Так у нас - еще более-менее, оказывается...

Mar 17, 2010 18:58

Социологи спросили у жителей США, что такое Пасха. В среднем 70% в своем ответе упомянули "религию или духовность", хотя среди молодежи до 25 лет с религией этот праздник связывают только 58%. Только 42% опрошенных знают о том, что Пасха - воспоминание Воскресения Христа из мертвых. Другие респонденты назвали его просто "христианским праздником", " ( Read more... )

Церковь и мiр, Социология

Leave a comment

Comments 9

taki_net March 17 2010, 16:50:17 UTC
Я не буду говорить про СССР (но моя оценка расходится с Вашей примерно вдесятеро), я спрошу о России сегодня. Вы полагаете, что при свободном опросе (без предложенных формулировок, а именно таким был американский) 42 процента назовут "Пасха - воспоминание Воскресения Христа из мертвых"? Да хорошо если 10.

Reply

serj_sven March 17 2010, 19:40:48 UTC
Сегодня-то как раз назовут - благо, для того, чтобы сказать подобную фразу, большого ума (и богословского образования) не надо. Она на слуху примерно так же, как тогда - бессмертное "...космические корабли бороздят просторы Вселенной". А вот за то, что фраза "Христос воскрес!" и тогда была достаточно хорошо известна в обычных неверующих советско-российских семьях, так же как другие "обрывки традиции" вроде крашеных яиц, куличей, бабушкиных икон и обряда крестить новорожденных - я ручаюсь. Другой вопрос, что к ней относились как к архаизму и не имеющему практического значения пережитку старины.

Так что конкретные акценты и формулировки могут (и даже не могут не) различаться, а вот соотношение "религиозных" и "нерелигиозных" трактовок существа праздника, думаю, было бы достаточно близким к американским данным. При том отличии, что у нас многие бы не преминули упомянуть "пережиточный" и "заблужденческий" статус религии.

Reply


rimsan March 17 2010, 17:04:13 UTC
Для меня Пасха это один из самых любимых праздников после Нового года и дня рождения. В этот день встречается вся моя семья, съезжаются все родственники и поэтому он всегда наполнен домашним уютом и радостью.

Reply

serj_sven March 17 2010, 19:42:02 UTC
И для нас тоже! :)))

Reply


asafich March 17 2010, 21:04:23 UTC
Большинство американцев - протестанты разных деноминаций, и для них Пасха не играет той роли, которую играет для нас. У них же главный праздник - Рождество. Отсюда и их неосведомленность. На это надо делать поправку, сопоставляя ситуацию в России и США.

У меня впечатление, что США - действительно очень религиозное общество. Количество храмов здесь очень велико, и они (в отличие от Германии, а тем более Франции), вполне используются по назначению. Другое дело, что тут иная религиозность, чем привычна нам...

Reply

serj_sven March 18 2010, 04:50:36 UTC
Да, совершенно верно :) Хотя и католиков у них тоже немало.
Я веду речь не о "степени религиозности", которую очень трудно "замерить", а о том, что Б.В. Дубин называет "массовой религиозной культурой". А сюда входят обыденные знания о религиозной традиции. В религиозном сообществе они предполагают осведомленность не только об основных праздниках, символах и событиях традиции, но и о второстепенных. Поэтому и критерий, применяемый для позднесоветской России и для современных США, должен быть разным - для них "средняя планка" выше.
Учитывая это, от них вполне можно было ожидать несколько большего, а от нас - несколько меньшего.

Reply

asafich March 19 2010, 15:33:24 UTC
Да, именно эту "массовую религиозную культуру" (мрк) я и имел в виду. Но, мне кажется, данный тест говорит только о том, что в российской мрк Пасха - гораздо более значимый праздник, чем в США. Отношение к Пасхе в США сопоставимо, скорее, с отношением к Сретенью в России (про смысл этого праздника у нас знают гораздо меньше). Кстати, в американской мрк явно более значим ветхозаветный пласт (отсюда, кстати, и ответы Тома Сойера).
А у католиков Пасха - тоже второй по значимости праздник после Рождества.

Reply

serj_sven March 19 2010, 17:25:38 UTC
Ваш подход многое объясняет.
Любопытный получается "диахронический" срез. Значит, параллель "Пасха - Сретение". Это интересно весьма! Спасибо за идею, Алексей!
Согласен насчет ветхозаветного пласта в протестантской культуре; я на это обращал внимание еще в ранней юности - популярность ветхозаветных имен у американских протестантов в классической литературе просто "зашкаливает".

А как, кстати, у католиков и протестантов со Сретением? Оно у них на каком месте в иерархии праздников, не знаете?

Reply


(The comment has been removed)

serj_sven March 19 2010, 17:29:25 UTC
"И мы знаем, что так было всегда..."
Специалисты пишут, что двоеверие в России сохранялось вплоть до начало XX века. Не весь языческий пласт был переварен христианством.
Так что ж удивительного, что это вовсю проявилось сейчас, когда мы поднимаемся в плане религии даже не с нуля, а "из минуса"?

Reply


Leave a comment

Up