(no subject)

Jun 21, 2024 17:39

< К предыдущей части...>

День третий

Перед тем как продолжить рассказ о нашем пребывании в Арктике, хотим немного рассказать о Югорском полуострове.
        Из Википедии: «Югорский полуостров - крупный полуостров на крайнем северо-востоке Европы, между Баренцевым и Карским морем, в Ненецком автономном округе Архангельской области России. Площадь полуострова - около 18 тыс. км². В основном территория Югорского полуострова представляет волнистую равнину высотой до 200 м. Здесь широко развиты морские (в прибрежных районах) и ледниковые отложения. Центральная часть полуострова занята кряжем Пай-Хой (наивысшая точка - гора Мореиз, 423 м)»
        Климат на полуострове субарктический. Зима продолжительная, до 7 месяцев, а лето короткое и прохладное - средняя температура июля +7 C.
        Первые научные исследования Югорского полуострова начались в 1847-1850 годах, когда экспедиция Русского географического общества под руководством Э.К.Гофмана обследовала северные районы Урала. Эта же экспедиция открыла и нанесла на карту кряж Пай-Хой, для этого Э.К.Гофман проехал на оленях через тундру вдоль северного склона Пай-Хоя от горы Константинов Камень (самая северная вершина Полярного Урала) и до Югорского Шара. Выделяя Пай-Хой как самостоятельный хребет, Э.К.Гофман отмечал, что своим геологическим строением Пай-Хой не отличается от Полярного Урала, будучи его продолжением.

Мы специально отдельно рассказали о хребте Пай-Хой, чуть позже мы к нему еще вернемся, а пока продолжим наш рассказ.
        Ночь была довольно прохладная, что-то около нуля градусов. Вот такая середина июля в Арктике! Хоть в балке и предусмотрена печь, мы ее не запускали, спать то мы расходились прилично «тепленькие». Под утро проснулся от холода, вышел на улицу перекурить, но сразу же вернулся в наш балок за фотоаппаратом, настолько вокруг все было красиво!. Над тундрой и рекой бы довольно плотный туман, сквозь который пробивалось солнце…



Утро



река Тоенатосе в тумане.

Проснувшись, пока готовился завтрак, продолжили общение. Для первого дня рыбалки Дима предложил поехать на термокарстовые озера, расположенные неподалеку половить хариуса и гольца. Завтракали мы настолько неспешно, что за это время погода успела немного испортится, стало пасмурно, поднялся ветер. Кстати, о ветре - он дует почти всегда, но вопрос с какой силой.



Борис, Василий, Дмитрий



База Южная



окрестности базы



грузимся в лодку

Чтобы добраться до карстовых озер, нам предстояло пройти на лодке вниз по реке пару километров и немного (около 1 км) прогуляться по тундре. В тундре местами, особенно на северных склонах и в каньонах рек, еще встречается снег, видеть который в середине июля нам было несколько необычно. Пока ехали в лодке и шли по тундре обратили внимание на большое колчество птиц - в основном, гусей.



река Тоенатосё



река



тундра







гуси

Добравшись до озера, сразу же достали спиннинги и начали ловить рыбу, мы же за этим сюда ехали. Почти сразу Дима поймал некрупного хариуса. Да, отдельно хочется обратить внимание, что некрупными там считаются хариусы 700-800 граммов. Нам же поначалу поймать никого не удавалось. Постепенно, не без помощи нашего гида, разобрались, что поклевки происходят на свале, определили где примерно находится свал и дело пошло. Не прошло и получаса, как Боре улыбнулась удача в виде огромного хариуса! Честно скажу, безмена у нас с собой не было, но все мы все согласились, что весом он был около 2кг. Еще через небольшое время мне удалось поймать приличного гольца.



Карстовое озеро



Ловим рыбу... пока не ловится...



Ловим...



Борис Борисович с трофеем



Борис, Сергей, хариус, голец...

Пойманную рыбу по возможности старались отпускать. Но не всех - те рыбки, которые слишком жадно и глубоко заглатывали приманку, так что получали сильные повреждения, вечером были съедены.



Отпускаем рыбку…



Отпускаем…



а эту возьмем с собой

Рыбалка проходила в довольно спокойном режиме, с перекусами. Огромное спасибо Дима и Славику, которые приготовили и взяли с собой термос с горячим чаем и небольшой перекус. Мы же с Борей захватили с собой водку.



Очередная поклевка и хариус



перекус…



Хариус…

Вот так, неспешно ловя рыбу, с перекусами, мы и двигались вдоль берега озера. На перекусах Дима рассказывал нам много интересного о жизни на Крайнем Севере и, в частности, в Амдерме, о природе, охоте, рыбалке.
        Кстати, о хариусе: известно, что хариус подразделяется на два вида - Обыкновенный или Европейский и Сибирский. Перед поездкой, читая о рыбе, которую предстояло ловить, в каком-то источнике наткнулся на мнение, что Сибирский хариус водится в реке Кара и восточнее, а западнее Кары водится только Обыкновенный - европеец.
        Однако, хариус, которого мы ловили на озере и который, соответственно, на фото - Сибирский, хотя мы и находились западнее реки Кара. В реке же, напротив балков, обитает Европейский хариус, а в реке ниже, на водопаде, снова Сибирский. Со слов Димы, такое встречается только в двух реках Югорского полуострова: Тоенатосе (Южной) и Большой Ою (Великой). Река Южная впадает в Великую, которая, в свою очередь, впадает в море в проливе Югорский Шар. Дальше на Восток встречается только Сибирский хариус. Уникальное наличие двух видов хариус в реках Южной и Великой можно объяснить тем, что эти реки находятся на границе Европа-Азия.

Борис:
        Первого гольца на том озере поймал Дима, а потом и Славик. Причём на глубине всего-то полметра, недалеко от места впадения небольшого ручейка. Мы тоже попробовали обловить этот заливчик, но безрезультатно. Ребята посоветовали нам пройти дальше по берегу, мол, там дальним забросом можно блесной достать до границы свала, на которой часто и охотиться голец. Так и сделали. Свал на карстовом озере выглядит довольно впечатляюще: глядя с берега , сначала хорошо видно несколько десятков метров дна с глубиной не более метра, а потом вдруг резко начинается отвесный обрыв с тёмной водой , и бог знает какой эта яма глубины. Дима рассказывал тогда, что глубина в таком озере легко может быть несколько десятков метров.



Несколько забросов, и вдруг резкий удар по блесне, подсечка - есть! Мой первый потенциальный голец оказался весьма неуступчивым парнем, резкими рывками всё рвался уйти на глубину, но проиграл борьбу. Каково же было наше удивление, когда вместо чёрно-оранжевого гольца на берегу оказался здоровенный хариус. Я таких ещё не видел, точно за полтора кила. Почти сразу Серж побеждает приличного гольца. Ура, начало положено!



Так и провели первый день рыбалки на этом озере, то выхватывая из его глубин сильных упрямых рыб , то собираясь вместе на чай и не только)).
        Слушая неторопливые рассказы Димы, продуваемые сильным ветром с пряным запахом цветущей разноцветными цветами тундры , и надолго задерживая взгляды на июльском снегу, мы всё больше и больше попадали под влияние этих мест, на душе было светло и удивительно спокойно...



Цветы тундры





Пришло время сделать еще одно небольшое историко-географическое отступление.
  •   Споры о месте прохождения границы Европа-Азия велись издавна. Считается, что конец спорам о границе и неразберихе в её прохождении положил русский историк и географ В.Н.Татищев, который в 1736 году предложил провести границу по Уральскому хребту и далее на юг по реке Урал до Каспийского моря. Если говорить о границе за Полярным кругом, то существует много разных теорий и версий. По одной из них, кстати, тоже предложенной В.Н.Татищевым, и которой придерживается большинство учёных, граница проходит от пролива Югорский Шар по хребту Пай Хой и дальше по Уралу (линия «С» на рисунке)

  •   Линия «А» - современное определение границы, используемое ООН. Линия «В»: - по Уральскому Хребту и реке Урал. По еще одной версии граница проходит не по хребту Пай-Хой, а по реке Кара и через Карскую губу. Несмотря на все споры, в 1975 году на одном из мысов в Югорском Шаре, который особенно далеко уходил в море был установлен памятный знак Европа-Азия.
  •   Об установке этого знака надо рассказать чуть подробнее.В 70-х годах у группы энтузиастов возникла идея пройти на катере по Великому Северному морскому пути. Из очерка участника этой экспедиции Е.Федоровского «Архангельск - Диксон. Идем на катере Замора», опубликованного в номерах 6 и 7 журнала «Вокруг Света» за 1976 год: «…По этой трудной ледовой дороге еще много веков назад ходили наши поморы. Подобно скандинавам-викингам, плавающим в Северной Атлантике, они открывали новые земли, расширяли границы Российского государства. Но о викингах сочинялись саги, позднее они перелагались в романы и трагедии, а вот поморы большей частью оставались безвестными. А они не меньше, а может быть, больше претерпевали мучений в пути, совершали героические подвиги. Как ни свирепа бывала Атлантика, Ледовитый океан грозил большим - и ураганами, и туманами, и льдами, и коварством отливов-приливов, и дремучей дикостью почти не заселенного побережья.»
  •   Идея была дойти на катере из Москвы до Архангельска, а оттуда уже прямо на восток до Диксона или Тикси. Катер был назван «Замора» по поморскому названию судов, идущих за море. В 1973 году экспедиции удалось пройти от Москвы до Печоры. В 1975 году экспедицию продолжили. Определенную сложность составляло то, что экспедиция проводилась чисто на энтузиазме участников, которые шли эстафетным методом, меняя друг друга. Все работали и время на экспедицию у каждого было лишь отпускное.
  •   Так сложилось, что в том же 1975 году член Северного филиала Географического общества Василий Галенко решил установить точную границу между Европой и Азией. Несмотря на множество разноречивых суждений в географической литературе, Галенко за исходную взял наиболее логичную предпосылку - считать границу в точке наибольшего сближения острова Вайгач с материком, и взялся установить навигационный знак на границе двух материков.
  •   Для осуществления своей задумки, Галенко вылетел в Амдерму, начальник амдеринского порта выделил ему буксирный катер «Богатырь» (капитан А.Л.Денисов, старший механик В.А.Уткин), а единомышленники раздобыли старый якорь и приварили к нему цепь. На этом катере с заготовкой знака Галенко вышел к Югорскому Шару, где вместе с экипажем «Заморы» 25 июля 1975 года и был водружен географический знак «Европа - Азия».
  •   Из очерка Е.Федоровского: «…Наш географический знак не отличался оригинальностью. За исключением цемента, якоря с цепью, а также металлического щита, все делалось из подручного материала. Поставили на попа бревно, отбеленное морем до цвета слоновой кости, обложили его камнями, для прочности залили раствором из щебенки, воды, песка и цемента, гвоздями прикрепили якорь и цепь. Вася Уткин притащил с катера краску и трафаретки, написал: «Европа - Азия» и водрузил щит наверх.»


Фото с сайта АрктикТур. На фотографии один из участников установки знака Василий Уткин.
  •   О непростой экспедиции на катере «Замора» можно почитать в журнале «Вокруг Света» за 1976 год и в книге Евгения Петровича Федоровского «Свежий ветер океана». Мы же перенесемся ближе к настоящему времени.
  •   В 2011 году Виталий (Якут) вместе с единомышленниками провели экспедицию по Большеземельской тундре от Воркуты до Амдермы. Одной из целей экспедиции было как раз определение места прохождения границы Европа-Азия. Как мы уже упоминали выше, до последнего времени считалось, что ареал распространения сибирского хариуса заканчивается рекой Карой и по одной из теорий граница проходит там же. Идея Виталия была в том, что если в уловах на реках западнее Кары, в частности Великой, которая впадает в пролив Югорский Шар будет преобладать сибирский хариус, значит, это Азия и знак поставленный в 1975 году правильно определяет границу. Конечно, можно сказать, что это не столь академический эксперимент и т.д., но и на наш взгляд, вполне логичный и доказательный, а главное, очень интересный для всех увлеченных рыбалкой.
  •   Виталий с командой прошел этот маршрут, в уловах на реке Великой преобладал сибирский хариус. Забегая вперед скажу, что на водопаде реки Тоенатосе, которая впадает в Великую у нас в улове был тоже сибирский хариус. Результаты экспедиции Виталия подтвержадют правильность установки знака «Европа-Азия» на мысе в проливе Югорский Шар.
  •   Вот только сам знак к этому времени полностью разрушился, более того, не осталось даже точных координат его местоположения. Зная лично Виталия и Диму, мы не удивлены, что им пришла идея восстановить этот знак. За зиму 2011-2012 года были проведены подготовительные работы и на лето назначена экспедиция по восстановлению знака. Место установки знака и что от него осталось помог разыскать Василий Александрович Уткин, участвовавший в строительстве знака в 1975 году.
  •   И вот, 25 июля 2012 компанией АрктикТур при помощи многих неравнодушных к этой идее людей, самый северный географический знак Европа - Азия восстановлен. Его координаты -N 69 48’20”.5   E 060 43’27”.7.
  •   Ниже приведу фотографии одной из участниц экспедиции по восстановлению знака "Европа-Азия" Елены Маевской:


Установка знака. На переднем плане Дима Уткин, слева Василий Уткин
  •     Подробно об этом можно почитать на сайте АрктикТура, да и другие участники экспедиции по восстановлению знака написали свои отчеты, в том числе, и Елена Маевская. Мы же хотим добавить только одну вещь: Дима - Дмитрий Васильевич Уткин, сын легендарного Василия Александровича Уткина, который получается уже дважды участвовал в установке знака «Европа-Азия».
        Думаю, что становится понятно, почему каждый раз, когда мы откладывали спиннинги, чтобы передохнуть или перекусить-выпить, иногда даже забывали про рыбалку, слушая интереснейшие Димины рассказы о Севере. Тем не менее, мы все же продвигались вдоль озера и постепенно дошли до ручья, соединяющего это озеро с соседним. Решили сходить порыбачить и на него.



Боря, Дима



ручей

Ручей протекает между двумя холмами. Идти можно только по краю одного из холмов. Вообще, если сравнивать с тундрой Кольского полуострова, по которой, в свое время, было про пройдено немало, то тундра Югорского полуострова - так называемая Большеземельская тундра, более, если так можно выразиться, сырая. Как только спускаешься с любого холма, то попадаешь в болотинку. Именно поэтому, до этих озер гораздо проще добраться на лодке и пройти немного по холму, что мы и сделали, чем идти от напрямую от базы, что вроде бы и короче, но придется обходить болота и ручьи, и это получится длиннее минимум раза в два, а то и больше.







Половили рыбу на втором озере, поймали по гольцу и сделали очередной перекус. Пока двигаешься, ловишь рыбу, вроде не холодно, а как останавливаешься - сразу продувает сильным ветром и начинаешь подмерзать.  После перекуса Боря еще половил рыбку, а я немного побегал вокруг и пофотографировал.















Ветер усиливался и рыбы перестали клевать. Решили неспешно возвращаться к базе. Для начала перешли обратно на первое озеро и вдоль берега, облавливая перспективные места, двинулись в сторону ручья, от которого самое короткое растояние до лодки, оставленной на реке. По дороге немного поиграли в снежки. Все таки, снег в середине июля - это, конечно, несколько необычно и сильно.









На обратном пути со мной произошло небольшое приключение: пытаясь добросить блесну подальше, я зашел глубоко в озеро и в какой-то момент понял, что завяз. Кто ходил по няше, например, на Белом море, поймет мои ощущения: ногу вытащить крайне сложно, пока вытаскиваешь одну, еще глубже погружается другая. Все еще осложнялось тем, что я стоял уже глубже чем по колено в воде и дальнейшие шаги грозили залить сапоги. Шагать назад не получалось, попытался начать разворачиваться на месте и в какой-то момент потерял равновесие. Чтобы не упасть совсем, пришлось упасть на руки и уже на четвереньках вылезать из озера. То, что залил сапоги было, в общем-то, не самое страшное, гораздо хуже было то, что сумка с фотиком тоже оказалась в воде и через незакрытую молнию фотоаппарат тоже залило водой.
        Выбравшись на берег, первым делом вытащил аккумулятор, все вытер, но фотоаппарат не захотел включаться. Досадно, но замаячила перспектива остаться без дальнейших фотографий, а самое обидное было в том, что впереди еще было очень много красивого…
        Добрались до лодки, загрузились и пошли к базе. На базе пока переодевались и развешивали сушиться вещи, Дима и Славик приготовили ужин - уха из гольца, свежезасоленные голец и хариус. Было что-то еще, но запомнилась рыба. Кажется, именно в этот вечер мы открыли бутылочку коньячка, купленного за безумные деньги в магазине Амдермы, для особого случая. Немного посидев и поболтав в кают-компании, мы отправились спать. На следующий день у нас была запланирована рыбалка на каньоне реки Танатоесе.





Улов...

Продолжение следует...>
Previous post Next post
Up