(no subject)

Feb 13, 2014 21:52

К предыдущей части

День третий, 17 июля (продолжение 2)

И вот когда мы с Димой ехали в автобусе по бетонной дороге, соединяющей Гремиху с Островным, и смотрели по сторонам, я испытывал двойственные эмоции: с одной стороны я был просто счастлив, что наконец-то смог сюда попасть и увидеть все своими глазами, с другой стороны, огромную грусть от увиденного. Ряды пятиэтажек с выбитыми стеклами, дома с заложенными кирпичом окнами. Практически, отсутствие на улицах людей. Брошенная техника, заброшенные хозпостройки, ангары и т.д. Там, где еще живут люди, за домами пытаются следить, поэтому изредка встречаются покрашенные дома. Еще одно недавно отремонтированное здание - это двухэтажное здание администрации в Гремихе. Видя все это, очень сложно поверить в то, что еще 20 лет назад здесь находилась одна из самых крупных и боеспособных баз Северного флота.

Еще в Гремихе поражает огромное количество трубопроводов. Понятно, что сложно трубы убрать в скальный грунт, поэтому они и идут поверху. Еще очень много различных ЛЭП, разных вышек и антенн.

Кстати, автобус едет по определенному расписанию, определенным маршрутом и имеет определенные остановки. Сколько стоил проезд в автобусе, я не запомнил, но точно дешевле, чем в Питере. Поразило, что выдается билет на проезд, причем на билете написано название города!



Билеты на автобус

Водитель автобуса высадил нас на остановке у центральной площади Островного, где находится здание ДОФа и школа, и показал, где находится отдел милиции. Еще он предупредил, что по расписанию через 45-50 минут он поедет обратно и может нас довезти до причала и рюкзаков. В отделе милиции нам пришлось сначала немного объяснять, чего мы все-таки от них хотим, так как, наверное, у них не каждый день регистрируются туристы. Уяснив, что мы сегодня же и убудем из поселка и, более того, возвращаться в него не собираемся, милиционеры поставили нам еще два штампика на обратной стороне разрешения на въезд, в дополнение к штампику пограничников. Таким образом, все формальности были завершены, и можно было немного посмотреть на поселок.



Так выглядели добытые нами штампики

В милиции, на столе у дежурного, запомнился один любопытный документ с грифом «ДСП», который мне удалось подсмотреть. Это была справка о количестве ДТП на территории ЗАТО Островной за первое полугодие 2010 года. Оказалось, что за это время было совершено 4 ДТП с одним пострадавшим. Учитывая, что там всего одна бетонка между поселками и несколько улиц (все остальное - это, по сути, дорожки между домами), а машин я там видел всего несколько десятков, то, наверное, это крутовато.

Автобус решили не ждать, тем более, что мы были без рюкзаков, а решили прогуляться пешком и заодно посмотреть на достопримечательности и, возможно, пофотографировать. С фотографированием тоже были вопросы - все же мы находились в закрытом поселке и не знали, как к этому отнесутся местные представители власти. Решили особо не борзеть, но при этом особо и не бояться. Типа, прикинуться дураками, сделают замечание - уберем фотики. Зашли в небольшой магазинчик, купили мне пиво, Диме йогурт и пачку печенья на двоих - как бы завтрак и пошли гулять по поселку.

На самом деле, конечно, мы провели в поселке очень мало времени и ничего толком не увидели. Дело в том, что мы немного торопились обратно, так как хотели найти катер, который бы смог перевезти нас на Святой Нос. Пока погода была вполне терпимой, не было шторма и волны, нам надо было спешить. Иначе нам бы пришлось потратить целый день или даже больше, идя пешком до реки Йоканьга и пытаясь найти там переправу. А уже только потом, бросив рюкзаки, налегке идти на Святой Нос. Поэтому все, что мы успели увидеть в Гремихе, находилось на нашем пути от остановки автобуса, где нас высадили, и далее вдоль бетонки до пассажирского причала, где стояла «Клавдия Еланская». И честно говоря, осталось огромное желание попасть сюда еще раз и более вдумчиво и неторопливо погулять и пофотографировать.

Прогулку по поселку начали от площади у ДОФа. Эту огромную площадь забетонировали в середине 70-х годов и она была местом всех народных гуляний и военных парадов. Напротив здания ДОФа установлен памятник легендарной подводной лодке «С-51».



Центральная площадь. На фото не видно, но справа расположено здание ДОФа, слева памятник «С-51», впереди слева виднеется гаубица и край здания школы



Памятник легендарной «С-51»







Остатки корпуса лодки более 35 лет просто валялись у берега, сейчас, говорят, уже сданы на металлолом

Сфотографировав памятник «С-51», мы двинулись в сторону причала, осматривая и фотографируя все вокруг. Несмотря на наши опасения, за все время прогулки у нас ни разу не проверили документы, и ни разу никто слова не сказал по поводу фотоаппаратов. Правда на своем пути мы и людей особо не встречали.



В этом синем доме находится отделение милиции



Вдалеке виднеется пассажирский причал и «Клавдия Еланская»



За проливом остров «Витте», а вдалеке мыс «Святой Нос»



Все опутано линиями ЛЭП, различными вышками и антеннами

Город Островной стал первым в СССР гарнизоном АПЛ, в котором появился памятник экипажу погибшей лодки. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе погибла АПЛ «К-8» из состава 17-й дивизии. Одна из улиц в Островном названа в честь командира «К-8» капитана 2 ранга В.Б. Бессонова, погибшего вместе с кораблём; другая - в честь погибшего начмеда той же лодки капитана медицинской службы А.М. Соловья, отдавшего свой ИДА прооперированному старшине.



Памятник «К-8







Вид от памятника «К-8» на Гремиху и пассажирский причал



Очень символичный Символ Гремихи



Вид на Гремиху со стороны сопок



Гремиха

Когда мы почти подошли к символу города, нас обогнал знакомый нам уже автобус, и мы с водителем приветливо помахали друг другу руками. Еще немного пройдя, мы вошли в Гремиху и оказались на площади, где установлен памятник жертвам интервенции.



Памятник жертвам интервенции 1918-1920 годов



С боков памятника находятся плиты с именами погибших в каторжной тюрьме

Вообще, Гремиха поражает количеством различных памятников при своем небольшом размере. Рядом с площадью, на которой установлен памятник жертвам интервенции, стоит какая-то ракетная установка без обозначающих табличек, дальше по дороге к пассажирскому причалу установлен памятник военным строителям. Где-то, говорят, еще есть памятник Ленину в натуральную величину, ну как же без него, и много чего еще, что мы с Димой не увидели.



Ракетная установка



Памятник «Военным строителям за доблестный труд»

Надо сказать, что на улицах Гремихи людей было не много, точнее, совсем почти не было. Это, однако, не помешало нам встретить местного сумасшедшего и прослушать краткую лекцию о том, что вся наша жизнь представляет собой туннель, и вообще все вокруг является туннелем.

Вот так, обозревая окрестности, мы подошли к причалу, где были оставлены наши рюкзаки. Погода совсем не соответствовала тому, что обычно рассказывают про Гремиху: ветра почти не было, проглядывало солнышко, было довольно тепло. Наше настроение было просто превосходным. Немного омрачало эту идиллическую картину то, что мы пока совсем не представляли где искать катер, который забросил бы нас на Святой Нос.

На причале поговорили со сторожем, и он посоветовал обратиться в МЧС, так как у них есть катер. Мы пошли обратно в поселок, нашли помещение МЧС и обнаружили там сотрудника, похожего на начальника. Сообщили ему, что мы туристы из Питера и хотим попасть катером на Святой Нос. Было похоже, что начальника не сильно радовала перспектива присутствия туристов в его районе. Во всяком случае, на наше сообщение об этом он сказал, что «он рад», ну а когда мы сообщили ему о наших планах, о том, что в Гремиху мы возвращаться не собираемся, а собираемся идти в Чапому, он сказал, что «рад вдвойне». Тем не менее, он созвонился со своим сотрудником Пряниковым Андреем и договорился, что тот заберет нас через полчаса от пассажирского причала и забросит на Святой Нос.

На прощание начальник МЧС поинтересовался, что у нас есть из оружия или других средств отпугивания медведей, и начал рассказывать о небывало большом в этом году их количестве в районе. К слову говоря, еще перед нашим отъездом, об этом же нас предупреждал Василий, которого об этом предупредили его знакомые. Узнав, что у нас есть только фальшфейеры и «пукалка» под названием «сигнал охотника», начальник МЧС уже почти традиционно стал смотреть на нас, как на совсем больных головой. Он еще немного рассказал о том, что медведи совсем обнаглели в этом году, что они практически караулят рыбаков на реке и отнимают у них рыбу. Потом он сообщил, как зовут метеорологов на станции на Святом Носу, и попросил нас, если нам не сложно, купить им чего-нибудь вкусненького типа водки-пива, так как туда давно никто не ездил. На этом мы распрощались и поспешили в магазин и на причал, где нас скоро должен был подхватить Андрей.

Уже на подходе к причалу мы увидели идущий к нам катер. Забрали рюкзаки, попрощались со сторожем и загрузились в катер. В катере уже лично познакомились с Пряниковым Андреем и его сыном. Рассказали о своих планах. Оказалось, что Андрей родом из села Поной. Договорились, что передадим от него привет его знакомой Ларисе Павловне, которая проживает в устье реки Поной в Лахте. Более того, Андрей сказал, что можно обратиться к ней за помощью, сославшись на него, если нам вдруг что-то понадобится, например, переночевать. Несмотря на то, что до Поноя нам было еще очень и очень далеко - это была примерно половина пути, подобные контакты очень поддерживали морально.

С заброской на Святой Нос нам очень повезло: погода была хорошая, ветер несильный, на море небольшая пологая волна. Андрей смог довезти нас до самого мыса Святой Нос, прямо к станции метеорологов. Из-за небольшого волнения катер пристать к камням не мог, поэтому пришлось выпрыгивать и выбрасывать рюкзаки. Последнее оказалось не очень легко, но удалось обойтись без купания. Помахав нам руками, Андрей с сыном ушли обратно в сторону Гремихи на рыбалку.



Пряников Андрей с сыном на катере уходят обратно в Гремиху



Вид на Гремиху со Святого Носа, еле-еле различимы дома…

Все складывалось как нельзя лучше: через четыре с небольшим часа после швартовки «Клавдии Еланской» в Гремихе мы уже оказались на Святом Носу, причем прямо на его мысу! Немного передохнули после высадки. Вода в бухточке потрясающего зелено-изумрудного цвета. Если бы не ее температура, я бы не удержался от купания.

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up