Оригинал взят у
stkorn в
Молоко А вы когда нибудь задумывались, почему:
• одно молоко можно хранить в холодильнике всего несколько дней
• а другое может полгода стоять в тепле на полке?
Я тоже задумывался, но искать ответ в интернете было влом. Но сегодня я наконец-то озадачился этим вопросом. Итак, оказывается, молоко бывает пяти видов:
• Парное - прямо из-под коровы. Бесспорно, самое полезное - НО, если это корова ваша. И вы уверены, что она ничем не болеет, что её доят чистыми руками, и всё такое. В противном случаях, есть некоторая вероятность провести ближайший день в обнимку с белым фаянсовым другом.
• Пастеризованное - грубо говоря, выдержанное при температуре 70°С несколько десятков секунд. При этом в молоке гибнет патогенная микрофлора, а все полезные компоненты молока: молочнокислые бактерии, витамины, антибиотические вещества - остаются. Срок хранения такого молока - несколько суток.
• Топлёное - подогревавшееся в течении 3-4 часов при температуре 95°C. Такое молоко приобретает кремовую окраску, за счет взаимодействия молочного сахара с аминокислотами белка. Топлёное молоко отличается от пастеризованного повышенным содержанием жира (6 % против 2,5-3,5 %), кальция, железа, витамина А. Однако, из-за длительной тепловой обработки в нём значительно меньше, чем в пастеризованном молоке - витамина С (в 4 раза) и B1 (в 2 раза). Подробнее -
здесь.
• Стерилизованное - существует
несколько способов стерилизации молока. В настоящее время используется "ультравысокотемпературная обработка" - молоко нагревают до 130 - 140°С и практически мгновенно охлаждают. При таком нагреве погибают практически вся микрофлора, в том числе и полезная.
Разрушаются витамины B1, В6, В12 и С, полиненасыщенные жирные кислоты,
лизин и
цистин. Зато такое молоко можно хранить несколько месяцев.
• Восстановленное из сухого - на распылительных установках молоко сушат горячим воздухом при температуре 150-180 °C. (см.
здесь). Естественно, что при подобной обработке теряются как вкусовые, так и витаминные свойства молока. Хотя, питательные свойства продукта - остаются без изменений. Зато сухой порошок можно хранить до 8 месяцев.
А теперь, давайте внимательно посмотрим, что у нас продаётся в магазинах. Здесь я опираюсь не только на интернет, но и на мнение своих замечательных друзей, так или иначе связанных с молочной промышленностью.
• Во-первых, рынок молока Москвы и регионов -
существенно отличаются друг от друга. Каждый раз, приезжая по командировке в Нерезиновую, я удивляюсь: как можно жить, при таком скудном выборе молочных продуктов, при этом совершенно отвратительнейшего вкуса?
Вообще, продовольственная проблема Москвы - тема совершенно отдельного поста. Сейчас скажу только, что в магазинах преобладает именно стерилизованное молоко с полугодовым сроком хранения. Я всегда удивлялся: для кого по центральным каналам рекламируют "Домик в деревне" или "Весёлый молочник"? Ведь в регионах эту пакость никто не покупает.. Теперь понял - для москвичей. За жизнь в мегаполисе надо расплачивацца.
Особенно огорчает глумливая надпись "вкусно как в детстве". В нашем детстве стерилизованного молока не было. Впрочем, для меня "Вимм-биль-данн" сродни макдональдсу и прочим продуктам колонизации.
• Второе утверждение - продовольственные гиганты типа "Лианозово" (Вимм-билль-данн) работают преимущественно на сухом молоке. В Московской области просто нет столько животноводческих хозяйств, чтобы обеспечить потребность в молоке десятимиллионной столицы. Вот
здесь подтверждение "В прошлом году (2006) в «Можайском» надоили 5139 тонн, девать его было некуда - не брали: вся Москва сидела на порошковом молоке".
Раньше такие предприятия закупали
сухое молоко зарубежом. Однако, отмена фермерских субсидий в Европе, которая привела к общему повышению цен на сухое молоко - сделала закупку иностранных молочных продуктов не выгодной. Кроме того, Белорусия начала также поставлять своё молоко в Европу. А Новая Зеландия - заключила долгосрочный договор с Китаем (там реализуют программу "Каждому ребёнку - стакан молока в день).
• В результате повышения спроса на отечественное молоко (в том числе и сухое) - начала рости закупочная цена. Если в начале 2007 года она составляла ~8-10 рублей за литр, в зависимости от региона, к сентябрю дошла до 15 рублей. С некоторой стороны это даже хорошо - так как впервые отечественное животноводство, развивающееся по экстенсивному пути оказалось востребовано и даже не убыточно.
Вообще, российское животноводство характеризуется большими издержками и низким уровнем механизации. Климат не позволяет пасти стада на пастбищах круглый год, а отопление тех же коровников, толщиной в два кирпича - выходит в круглую сумму. Так что животноводству такое повышение закупочных цен как раз выгодно.
Однако, не только международный рынок виноват в повышении цен на молоко.
• 10 октября 2007 года
Брянское управление Федеральной антимонопольной службы признало ОАО «Брянский молочный комбинат» нарушившим ст.10 и ст.11 федерального закона «О защите конкуренции». Отпускные цены на молоко ОАО «Брянский молочный комбинат» по состоянию на 1 октября 2007 года для потребителей Брянской области составили 26,32 руб. за 1 литр. Антимонопольное управление предписало комбинату прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем установления отпускных цен на молоко в размере не выше 21 руб. 40 коп. за 1 литр.
Только сегодня увидел в местных супермаркетах:
рядом с традиционным "Простоквашино" (владелец -"Юнимилк")
- 26.70 руб за 1 литр
молоко местного районного производителя "Чаплыгинмолоко" по 19.50 руб за 1 литр
Оба молока:
• пастеризованные
• 3,2% жирности
О чём это говорит? Это говорит о том, что кто-то хочет кушать всё лучше и лучше, и как обычно за счёт других.. Я не против достойной оплаты труда - но я против, когда на мне откровенно пытаются нажиться.
• Ну и наконец третий и самый "больной" вопрос - про восстановленное молоко.
В нашей стране до сих пор нет нормативных актов или ГОСТов, обязывающих производителя указывать, является ли молоко цельным, или восстановленным из сухого. Например, небезизвестный радикал и страж продовольствия
Геннадий Онищенко вообще считает, что продукт, полученный разбавлением сухого молока должен называться "молочный напиток" - но уж никак не молоко. Но об этом мы уже слышали лет десять назад - однако, воз и ныне там.
Начнём, как обычно - с "Вимм-билль-данна". Вот
замечательная статья: Сейчас производитель ведет переговоры о раскрашивании всех 60 автоцистерн, курсирующих от молочных хозяйств до московских заводов В-Б-Д.Реклама на молоковозах должна развеять заблуждение покупателей в том, что расфасованное в картонные пакеты молоко сделано из порошка, объясняет Сарайкин. Будь у Сарайкина под рукой калькулятор, он бы подсчитал, что 60 молоковозов не хватит, даже чтобы покрыть 1/10 от общей потребности Москвы (из стандартного расчёта 0,5 л на душу населения).
Кроме того, Сарайкина выдаёт вот этот документ: "
Годовой отчёт ОАО "Лианозовский молочный комбинат"" где написано: "Если мы не сможем смягчить такого соотношения между спросом и предложением - путем осуществления закупок сырого молока в зимний период по конкурентным ценам или путем использования сухого молока - это может привести к значительному повышению себестоимости продукции зимой и к снижению рентабельности нашего предприятия."
• Чтобы узнать правду, читаем
вот эту статью: Использование сухого молока - это неизбежность, связанная с особенностями отрасли. В мире есть два пути развития молочного животноводства: интенсивный, когда коровы одинаково доятся круглый год, и экстенсивный, при котором существует понятие сезонности производства. Российский сценарий - второй. Летом и осенью молоко производится в больших количествах, зимой и весной объемы падают.
От использования сублимата в производстве молока все крупнейшие производители открещиваются. Но источники внутри компаний утверждают, что это лукавство - если зимой- весной неожиданно возник дефицит сырья, производство никто останавливать не будет: молоко под известными брэндами пойдет порошковое. Так, руководитель службы логистики одного из крупнейших молочных холдингов на условиях анонимности рассказал, что около 40% молока, произведенного под широко рекламируемым брэндом, в "несезон" делается из порошка. Речь идет о брэнде нижнего ценового сегмента: в производстве своего дорогого молока холдинг, по словам его сотрудника, не использует сублимат. Эти цифры подтверждает и Ольга Мезенцева, специалист по развитию Останкинского молочного комбината: "Напоить зимой всю Москву одним лишь натуральным молоком невозможно. Поэтому почти все производители гласно или негласно используют восстановленное из сухого сырья".
Собственно, "порошок" в больших объемах используется и летом - но в производстве не молока, а других молочных продуктов - например, мороженого и йогуртов. Классическая технология производства йогурта, кстати, этого тоже не допускает. Но следовать "классике", предполагающей выпаривание воды, мало кто решается из-за высокой стоимости. Для придания продукту нужной консистенции проще взять сухое молоко. А поскольку полезной микрофлоры в порошке нет, в продукт добавляют также специальную закваску - полезные бактерии.
Делаем выводы:
• Из пастеризованного и стерилизованного молока, следует выбирать пастеризованное. Витаминов в нём больше, полезных бактерий - тоже. Такое молоко не может храниться дольше нескольких суток.
• По пачке молока никак не узнать, выработано ли оно из цельного, или произведено из сухого молока.
• В так называемый "сезон большого молока" - с мая по сентябрь вероятность, того что молоко будет невосстановленным - существенно повышается.
• Зимой большая вероятность нарваться на восстановленное молоко, даже не дорогих брендах.
• Для роста цен на молоко существуют как объективные причины (повышение спроса на отечественный продукт из-за существенного дефицита и удорожания иностранного), так и субъектиные (желание отдельных участников рынка нажиться на сложившейся ситуации).