В прошлом году в Старом Осколе сформировалось и начало активно действовать движение «В защиту Детства». Инициатор создания группы Татьяна Труфанова сегодня занимается официальной регистрацией движения в администрации Старооскольского округа как городского отделения общероссийской организации. В нашем городе движение «В защиту Детства» началось с того, что Татьяна и несколько ее подруг, как правило, мамочек, имеющих малолетних детишек, решили помогать семьям, которые переживают трудные времена, можно сказать, оказались за чертой бедности. Социальные выплаты у них или ничтожны малы, или совсем отсутствуют, и люди практически теряют надежду как-то улучшить свое положение и вырваться из нищеты. По интернету, объявлениям в газетах и через знакомых Татьяна и ее единомышленницы стали находить тех, кому срочно необходима помощь вещами, продуктами питания, мебелью. Естественно, в круг их внимания сразу попали многодетные и малообеспеченные семьи, матери-одиночки и те, кто, будучи сиротами, выросли в детском доме и которым ныне требуется социальная адаптация в новых условиях жизни. Особенно оперативно работают члены движения, когда органы опеки угрожают забрать детей у родителей из-за скудости домашнего рациона или отсутствие ремонта. Совсем недавно полную машину вещей, памперсов, игрушек Татьяна с помощницами отправила в Краснояружский район для молодой многодетной семьи, где органы опеки покушались поместить четверых детей в детский приют из-за ненадлежащих условий проживания. Так что Татьяна категорически против принятия каких-либо ювенальных проектов: на практике ей уже хорошо знакомы механизмы действия ювенальных технологий.
В прошлом году в социальной сети «Одноклассники» Татьяна Труфанова зарегистрировала группу «В защиту Детства». В ней уже более 700 участников, за помощью обращаются не только местные жители, но и проживающие в отдаленных регионах. Посылки с гуманитарной помощью уходят в Кемерово, Московскую и Курскую области, Чебоксары. Но в приоритетах, конечно, - семьи Белгородчины.
Мы беседуем с Татьяной Труфановой в небольшой двухкомнатной квартире, где проживают ее муж, несколько иронично относящийся к общественной деятельности супруги и ее подругам - «Вам в декрете заняться нечем», но и не препятствующий, а часто и подсобляющий, и трое ребятишек: семилетний Захар, восьмимесячная Серафима и пятнадцатилетняя Ирина. Кстати, Ирина - неродная дочь. Пять лет назад Татьяна взяла девочку из детского дома, оформила опеку, с тех пор Ирина называет ее мамой. Большая часть свободного пространства квартиры заставлена коробками и пакетами - это собранные и приготовленные для передачи вещи. Точно такие же коробки стоят у других энтузиастов движения Эллады Данильцевой, Ольги Авдеевой, Ларисы Коноваловой. Поэтому члены движения ищут помещение, где можно было бы хранить, собранные и переданные им вещи.
Движение «В защиту Детства» для Татьяны Труфановой началось еще 15 лет назад, когда, работая медсестрой в больнице, она увидела маленького Андрюшку. Его забрали у мамы, страдающей алкоголизмом. Тогда Татьяна даже не была замужем, но щупленький мальчонка ей очень приглянулся. Оформив гостевой режим, - тогда это сделать было просто, написав заявление от руки, - Татьяна забирала его домой по выходным и праздникам, навещала в детском доме и интернате. Теперь же восемнадцатилетний Андрей частенько навещает свою маму. Ведь мама - это та женщина, которая не только подарила жизнь, но и любовь своему ребенку. Так что для Татьяны Андрей и Иринка - абсолютно родные дети, и, наверное, поэтому она очень чутко чувствует боль маленького человечка, оставленного без родительской заботы.
- Вот как это не возвращать в семью ребенка, - возмущается Татьяна, рассказывая о ситуации в семье Веры Куликовой из Краснояружского района Белгородской области. - Вера и ее муж - оба сироты. По закону им каждому положено выделить жилье. На деле - дали один дом на двоих, и то развалюху в 36 квадратных метров. Тут тебе и комната, и тут же и кухня. Недавно родился четвертый ребенок. Органы опеки тут как тут: плохие условия проживания, нет ремонта, нет спальных мест для детей. У них площади позволяют четыре кроватки поставить? Это никого не волнуют. В селе заработки невелики - муж получает всего 10 тысяч - этот факт органы опеки тоже во внимание не берут. Старшего ребенка забрали в приют. Мы за сутки собрали им помощь: игрушки, одежду, постельное белье, новую коляску - все отвезли. Расстояние, как до Москвы. Опека пришла, посмотрела, поудивлялась красивой коляске, но посетовала, что мяса в холодильнике нет. Ребенка не возвратили, новая причина - зимой в доме холодно. Сейчас и на улице потеплело, а мальчик по-прежнему в приюте. Очередное препятствие - долг по коммунальным платежам. Оказывается, всего-то - 10 тысяч рублей. Как видим, причины можно находить до бесконечности. А семья молодая, опыта житейского нет, бьются, как могут. Сами в сиротских домах провели детство, теперь, выходит, и их дети могут там оказаться? Справедливо это? И какая тут помощь семье от органов опеки: взять и детей отобрать?
Таких примеров у Татьяны Труфановой немало: мама-инвалид с трудом поднимает детей, или папа один воспитывает малышей. Как правило, люди прячут свою бедность, стесняются просить о помощи. Зато появляется другая категория людей, которая трудиться особо не хочет, а вот воспользоваться щедростью благотворителей не прочь: просьбами о помощи движение забросали цыгане. Отказывают члены общества и тем горе-родителям, которые пьянствуют и ведут асоциальный образ жизни. Тут, действительно, должны быть выработаны эффективные рычаги воздействия, только почему-то такими рычагами становятся дети. Их забирают - так ведь проще, а родители продолжают катиться по наклонной.
Наше государство, вступив в эпоху рыночных отношений, за бортом оставило огромное количество населения. И так невысокие зарплаты все больше съедают коммунальные расходы, плата за детские сады, кружки и секции, за обучение в вузе. Льготы многодетным семьям - ничтожны. А почему бы государству полностью не взять на себя оплату коммунальных услуг на себя, когда в семье растут пять и более ребятишек? Сделать бесплатным для таких детей посещение спортивных секций и музыкальных школ? Поэтому в перспективе Татьяна Труфанова вместе со своими друзьями по движению надеется организовать на безвозмездной основе юридическую консультацию семьям, бесплатные кружки и секции для детишек из многодетных семей. Вести занятия могли бы члены движения, родители, добросердечные граждане. Она планирует сотрудничать с органными социальной защиты, другими общественными организациями, которые занимаются подобной деятельностью, социальными работниками храмов. Когда усилия объединены, тогда и эффективности больше. Но уже сейчас можно смело обращаться за помощью в движение «В защиту Детства» через группу в социальной сети или позвонить по телефону - 89524590174. И ваша просьба не останется без ответа.