Недавно удалось побывать в любопытном городке Грас, расположенном в районе Лазурного берега Франции.
Известен этот городок тем, что в XVI веке здесь зародилась европейская парфюмерия (в современном понимании), и на данный момент этот город, не смотря на свои скромные размеры (порядка 45 тыс. человек) является центром парфюмерной промышленности Франции и всего мира - более 50% все парфюмерной продукции мира производится здесь!
Здесь расположено более 40 парфюмерных предприятий, выращиваются грасские розы - наиболее ценный и востребованный сорт используемый в парфюмерии. Здесь создаются и известнейшие ароматы для мировых брендов, и эксклюзив - для тех, кто не может себе позволить пахнуть как все. Здесь разворачиваются действия книги "Парфюмер" Патрика Зюскинда.
Нам удалось увидеть парфюмерную фабрику "изнутри" и послушать рассказ об истории возникновения парфюмерии, как индустрии, и духов - в том виде как мы их знаем сегодня.
В городе
Только въехав в город по указателю "Grasse - Center" начали встречать вывески и практически сразу решили остановиться - на первой же парковке с "приглашающей" вывеской. Таким образом мы попали в магазин компании "Galimard"
Честно говоря, от многообразия и силы ароматов поначалу даже немного голова закружилась. На полках были расставлены сотни баночек, пузырьков, разложены ароматические свечи, пакетики, мыло и еще много-много всего. Работающие в магазине хорошо говорили по-английски и помогли нам с выбором.
Как выяснилось, место было популярным даже у первых лиц нашей страны, о чем свидетельствуют фотографии на стенах.
Мы обнаружили любопытную продукцию под названием Vapo Sac ("спрей сумка"), назначение которой смогли понять только с помощью консультантов магазина.
Оказывается (и это в последствие нам подтвердили на фабрике) французы предпочитают приобретать парфюмерную продукцию не в "подарочных" флакончиках с нанесенными на них дорогими брэндами, а непосредственно у производителя, и в "промышленной" (OEM) упаковке. Например - литр любимой парфюмерной или туалетной воды.
После чего приобретенный продукт уже дома переливается в подобный vapo sac - маленький портативный пополняемый флакончик. Духи можно носить с собой и пользоваться как обычно.
Или даже более того, аромат может быть сделан по собственному рецепту - такой парфюмерный Make Your Own. Кстати, в торговом салоне компании можно записаться на индивидуальный курс по созданию своих собственных ароматов из базовых компонентов и купить набор для практики на дому. В этом случае vapo sac просто необходим.
На фабрике
В магазине нам подсказали, что на фабрике Galimard, расположенной неподалеку, можно совершить бесплатный тур по производству - чем мы решили немедленно воспользоваться.
Действительно, в холле нас встретила девушка, узнав что мы хотели бы посетить экскурсию по фабрике, поинтересовалась - "на каком языке?". Экскурсии проводятся на французском, английском, немецком и русском - так что нам повезло.
Одна из консультантов из магазина при фабрике свободно говорила по-русски, и очень профессионально провела для нас тур, за что ей - огромное спасибо!
Немного истории
Рассказывают, что однажды Мария Медичи, приобрела пару перчаток, которые ей понравились выделкой и цветом. Однако в то время кожа после выделки сохраняла "оригинальный" аромат, и мириться с этим королеве было достаточно сложно.
Она попросила своего придворного фармацевта предпринять что-нибудь, чтобы избавить полюбившиеся перчатки от неприятного запаха. Избавиться от запаха оказалось невозможно, и фармацевт предпринял попытку его заглушить.
Поскольку на тот момент ароматные эфирные масла уже были довольно давно известны, аптекарь начал работу с ними. Он приготовил смесь из пяти доступных цветочных масел. Однако в оригинальной форме пропитать кожу маслами не представлялось возможным - масла оставляли на коже пятна, надежно не связывались в материалом и пачкали другую одежду.
Открытием аптекаря, и фактически началом современной парфюмерии, оказалось решение растворить ароматные масла в спирте и использовать для пропитки полученный таким образом раствор - перчаткам удалось придать желаемый аромат!
Оценив огромный потенциал открытия (поскольку, оказывается, в то время во Франции из кожи производили не только перчатки, но и женское нижнее белье) в Грасе была организована Гильдия перчаточников-парфюмеров, положившая начало современной индустрии.
Город стал быстро богатеть, и производства стали разрастаться и множиться.
Производство
Основой всех духов служат натуральные ароматические масла - экстракты растений - цветы, фрукты, деревья, орехи.
Классические примеры растений, чьи ароматы входят в состав духов - розы, лаванда, зеленое яблоко, практически все цитрусовые, дыни, папоротник, сандал .... Перечислять можно очень долго.
Некоторые растения могут давать несколько совершенно разных ароматов. Например у ванили забирают и стебель, и листья, и цветы - они дают абсолютно разные ароматы. Апельсин - может отдавать аромат плода, и аромат цветка - которые также отличаются.
Собственно производство масел сейчас перенесено за пределы города из-за того, что запах очень сильный и производство считается вредным - люди там вынуждены работать в противогазах.
Экстрагирование масел происходит по-разному - в зависимости от продукта из которого оно выделяется.
Наиболее простой "горячий" способ связан с подогревом (кипячением) носителей запаха в водной среде, при котором эфирные масла возгоняются с последующим охлаждением в змеевике. Технологический процесс очень знакомый :), но масштабы - промышленные.
Однако, для некоторых ароматов такой способ обработки неприемлем, поскольку в ходе нагревания носителя ароматические молекулы могут разрушаться. Это касается в частности роз и некоторых других цветов. В том случае применяют многостадийный "холодный" процесс экстракции ароматических масел.
В специальные стеклянные поддоны покрываются слоем жира. На этот жир выкладываются лепестки растений - носителей запаха, и помещают в темноту.
Лепестки меняются каждый день в течение всего периода цветения. Как нам объяснили, в период цветения привлекаются сезонные рабочие, которые собирают цветы в оптимальное время суток (грасская роза цветет в с мая до середины июня, и цветы надо собирать до восхода солнца, когда цветок пахнет сильнее всего)
В результате, в конце периода в жире накапливается достаточное количество эфирных масел. При этом жир основы изменяет свой цвет - темнеет.
Затем, жир пропитанный ароматом, помещается в "миксер" и заливается чистым спиртом.
В течение определенного времени жир перемешивается в миксере, при этом эфирные масла растворяются и переходят в спирт, а базовый жир - нет. В результате сепарации получается спирт с растворенными эфирными маслами, и ароматизированный жир. Спирт идет далее на производство духов, а жир - для производства ароматизированного мыла и кремов.
Метод очень дорогой из-за необходимости использовать ручной труд, и из-за большого потребления исходного сырья. Для производства одного литра розового масла необходимо переработать около 500 кг розовых лепестков.
Старая фотография на стене музея (снизу) показывает - как это выглядит. Литр розового масла, используемый для производства духов стоит порядка 20.000 евро, однако, благодаря высочайшей концентрации его удельное потребление в рецепте минимально.
Собственно, производство
На фабрике, располагается производство духов - то есть смеси заданной рецептуры.
Исходные компоненты (порядка 2000 различных масел) держатся в темных стеклянных бутылях, чтобы избежать попадания солнечного света. Особо ценные масла держат в полностью непрозрачных герметичных банках.
Солнечный свет может вызывать разрушение ароматических молекул, и вызывать деградацию запаха. Поэтому даже готовые духи рекомендуют держать в темном месте - иначе аромат может поменяться.
После смешивания масел в заданных рецептом пропорциях начинается длительный процесс "мацерации" в ходе которого происходит формирование истинного аромата духов.
Парфюмер регулярно (где-нибудь - раз в месяц) "снимает пробу", чтобы убедиться, что смесь достигла задуманного аромата.
Когда аромат достигнут - смесь резко охлаждают и добавляют консерванты, чтобы стабилизировать запах.
"Нюхачи"
Собственно, возможность четко выделять запахи и создавать ароматы - композиции из сотен "элементарных" запахов, - редкий дар, как правило передающийся по наследству. Как нам рассказал гид - в настоящее время в мире работают всего порядка 200 человек - "нюхачей", создающих ароматы (причем, около половины из них проживают в Грасе). Это уже потом, по их рецептурам изготавливаются духи в промышленных масштабах. Но истинных творцов - очень, очень мало.
Их рабочее место называют "парфюмерный органом" - подчеркивая сходство процесса создания аромата с исполнением или написанием музыки. На "органе" размещаются масла и экстракты ("ноты") которые необходимы для создания нового аромата.
Терминология, используемая при анализе "слоев" аромата, также заимствована из музыки:
- "Ноты пика" (или "Голова") - аромат который выходит первым
- "Ноты сердца" - характер духов (древесный, травяной, и т.д.)
- "Базовые ноты" - часть аромата который долгое время остается на коже, смешиваясь с персональным запахом. Именно из-за последнего, всегда рекомендуют выбирая духи пробовать их не с бумажного пробника, а с тела.
Как нам объяснили, человек сохраняет способность различать запахи в старости также хорошо, как и в детстве - в отличие от слуха и зрения, обоняние не притупляется с возрастом.
Справочная информация
Несколько "потребительских" фактов, которые нам объяснили в ходе тура.
1. Классификация продукта определяется содержанием базовых масел в спиртовом растворе:
- "Духи" - 20% (аромат держится целый день). Упаковка - 7мл
- "Парфюмерная вода" - 12% + спирт + вода (аромат держится 6-8 часов). Упаковка - не больше 30мл
- "Туалетная вода" - 6% (аромат держится 3-4 часа )
- "Одеколон" - 2%
2. Семейства ароматов:
- Утренние - легкие, фруктовые: лимон, зеленое яблоко, зеленый чай, ...
- Вечерние - более богатые, "шлейфовые": шоколад, ваниль, кокос, ....
3. Человеческий нос более чувствителен утром, чем вечером. боле чувствителен на жаре, чем на холоде.
4. Реакция человека на духи является рефлекторной, подсознательной. Духи могут помочь создать необходимое впечатление.
Французы говорят "Духи - легкий способ произвести хорошее впечатление".