Китай - Шанхай: Метро

Jan 25, 2014 13:48




Метро в Шанхае - очень удобный, способ добраться до основных достопримечательностей.
Знак метро в Шанхае - что то среднее между символом Московского и Питерского метро - красная буква "M" в стилизованном кружочке. Явно заимствованный символ, поскольку в названии "метро" по-китайски (地铁 - dì tiě) нет звука "эм" (про букву я даже не говорю :) )
Охват и развитие
Метро, как основа городской транспортной системы, развивается очень быстро (по нашим меркам - просто немыслимо): на двух туристических проспектах, выпущенных интервалом примерно в год (чуть меньше), которые мы нашли в гостинице, появилось в сумме около десятка новых станций. Мы обратили на это внимание, когда планировали проезд к достопримечательности и никак не могли найти рекомендуемую станцию на устаревшей карте.

Вот скан карты метро Шанхая актуальной на Январь 2014 (по клику открывается большая карта)


Метро в Шанхае имеет просто огромное покрытие - опутывая весь город и некоторые отдаленные районы, включая оба аэропорта. Если не ошибаюсь, метро Шанхая считается самым большим в мире по общей протяженности путей.
Примерная длительность поездки по одной линии может достигать двух часов - это при том, что станции располагаются довольно далеко друг от друга.

Время проезда между станциями в среднем около 4 минут, а скорость движения поезда субъективно - выше чем в метро в Москве. Поездка от центра города до международного аэропорта Pudong (расположен на юго-западе, примерно в 40-45 км) на метро по прямой линии занимает около 1:10.

Поезда в метро новые и очень тихие. Все вагоны метро объединены в общее пространство, чтобы перевозить больше пассажиров.


Вдоль центра вагона идет дополнительная стойка с поручнями и ручками.На ручках, которые выполнены из толстого оргстекла часто размещают рекламу.

Безопасность
В Шанхае на каждом входе в метро, перед турникетами установлен рентген для просветки больших сумок (рюкзак для фотоаппарата приходилось каждый раз светить). К устройству приставлено по два полицейских - один направляет людей, кому светить сумки, кому так проходить, второй - смотрит в монитор.
Не совсем понятно, от чего они таким образом страхуются, поскольку пол-литровые бутылки с водой у них интереса не вызывают.

Все перроны отгорожены от путей забором (поручень на высоте в метр и стекленная поверхность, иногда забор полностью стекленный с полу до потолка), двери вагонов останавливаются напротив дверей забора.




Это сделано, поскольку в метро много народу, и в час-пик из-за толпы люди падали на пути. Двери забора и вагона открываются - и люди входят-выходят.



Кстати, надо отметить, что пассажиры метро Шанхая, стоящие на перроне, больше озабочены тем, как войти в метро - их совершенно не беспокоит, что кто-то может желать выйти на этой станции. И наоборот - выходящие не переживают о входящих. Так что, каждая дверь каждого вагона на каждой станции метро Шанхая в час пик больше больше напоминает клинч двух команд играющих в регби или даже американский футбол - к такому надо быть готовым.

В вагонах на стенах установлены мониторы, по которым вперемешку с новостями крутят информацию о действиях в чрезвычайной ситуации.
На перронах установлены большие телевизоры, которые показывают время до прибытия поезда и прочую информацию.

"Навигация"
Никакого "языкового барьера" в метро Шанхая, к счастью, нет. Все объявления, как на станциях, так и в поездах, дублируются на английском, все карты метро и указатели имеют подписи по-английски. В поездах, где есть объявления бегущей строкой - информация тоже дублируются.





Все линии метро, хоть и имеют свой "характерный цвет", который на всех картах строго выдерживается, всегда указываются по их номеру - в объявлениях в метро, на схемах и указателях в переходах. Это видимо забота о дальтониках, или для упрощения понимания.

На сторонах станций, для быстрого определения направления куда поедет поезд, указывают названия терминальных станций. На платформе над поездом - два типа указателей: "следующая-текущая-предыдущая станция" - для быстрого понимания ...


... и "развернутый" список станций линий. Линия нарисована серым для "предыдущих" станции, и своим характерным цветом - для последующих.


Все эти указатели размешаются над входами в поезд, вдоль всего перрона, поэтому видны все время, не зависимо от того, стоит на станции поезд или нет, и где пассажир подошел к поезду.

На стене тоннеля, как и во многих метро размещается реклама.


В общем - "Тёме бы понравилось".

Выходы
Станции метро в Шанхае обычно имеют очень много выходов, которые могут быть разнесены на очень большое расстояние. Это делается чтобы не пересекать поток пешеходов и потоки машин, и выводить людей сразу в нужные места (к достопримечательностям, например или на определенные улицы), что особенно важно в условиях плотной застройки.

Все выходы нумеруются и на станциях есть карты выходов и четкие указатели.





Все выходы также помечены и со стороны улицы - указаны название станции, линии, на которые можно на этой станции сесть, и номер выхода.





Оплата проезда и стоимость
Стоимость проезда зависит от расстояния поездки и варьируется от 3 до 10 юаней (примерно 16 - 54 рубля).
Контроль билета производится на входе и выходе. Билеты на основе RFID; многоразовые билеты прикладывается к турникету сверху, одноразовые - в щель приемника (видимо, для повторного использования).

Продажа разовых билетов автоматизирована - у каждого входа размещаются по 5-10 автоматов для продажи билетов.при покупке необходимо указать станцию назначения (станция отправления как бы известна).


Автоматы принимают монеты и купюры до 50 юаней включительно. Карты автоматы не принимают, а установленные рядом банкоматы зачастую выдают только сотни. Это, конечно, может немного осложнить поездку.

Для покупки многоразовых билетов нужно обращаться в сервис центры.


Еще год назад, судя по туристическому проспекту, сервис центры были только на некоторых станциях, теперь мы видели их на каждой, включая аэропорт Пудон.

Есть два типа многоразовых билетов - транспортная карта и туристические билеты на метро.

У туристических нет лимита поездок и действуют они в течение 24 (18 RMB) или 72 (45 RMB) часов.




Это удобно, потому, что фиксированная цена и не нужно ничего возвращать, но дороже, чем объективно можно накатать на обычных билетах в обычном "туристическом" режиме.

На транспортную карты депонируется некоторая сумма денег плюс залог за карту (20 RMB) , и потом деньги списываются в соответствие с тарифами. Кстати, сервисные центры принимают только наличные - никаких карточек.

В качестве дополнительной фишки - этими-же транспортными картами можно платить в автобусах, некоторых такси (!) и даже в некоторых магазинах их принимают к оплате (!!!).

В любом случае, многоразовые билеты нужно покупать на каждого, поскольку после прохода, повторный проход возможен только через какое-то время (это нам в гостинице подсказали).

Заглавный пост про поездку в Китай

путешествия, фотографии, Китай, Шанхай, интересно, города, метро, фото

Previous post Next post
Up