Мне давно нравились необычные маршруты, ещё с 2010 когда у нас были 11 дневные турные поездки по маршруту Ярославль-Анапа-Архангельск-Анапа-Ярославль. (
28 глава) Чем замудрёней маршрут-тем интереснее, поэтому я не отказался, когда мне предложили совершить поездку по маршруту Ижевск-Адлер-Чебоксары-Адлер-Ижевск. Её продолжительность аж полмесяца почти-13 дней. Найти на такой рейс проводников очень сложно, все отказываются, так как слишком долго, а у всех дачи, огороды, огурцы, урожай. С виду всё прозрачно, но оказывается не только в этом причина. Но обо всё по порядку.
У нас «чебоксарская» прицепная группа, она ходит раз в 4 дня. Вся схема выглядит следующим образом.
Отправляемся большим 20 вагонным составом в Адлер, по дороге прицепляем Саранск и Пензу, приходим в Адлер, наша группа вагонов меняет маршрут на Адлер-Чебоксары и идём в обратный путь, по дороге отцепляем Пензу и Саранск, сами же отцепляемся в Канаше и идём нашей группой в Чебоксары, в Ижевск же уходит 14 вагонов, пока состав идёт в Ижевск и обратно у нас простой. Этот же состав выходит из Ижевска в 14 вагонной составности, и забирает нас в Канаше, по дороге как всегда Саранск и Пенза, вместе мы доезжаем до Адлера, меняем маршрут и уже в 20 вагонной составности идём по маршруту Адлер-Ижевск.
Так как на Адлер у нас 6 вагонов, а не 5 у нас меняется расстановка. Хвост и наш «штаб» на двойку, а остальные 4 плацкартные вагона на тройку. К сожалению, меня не поставили с Ольгой, этот рейс я еду с Леной и Ниной. Ольгу же поставили с молодой девушкой Алиной и ещё одной проводницей.
Лена и Нина это 2 бойкие прожженные проводницы. Нина нравилась мне своей душевной простотой и не прихотливостью, Елена же была чуть моложе и отличалась своей аккуратностью. Она выглядела очень хорошо и презентабельно, длинные крашеные в белый волосы, отутюженная красная блузка, юбка, всё с иголочки. Она могла быть украшением любого вагона и поезда, несмотря на предпенсионный возраст.
Нашим начальником была молодая девушка-первогодка. В качестве временного начальника поезда она работала первый год. Сразу на планёрке она мне не понравилась. Всю планёрку держала себя в жанре: «Я -звезда! Вы -говно!» Поездная бригада была студенческая, но студенты ехали по маршруту Ижевск-Адлер-Ижевск, у нас же своя прицепная бригада, которая разбавилась молодушкой Алиной.
После планёрки и расстановки мы отправились принимать плацкартные вагоны в парк. Нина, как и я не любила тройки, поэтому изъявила желание ехать одна, и мы будем лишь на подстраховке, но а мы с Леной. Ну может это не столько желание работать одной, сколько ехать одной в купе.
-Ну ничего! Нам же проще!- резюмировала Лена, когда мы затаскивали сумки. -Сейчас я размещусь, потом ты. Двоим проводникам всегда тесно в 1 служебке. Тем более у Лены целая тележка багажа.
Мы включили в салоне тусклый свет, и под потрескивание опилочных брикетов и закипающую в титане воду приняли вагон. Вагон был старый, ничего примечательного.
Начались маневры и состав осадили на вокзале. Посадка началась в 22:40. Пассажиров было очень много - полный состав. 497 всегда пользуется большим спросом.
В 23:10 диктор объявил наше отправление: «Пассажирский поезд № 497 Ижевск-Адлер отправляется…»
И вновь вокзал остаётся позади, а мы идём раздавать бельё, если быть вернее, я раздаю, а Лена проверяет билеты.
После того как наш главный бланк оформлен и я принёс на вагоны чайку да туалетку уже и Агрыз. Перед рейсом хорошо выспался, но Лена предложила эту ночь мне спать, а утром её сменить. На том и порешили.
Моё утро началось очень рано, Лена долго не выдержала, и рассвет над Волгой уже встречал я, периодически похаживая в вагон Нины. Оба наших вагона тихо и сладко спали.
В такую рань хочется спать -самое время взбодриться утренним чаем с пряниками или вафлями. Обожаю вафли, это безумно здорово, смотреть в окно, пить чай из подстаканника в бодро покачивающемся вагоне и хрустеть вафлями.
В 5:50 был Канаш. В такую рань платформа малолюдна. Меняем наш электровоз на тепловоз и продолжаем путь.
Пара техничек на разъездах и мы в живописном Алатыре. Пассажиры уже просыпаются, заваривают себе утренний чай или кофе, кому что по вкусу. Наш чай, как всегда не пьют. На юга обычно едут с пачками своего чая. Когда пассажир пьёт свой чай, проводник всегда грустит…
С Алатыря до Красного Узла мы уже ехали без остановок. Среди пассажиров нашёлся один гиперобщительный мужичок, которому не с кем было поговорить, и он пришёл рассказать мне о проблемах ЖКХ.
Хотя может быть слушатели и были, но спустя час, понял, слушателей у него уже точно нет. Стал делать ну очень скучающий вид. ЖКХ это не та тема, в которой мне было бы интересно участвовать достаточно долго. Мыл стаканы, смотрел в окно -тщетно. Наконец, я выразил мысль, что мне пора делать уборку, лишь тогда он со своим ЖКХ отстал.
К обеду проснулась и Лена, сменила меня, так что на Ромоданово у меня впервые за все года появилась возможность выйти за пределы станции.
Необычное применение водонапорной башни…
После Красного Узла собрались обедать, Лена сделала салатик из свежих овощей, ещё из дома принесла быстроконсервированный салат, развернула домашнюю курицу и заставила всё это меня есть. =D
За разговорами выяснилось, что у неё сын моего же возраста, ну от того мне и перепало столько заботы. Лена рассказывала мне про сына, про Малиновую Гору, микрорайон, где она живёт, о как она нахвалила этот район, который далеко не престижный, во всех красках о комфортности проживания и о том, что она никогда не променяет Малиновую Гору на какой-то там мой престижный Металлург.
-Я вообще не понимаю людей, кому не нравится Малиновая Гора! -подытожила она. Я лишь порадовался, что есть у нас люди, кто в дичайшем восторге от Малиновой Горы.
Лена же тем временем переключилась на рецепт салата.
-Я вообще люблю, чтобы всё было красиво! Заметил, как я красиво нарезала салат? -тут я понял, что мне не стоит предлагать свою вариацию поездных блюд, где всё просто накромсано и доперемешивается уже в процессе жевания. -Сейчас я найду тебе рецепт вот этого салата -делается быстро! -полезла она в телефонный интернет, наивно полагая что я между рейсами займусь консервацией.- Блин интернета нет, ну ничего, я тебе на бумажке напишу!
День был сегодня жаркий. Даже излишне для этой широты. Вот когда нужен кондиционер -его нет! Мы старались побыстрее накипятить воду и включить вентиляцию, которая просто гоняла жаркий уличный воздух.
В Саранске нас почти никогда не ставят на 1 путь, стоянка была всего 20 минут, с платформы далеко не уйдёшь.
Спать было нереально, пот просто бежал по телу и простыня взмокала, к Пензе поспать удалось едва, и Лена с Ниной крайне удивились, что это я не сплю, когда уже по платформе я прошёл мимо них. Солнце нещадно палило, обжигая открытые части тела, все пассажиры так же были на платформе, пытаясь спрятаться в тени состава, которой тоже было лишь едва. Но жара была такая, что некоторые предпочти спрятаться в салоне душного вагона.
Пензенский вокзал очень радует!
Смотри не промахнись!
43 минуты стоянки позади, а с нами Пенза, с нами Саранск, и в 22-х вагонной составности мы продолжаем путь. Вечером сменяю Лену.
-Слушай, до меня тут мужик докопался, приходит и рассказывает мне про ЖКХ! Больной чтоли?
-Да он всем рассказывает! =D
Проезжаем Сердобск и прибываем в Ртищево. Здесь стоянка всего 10 минут, а для пассажиров итого 5, прошу всех далеко не расходится, но кто-то из пассажиров с нашего состава все же убегает в ларьки за пивом. Рисковые, однако, ребята.
«До отправления пассажирского поезда №497 Ижевск-Адлер остаётся 5 минут!»
-Уважаемые пассажиры, проходим в вагон!
-Что уже?- понятно, жарко, все хотят глотнуть воздуха, покурить, но даже не все успевают выйти, ну самые нерасторопные, разумеется!
Платформа пустеет, объявляют отправление, электровоз подаёт оповестительный, и мы трогаемся. Как обычно захлопываю дверь, и мы набираем ход. Рядом с поездом бежал мальчишка, лет так 13-14, мальчишки часто бегают с поездами на перегонки, но поезд всегда выигрывает. Так и здесь, мальчишка стал отставать, когда мы набрали ход, но тут рядом с вагоном, пытаясь догнать, бежал мужик с бутылками, он кулаком ударил по моей двери, послышались крики моих пассажиров из салона:
-Срывайте стоп-кран!!! Мальчик отстал!!! Кто-то даже выскочил ко мне в тамбур с возмущением, почему я не срываю стоп-кран, но я резко оборвал их пыл доброй переживчивости словом:
-НЕЛЬЗЯ!!!- и приготовился к торможению, предполагая, что сейчас хвост рванёт, но нет, ещё секунды, заканчивается платформа, стоп-кран никто не сорвал, экстренного торможения, которое могло привести к травмированию пассажиров из-за падения или ошпаривания кипятком, к счастью не произошло, и можно было с облегчением вздохнуть.
Возвращение в вагон было встречено бурным негодованием, почему мы не сорвали стоп-кран и не посадили отставшего мальчика, на что пришлось людям рассказывать о безопасности движения и тот факт, что мальчик остался не один, а с отцом. Скоро эмоции поутихли и здравый смысл восторжествовал. Все пришли к единому мнению, что нефиг было на короткой станции бегать за пивом, тем более с мальчишкой.
Мы не так давно на планёрке разбирали телеграмму, когда женщина тоже бежала за поездом, схватилась за поручни, проводница, действуя по инструкции, сорвала стоп-кран, женщина не удержалась и упала под колёса - обе ноги отрезало разом! К счастью проводницу в этом деле оправдали. Инструкция всему голова! Мы тоже действовали по инструкции и никто не пострадал, ни опаздуны, ни пассажиры поезда из-за опаздунов.
Ребят, ни 1 уходящий поезд, даже если там уже ваши вещи, не стоит отрезанных ног!!! Берегите себя!
Эта история стала самой обсуждаемой в этот вечер, многие интересовались, что будет с ними дальше. У них есть шанс догнать наш поезд и продолжить путь. Когда они это сделают-это уже в их руках. Но а мы спокойно продолжаем путь, проходим Аркадак и в 21:30 мы прибываем в Балашов.
Воздух становится чуть прохладнее, но в вагоне всё так же духота, но под ночь должно быть свежее -выветрится.
По мере необходимости заходил в вагон, пассажирам что-то понадобится или ещё что. Выйдя в очередной раз на платформу, обнаружил уже идущую с хвоста начальницу Наталью.
-Почему вас на посадке не было???- с гоном спросила она.
-В вагон заходил!
-Какая была надобность заходить в вагон??? - докопалась она.
-Свет выключить!
-Зачем свет выключать?
-22 часа!!! - показал на часы и утёр ей нос. Она лишь фыркнула и ушла. Наглядный пример, как из грязи в князи, ещё вчера сама проводницей ездила, сегодня уже корона жмёт.
Опоздуны, как мы их не ждали, в Балашове нас не догнали. В поезде осталась мать и жена опоздунов в 1 лице.
Отправляемся из Балашова, пассажиры укладываются спать, но уже минут через 20 Родничок-техничка на полчаса, здесь к нашему поезду приезжает говновозик, и высасывает фекалии из биотуалетов. Кто ещё не успел уснуть и кому душно выходит ко мне в тамбур. В тамбуре можно устроить сквозняк, любоваться звёздами или слушать стрекотание кузнечиков и гул ГАЗика- ассинезатора. Но биотуалетов у нас в составе мало, поэтому уже через 15 минут мы продолжаем путь, сократив стоянку в 2 раза. В этом особенность техничек, раз и поехал, потому не выпускаем людей.
Поворино, Новохопёрск, Таловая, Бобров. У нас полный вагон, да и здесь обычно никто никогда не садится, жутко хочется спать. В вагоне Нины тоже всё тихо. Решаю подремать на 53 месте, деля его с мешками. Ночь свежа и прохладна, начинает сильно дуть в бок. Поправляю солнцезатемнитель, похоже, здесь большая щель в окне, свищет здорово, стараюсь даже как-то мешком прикрыться.
Доезжаем до Лисок, здесь стоянка 25 минут. Все спят, платформа пуста, прогуливаясь вдоль вагона, замечаю нечто… И понимаю почему дуло…
Окно вывалилось в салон XD. Бывало, деревянные окна проваливались, но чтоб пластиковое вывалилось в салон ещё не было. Держалось оно только 2-ой полкой, на которую и опиралось. Решаю, что звать ПЭМа и устраивать шумный ремонт посреди ночи не лучшая идея и решаю доехать с ним до утра, завалив и прижав мешками, чтоб не выпало.
Евдаково, Подгорное-тех, Россошь с 23 минутной стоянкой и пошли 2-х минутки: Митрофановка, Кантемировка, Чертково. Проснувшейся Лене рассказал про окно.
-Пусть так и будет! Сейчас жара, пусть лучше продувает! -действительно, я об этом не подумал, форточек нам не достаточно.
Лена сменила меня, и я лёг спать. А проснулся уже тогда, когда за окном мелькали корабли, покачивающиеся на синих волнах Дона.
Долго крутились вокруг Ростова-на-Дону, чтоб приехать на станцию Ростов-Первомайский. Наш поезд не считается сверхважным, поэтому несколько лет назад нас перевели с главного на эту станцию, где 3 пути и 1 платформа. Традиционно поставили нас на солнцепёк так, что спрятаться негде. Пассажиры пропустили электричку на Таганрог и спрятались в тени наливного. Я же поднялся на путепровод осмотреть окрестности и не увидеть там совершенно ничего! Одно радует, на Первомайской не садятся ревизоры и донские пассажиры, им лень, да и гордость не позволяет ехать на поезд вместо Ростова-Главного в такую тмутаракань.
Скоро продолжаем путь и пересекаем Дон. Где-то на верхних полках в служебке мы нашли коробки из картона для розжига, но умело приспособили их под «кондиционер» Если вставить картонку в форточку, то под правильным углом она даёт хороший поток воздуха. А ветер, хоть и жаркий, значительно приятней стоящего жаркого воздуха.
Что касается опоздунов, то наш поезд они всё же не догнали и взяли билеты на другой…
Вечером уже в мою смену пошли 2-х минутки: Староминская, Каневская, Брюховецкая, а потом просто графиковая жесть: 16 технических минут на Тимашевской, потом 95 минут на станции Краснодар-2. Наш поезд просто задвинули и поставили 1,5 часа пропускать другие поезда, причём стояли мы не у платформы и пассажиры были вынуждены сидеть в 40 градусной духоте, все мы толпились в тамбуре, надеясь на скознячок, но был поздний тёмный вечер, ветер давно утих и поднимался лишь от проходящих мимо поездов. Людям ничего не оставалось, как только обтираться влажными полотенцами, меня же обычно спасает обливание водой головы. Набираю воды в обрезанную бутылку, высовываюсь из тамбура и поливаю, сразу легче становится.
Кто -то из пассажиров, ехавших до Краснодара не стал себя мучать и с багажом спрыгивал с поезда. Многие наши пассажиры им позавидовали, но они уже приехали, а кому-то ещё дальше, ещё ночь.
Минуты шли томительно, люди пытались уснуть, но в такой духоте это было не возможно, но стоянка всегда рано или поздно заканчивается и мы тронулись с Краснодара-2 в Краснодар-1, где традиционно стоянка 5 минут и мы вновь в пути.
Но после Краснодара не легче, через 18 минут Энем на 30 минут, 39 минут в пути, 37 на Саратовской, но пассажиры всё же старались уснуть.
Ночь была свежее, Нина спала, поэтому на обоих вагонах открывал и выпускал желающих уже я, а с Горячего Ключа вагоны уже вела Лена до утра.
А утро мы уже встречали на черноморском побережье: Лазаревское, Лоо, Сочи, Хоста и вот он Адлер.
Пассажиры с облегчением вздохнули, когда вышли из вагона, ну у нас народ не избалованный, они понимали, что их ещё ждёт обратная дорога, но сейчас все стремились забыть ужасы плацкартного вагона, и с улыбками предвкушали ласкающие солёные волны тёплого моря.
Пассажиры высажены, первым делом иду помогать Нине скручивать матрасы, она молодец, делает уборку как электровеник, пока докрутил матрасы, она уже намывала полы, а вот у нас с Леной в вагоне ещё матрасы ждут. Но ничего. Вдвоём уборка идёт значительно быстрее. Наш состав уже был осажен в парке, рядом с 2-х этажником.
Выношу с обоих вагонов мусор. Меняем маршрутные доски с Ижевск-Адлер на Адлер-Чебоксары. Это самая изюминка маршрута. Я такого с 2010 не делал и сейчас нам предстоит ехать не домой, а в какой-то другой, ранее не виданный город.
Продолжение следует.