Jul 11, 2012 12:31
Сергей КИЗИМА: Союзное государство можно смело называть колыбелью евразийской интеграции
07.07.2012
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
(Минск):
- Союзное государство можно смело называть колыбелью нынешнего проекта евразийской интеграции.
Один из факторов его важности для будущего Евразийского союза заключается в том, что Союзное государство доказало возможность сохранения мощных интеграционных структур между постсоветскими странами, даже испытывающими серьезные проблемы в отношениях. Пока между Россией и Беларусью бушевали нефтяные, газовые и молочные войны, военные двух стран спокойно проводили совместные масштабные учения, студенты ездили учиться из Минска в Москву и наоборот, пользуясь преференциями в рамках Союзного государства, а пенсионеры двух стран выбирали, в каком месте общесоюзной территории встречать старость. Такая прочность дорогого стоит. Наивно рассчитывать, что будущее Евразийского союза будет безоблачным и между теми странами, что в него войдут, не будет никаких противоречий и проблем. Несомненно, будут, и опыт разрешения конфликтов в рамках Союзного государства следует пристально изучать, чтобы задействовать те же механизмы в решении будущих конфликтов в рамках евразийской интеграции.
Союзное государство самим фактом своего существования в течение полутора десятилетий доказало, что возможен прочный союз государств с разной направленностью экономик. Российская экономика после краха СССР в основном стала сырьевой, белорусская сделала ставку на сохранение и приумножение промышленного сектора. Но и в рамках разных моделей экономического развития удалось сохранить союз двух столь разных экономик, что тоже является бесценным опытом для будущего Евразийского союза.
Союзное государство смогло выдержать мощнейшую информационную атаку как внешних, так и внутренних противников союзной интеграции. Все спонтанные и спланированные атаки не нанесли вреда Союзному государству, а лишь сделали его сильнее. Те же атаки, что велись в адрес Союзного государства, теперь ведутся в отношении евразийской интеграции. И поскольку масштабная и многофакторная евразийская интеграция нескольких государств является еще более опасной для противников самостоятельной постсоветской интеграции, чем интеграция двух государств в рамках союзного проекта, мощность этих атак будет несопоставима. И уроки выживания Союзного государства, сохранения своей самости и идентичности в чуждом информационном поле будут очень востребованы для успешности евразийского проекта.
Союзное государство в данный момент достигло такой глубины интеграции, которой планируемый Евразийский союз не достигнет и в ближайшие несколько лет. Мы ожидаем к 2015 году создание Евразийского экономического союза, но Союзное государство уже вобрало в себя значительно больше форматов. Чтобы стать похожим на Союзное государство, евразийская интеграция должна породить Евразийский социальный союз (гарантии защиты социальных прав для граждан России, Беларуси и Казахстана на всей евразийской территории), Евразийский военный союз (теснейшую интеграцию военных сил трех стран, совместные группировки войск, совместную систему ПВО), Евразийский политический союз (совместные парламентские структуры, планы по согласованию внешней политики в МИД всех трех стран). Лишь совмещение этих форматов с планируемым форматом Евразийского экономического союза может позволить со временем прийти к созданию Евразийского союза, который станет в этом случае равен по набору интеграционных полномочий нынешнему Союзному государству.
Опыт союзного строительства включает реализацию десятков союзных программ, многие из которых спасли от уничтожения целые отрасли промышленности в России и Беларуси, а от безработицы - сотни тысяч граждан. В условиях достаточно ограниченного финансирования часто умудрялись творить настоящие чудеса по спасению передовых технологических разработок советских времен от полного забвения и устаревания. В рамках евразийской интеграции также не приходится ожидать щедрых финансовых потоков для решения совершенно насущных задач по реиндустриализации и развитию технологического потенциала. В этих условиях опыт союзных программ совершенно неоценим для успеха новых евразийских программ.
В ходе евразийского строительства необходимо реализовать множество проектов по слиянию и кооперации отдельных предприятий в России, Беларуси и Казахстане в рамках общих специализаций. И тут имеется неплохой опыт Союзного государства, который может помочь. Чего стоит хотя бы история создания Белорусской калийной компании, которая стала одним из мировых лидеров на рынке калийных удобрений только благодаря успешным процессам союзной интеграции!
Союзное государство будет по мере развития евразийских интеграционных структур являться важным пространством для координации усилий единомышленников по восстановлению единства постсоветских народов на новой основе. За полтора десятилетия сформировались круги политиков, экспертов и промышленников, у которых есть общие интересы, понимание важности сохранения прежних темпов интеграционных процессов и отчетливое осознание того, что возрождение экономического потенциала в постсоветских странах и выход на новые высоты возможен не благодаря некой «помощи» со стороны, а как раз вопреки внешним попыткам помешать.
Эти круги единомышленников должны выйти из рамок Союзного государства на просторы евразийской интеграции, создавая здоровое ядро для поддержки новых форматов единения.