогда я пойду проверю своих ребят!
-Конечно иди! - и я отправился по составу. Как и в прошлом году в 1 рейсе Наташа попала в купейный вагон в начале состава, а я так же в плацкартный в другом конце, кажется, что история повторяется... Пройдя ресторан и штаб, а так же практически все купейные вагоны дошёл до вагона Наташи, но она спала.
В целом кадровые проводники работой не напрягали, потому все, кто бодрствовал собрались в купе отдыха одного из купейников. Мы гоняли чаи и обсуждали события 1 рейса. За окном уже была ночь и скорый поезд разрезая тьму уносил нас в Санкт-Петербург... Вторая половина отряда уже тоже была в пути.
Со временем посиделки перенеслись в вагон Маши и мы снова пили чай, но на этот раз с повидлом. Когда я всё же уже добрался до своего вагона, времени было далеко за полночь. До Петербурга всего 9 часов езды, время летит быстро и мне ещё предстояло поспать и даже выспаться. 1 ночь в «Италмасе» была бессонная, непривычно, потому, раздевшись, я сразу вырубился на 2 полке.
Мария разбудила меня уже на подъезде к Санкт-Петербургу. Прямо в окно светило яркое утреннее солнце. Поезд замедлял ход и медленно переезжал с одной стрелки на другую. Ну вот мы и в Санкт - Петербурге! Пока я вставал, показалась и платформа, вот и вокзал, точно такой же как в Москве, будто не уезжали!
Пассажиры вышли, я же стал помогать Марии с уборкой, складывал все одеяла уголок к уголку.
-Пройдись, проверь, где перегорели софиты и запиши места - пусть лампочки поменяют!- перегоревших софитов действительно было много и скоро для Марии был составлен список. А ещё через полчаса нас потянули в РЭД Санкт-Петербург - Московский. РЭД -это Ремонтно-Экипировочное Депо, оно в 3 км от вокзала за станцией НавАлочная и Николаевскими мостами. РЭД- это в прямом смысле Ремонтно-Экипировочное Депо, наш состав полностью загнали в крытое депо, в Санкт- Петербурге экипировка проводится не где-то там в парке, а именно в депо, всё и сразу!
Нас поставили на 1 пути и рабочие сразу приступили к осмотру подвагонной части оборудования и аккумуляторным батареям. В депо было чисто и аккуратно, полы были наливные, в конце тупиков даже росли в горшках растения. Но что больше всего меня впечатлило это легендарные поезда "Красная стрела", и печальный подрывами "Невский экспресс", они стояли практически рядом - на соседних путях. Вот чувствуется 21 век! Красота и все условия для рабочих.
Скоро на соседний путь осаживали и фирменный поезд "ДВЕ СТОЛИЦЫ" с яркими оранжево- жёлтыми вагонами. Ребята ехали вовсе без остановок -у них был экспресс, но по их словам им ещё пришлось там потрудиться. Сумки у нас уже были собраны, сейчас нам предстояло устраиваться. Марии очень долго не было, возможно ушла пересчитывать бельё, она предупреждала, что в Петербурге необходимо лично приходить на склад, чтоб при тебе всё бельё пересчитали, либо платить деньги, чтоб за тебя это сделали. Но времени ждать не было, а поблагодарить и попрощаться хотелось, потому я выдрал бумажку из блокнота и написав: "Мария, спасибо Вам за всё!=)" оставил на видном месте в служебке и закрыл дверь на ключ.
Прежде всего мы познакомились с начальником резерва с очень короткой фамилией- Ли-это был такой жирный толстяк с китайскими глазками, мы его так и прозвали китайцем, хотя позже нам сказали, что он всё же вроде как кореец. Мы продолжили процесс трудоустройства, возле отдела кадров. В коридоре с окнами второго света, выходящих на столовую, не были предусмотрены сидения, потому нам пришлось сидеть просто на полу или стоять довольно продолжительное время, когда нам сказали: «извините, но в Петербурге мест нет и вы поедите работать в Мурманск, уезжаете сегодня же стажёрским рейсом, поторопитесь!» Но вот только отдел кадров совсем никуда не спешил, наконец, у нас началась беготня за разного рода бумажками, оформление, сдача экзаменов, время поджимало. Вообще трудоустроить нас в Санкт-Петербурге, а отправить работать в Мурманск в заполярье, чтоб не платить нам полярные надбавки - это было очень ехидно придумано! Ведь по договору -то мы трудоустроены в Санкт-Петербурге! Кому, что потом предъявишь, но это были лишь цветочки!
Мы добрались до экзамена по пожарной безопасности. Первыми пошли самые смелые и мозговитые, в том числе и я, как никак опыт за плечами уже был, но не тут то было, 3 пожарника - здоровых, наевших себе пузо, спрашивали вовсе не сусветные вещи, о которых все впервые и слышали, потому никто у них долго не задерживался, в том числе и я- мы заходили и тут же выходили, посовещавшись мы выяснили, что никто не знает ответов на их вопросы, а тем временем время уходило. Пока мы думали каким- то образом у Сашки - нашего нового командира из глаза выпала линза:
-Замрите!!!- и он принялся шарить по полу, мы не двигаясь присоединились, и, наконец , он её обнаружив, засунул с грязного пола к себе в глаз…
Мы решили что всё же надо тогда спросить у пожарников хотя бы пособия, но они откровено говоря потребовали взятку: собрать N-количество денег и принести N количество литров пива. Я, конечно, уже за 2008 год привык давать взятки и поборы, но чтоб трудоустроится теперь и за это надо заплатить, это уже было слишком!!! Такой поворот событий нас не устроил, и мы пошли докладывать о беспределе начальнику резерва. Несмотря на то, что Ли вмешался оперативно, на поезд мы опоздали, он ушёл в Мурманск без нас. Пожарники усадив нас в этой маленькой комнатушке нервно прочли нам лекцию, и выдали необходимые документы. Итак, мы теперь были трудоустроены! Но наш поезд ушёл и мы должны были где-то ночевать.
Пока решался этот вопрос мы сидели на улице возле резерва и играли в «крокодила» Мне успешно удалось изобразить Ли и его быстро отгадали, очень непросто давалась нам загаданная кем -то чёрная дыра, но было очень весело. Мы слышали, что здесь на фирменном поезде «Смена» Санкт-Петербург-Москва - работают петербургские студенты - вот повезло ребятам! Так же мы предположили, что у начальника резерва наверняка есть свой фирменный Студенческий Отряд Проводников, который так и называется СОП «Ли»-сопли! =D
Какая -то женщина постоянно объявляла с безобразным петербургским акцентом: «пооеезд, на Ааабухава, са фтарова путиии..» При чём это «пути» всегда как- то обрывалось, как будто ей микрофон выключали… Её интонации за день нам уже изрядно надоели…
Уже вечерело. В резерве нам выдали бумажку, с которой нас должны были пустить на ночлег на 49 поезд Санкт-Петербург-Кисловодск. И мы сразу же отправились туда. Состав стоял сразу за депо. Нам удалось достучаться до одного проводника, тот будучи пьян с радостью нас пустил. Мы еле погрузив свои сумки обнаружили, что там мы не одни, в вагоне были ещё какие-то пьяные мужики, которые косо посматривали на наших девушек. Мало того, оказалось, что в составе полно чёрных и проводников -цыган… Не релаксная нам предстояла ночка… В вагоне было душно, и сидеть в нём не хотелось, потому предложил ребятам отправиться на небольшую прогулку по Петербургу, многие устали, потому на прогулку согласились не все. Сашка, Юля и ещё несколько человек. Мы вышли по тропе из громыхающих плит, прикрывающих водоотводный канал на какую-то улицу с промышленными зданиями и отправились по ней, свернули на более жилую и ещё немного побродив, вышли к Неве и направились к Володарскому мосту. Кругом были серийные типовые серые советские строения. Всё выглядело уныло, мнение навеянное рассказами о сказочных красотах Петербурга мгновенно улетучились, Петербург не производил впечатления. Приближаясь к мосту мы услышали регулярный грохот. Сначала думали, что где -то гремит метро, однако скоро выяснилось: по мосту ехали адско громыхающие убитые разваливающиеся трамваи… Этот металлолом в комплекте с кривыми путями на железном мосту создавал поистине сильный грохот. Но ближе к мосту стало чуть красивее. Мы решили прогуляться до середины Невы по мосту.
Далее пошли обратно по Ивановской - она была оживлённой и зашли за необходимыми продуктами, такими как вода, в Дикси - это сеть неприглядных магазинов. Интерьер в них был удручающий, магазин больше походил на склад. Вообщем - то мы тоже устали и тронулись в обратный путь другими улицами.
Несмотря на вечер и клонящееся к горизонту солнце, в вагоне было ещё жарче, так как состав стоял на солнцепёке. О поезде начали выясняться весьма преинтереснейшие подробности: так выяснилось, что начальник поезда - наркоман, и с ревизорами он так же рассчитывается наркотой, наркоманы есть и среди проводников бригады. Поборы на составе большие-2000 за рейс, наркота -то денег стоит. Бригада в основном какие -то чурки да цыгане. Ночевать на таком составе нам уже совершенно не хотелось, тем более что местные так и раздевали взглядами наших девчат, а тем более и вообще работать на таком поезде! К тому же пьяный проводник рассказал нам, что ночью состав потащат на Навалочную, это нас ещё больше напрягло, ведь у нас были тяжеленные сумки и тащить их по камням и шпалам не самое приятное занятие. Потому мы решили, что сойдём ночью ещё до того момента как он тронется, но он нас уверял, что поезд раньше 3 ночи никуда не поедет.
Но ближе к часу ночи, когда уже стемнело, я и ещё несколько человек почувствовали не ладное и предложили покинуть состав, всем уже осточертело здесь находится и мы медленно начали выгружать и выгружаться. Пьяный проводник был даже против этого, но шухер поднялся, когда произошёл толчок и вагоны чуть дёрнулись, мы спешно стали перекидывать из вагона сумки, проводник даже смеялся и продолжал уверять, что раньше 3 мы точно никуда не поедем, но внезапно поезд тронулся и поехал, последние сумки вылетали из вагона уже на ходу так же как и выпрыгивали ребята, поезд уходил на Навалочную, мы вовремя успели! Собирая сумки по дороге, и смотря при свете луны вслед уходящему поезду мы понимали, что уж лучше перекантоваться где-то в депо, чем на этом составе.
Кто-то из девчёнок возле депо увидел крыс, и поднял панику, мне тоже послышался шорох, но я не придал этому значения…
Какое то - время мы безсмысленно слонялись по РЭДу, здесь уже был как минимум один ижевский отряд, они приехали несколькими днями раньше нас, и их так же отправляли в Мурманск, но они протестовали и не ехали, требуя работы в Петербурге, и в конечном итоге уже несколько дней слонялись здесь без работы, так как их не трудоустраивали…
Скоро мы всё же устроились в депо на наливном полу на сумках, ночь предстояла быть тяжёлой. Кто устроился в уголке, кто-то в грузовой тележке. Как бомжи… Вот так вот недружелюбно нас встретил Петербург=( Мимо проходили какие- то подозрительные лица, косо посматривая -то на нас, то на наши сумки, как будто что-то замышляя. Пол был холодный, но мне спать хотелось неимоверно. Немного повозившись, я сложился баяном и уснул прямо на полу в обнимку со своей сумкой, чтоб её не спёрли…
Так мы промучались большую часть ночи, когда ближе к утру над нами сжалились сотрудницы прачечной и пригласили нас, как поросят, поспать на грязном белье=D Как бы не смешно это звучало, но мы их искренне благодарили и быстро перебрались в прачечную. Радости нашей не было предела, ночь налаживалась, мы забрались на мешки с грязным бельём на разных кучах. Где-то подомной разместился Яшка, ещё не все улеглись на мешки как я уже вырубился. До самого солнечного утра сквозь сон я куда- то постоянно проваливался, то ли мешки из -под меня куда- то выползали…