Возвратясь из дальних странствий - блог-тура в Тверскую область, начинаю постепенно разбирать накопившийся багаж - байки, истории и фотки с симки фотоаппарата. :-) Вот, собственно, и первая рассказка. Ностальгическая с элементами бизнес-идеи. ))
Есть вещи, поражающие меня вопреки всему, всегда и везде. Ну, не только меня, само собой. Потому как мало кто не замрет в немом восхищении, когда речь идет о восходе солнца над Ладогой, северном сиянии над Нордкапом или пороге Розовый Слон ранней весной. Тут, как говорится, все само собой разумеется. Но в длинном списке таких вещей и явлений есть пресолиднейшая доля творении рук человеческих. И, пожалуй, среди первых пунктов этого списка заслуженное место занимает железная дорога. Железка. Не просто транспорт, а целая система. Государство в государстве. Кровеносные сосуды экономики. Не удивительно, что когда в описании блог-тура по Тверской губернии прозвучало словосочетание "много железнодорожной старины", - ваш покорный слуга мухой метнулся вписываться в это мероприятие. Потому как, скажу вам по секрету, любимой игрушкой моего позднесоветского детства была вот эта:
(с)???
Ну... правда, не такая шикарная.
Итак, резюмируя все вышесказанное, скажу вам, что сейчас буду вас "три часа мариновать пирамидами и хором" (с) мучить рассказами о железной дороге. Причем не абы какой, а ну очень старинной. Поехали!
Некоторым регионам здорово везет. Нет, правда. Вот представьте себе, что у какого-то города, района, области вообще нет ничего, что можно было бы превратить в туристический продукт, приносящий деньги. Добрым людям приходится наизнанку выворачиваться, выдумывая, на чем же таком, май-первомай, сыграть можно! Вон, как с городом Мышкин, что в Ярославской губернии, дело обстояло. То есть нет, выкрутились ребята, завернули классную тему с Музеем мыши и так далее. Но это им чудо удалось сделать, потому как первоначально ничего такого у них не было. А вот Тверской области повезло на самом деле немало. Только, как оно мне ни удивительно, этого еще никто толком не понял и не взял в разработку (ага, чувствую себя как минимум Моисеем, только что спустившимся с горы). Вот, смотрите сами.
Был в отдаленной от нас Норвегии такой городишко Флом. Ну... как городишко. Меньше полутысячи жителей. Крупное село, если по нашему. До определенного времени единственным козырем этого самого Флома была удобная гавань на незамерзающем Фьорде и относительно приличная дорога через перевал, связывающая эту гавань с остальной страной. Потом, в начале ХХ века, к этой транспортной составляющей добавилась еще железная дорога Флом-Мюрдаль. Если честно, - абсолютно безумная, какую могли построить только инженеры, находящиеся в близком родстве с горными троллями. А потом, - так уж получилось, - эта самая транспортная составляющая взяла и прокисла. Чисто потому, что во второй половине свежеминувшего века логистические схемы стали строить совершенно иначе, и вся эта связка - порт/железка/шоссе оказалась тупо неудобной. Но хитрые норвежцы не растерялись и превратили совершенно проигрышную, казалось бы, ситуацию в крутейший козырь, который приносит им больше денег, чем кем бы то ни было ожидалось. Сделали
Фломскую железную дорогу туристическим объектом. Благо проходит она по таким местам, что челюсть от восторга отвисает чисто автоматически, стоит только в окошко вагона выглянуть из окошка вагона. Ну, тут я занудствовать не буду, потому как взялся писать не о Норвегии, а о Твери, а предоставлю слово хорошем человеку
Ксюше Аксановой, благо она
очень здорово рассказала, как мы по этой железке катались.
Так вот. У Тверской области тоже есть такая возможность. Она называется
Бологое-Полоцкая железная дорога. Готовый туристический объект - яркий, впечатляющий не только невероятным для России (и, в том числе, для России начала ХХ века) комплексным подходом к планированию, проектированию и созданию инженерных сооружений, но и сохранностью этих самых сооружений до сегодняшнего дня. Правда. Я даже представить себе не мог, что в такой близости от Москвы, в непосредственной близости от линии фронта в Отечественную, могло сохраниться такое наследие совершенно иной, довоенной, дореволюционной эпохи.
Дальше я, собственно, об этом наследии и буду рассказывать, а пока вот вам старинная картинка возрастом в сто с копейками лет.
Итак, что же это за дорога? А вот что.
Дело было в самом начале ХХ века, когда порохом в мире пока еще не пахло, но жареным уже подванивало, так что понимающие люди призрак мировой войны уже видели вполне отчетливо. В этой связи железнодорожная магистраль, позволяющая быстро перебросить войска из центра России на Запад была штукой не просто полезной, но и необходимой.
Тут я немножко прервусь и уступлю трибуну специалисту - Алексею Вульфову, члену совета Всероссийского общества любителей железных дорог. Потому как он в "Науке и жизни" опубликовал отличную статью о Бологое-Полоцкой ветке.
"Впервые о Бологое - Полоцкой железной дороге заговорили в феврале 1901 года на совещании российского и французского генеральных штабов. Французы недвусмысленно заявили о готовности оказать финансовую помощь России в строительстве стратегических железных дорог Центр - Запад. К этому их подталкивал ряд обстоятельств. Во-первых, согласно военной конвенции 1892 года, именно Россия в случае войны должна была удерживать многочисленные германские войска в Восточной Пруссии. Во-вторых, могла возникнуть необходимость переброски войск с восточных границ России к западным. Без интенсивного развития железнодорожной сети, в первую очередь на западном направлении, выполнить эти задачи было невозможно. Помощь была оказана, и Бологое - Полоцкую железную дорогу построили. Она обошлась в фантастическую по тем временам, неподъемную для русской казны сумму - около 53 миллионов рублей, или 118 391 рубль на версту". Но зато как были потрачены эти деньги! Дорога получилась такой, что хоть модельки делай для любителей игрушечной железки по тогдашним проектам. Все - в едином стиле, но не в виде столь любимых в советское время "типовых проектов", а с привязкой к особенностям местности и, как ни странно это звучит для тех, кто привык к железному функционализму второй половины ХХ века, с привязкой к пейзажу. Иными словами, инженерные сооружения Бологое-Полоцкой ветки по вей день выглядят элементарно красиво, пусть даже речь идет о водонапорной башне или кирпичном погребе для хранения керосина.
Ну, вот тут вот как раз самое время несколько таких объектов предъявить. Потому как красивые слова - красивыми словами, а наглядность - наглядностью.
Вот - водонапорная башня на станции Фирово:
Обратите внимание, какая роскошь! Нижняя часть - тесаный камень, привезенный с Валдая, верхняя - местного, тверского производства красный кирпич. Как говорится, не пес начхал, а такой закос под Лидваля. Северный модерн, аднака.
Или в Назимово:
(с)
varandej (с)
nord-ursus Тут вообще какой-то готический замок получился. :-)
А вот - керосиновые погреба в Фирово и в Баталино:
Если заглянуть внутрь, - обнаружится очень интересный конструктивный момент: стены внутри примерно до половины сложены из дикого камня и только потом - из кирпича. Черт бы знал, зачем оно именно так. Вряд ли из эстетических соображений, хотя выглядит красиво. Думаю, такая страховка на случай взрыва, чтобы если полыхнет, - все бы вверх улетало столбом, а не в разные стороны враздрызг. Потому как постройки-то вокруг были по большей части деревянными.
Вот такими:
Это - жилой фонд дороги. Полуказармы для путейцев. По примерно вот такому вот проекту построенные:
Так... Сейчас еще покажу. Вот:
Надо сказать, что дорога строилась, что называется, на века и с расчетом на будущий рост и развитие. Алексей Вульфов, описывая все многочисленное и многообразное хозяйство Бологое-полоцкой ветки, пишет вот что:
"...Будучи однопутной, она на всем протяжении имела приспособленные под два пути опоры мостов и земляное полотно на случай резкого увеличения транспортных потоков. На дороге полагалось иметь обгоночные пути и стрелки на запасных разъездах, теплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые для кипятку, погрузочные площадки, продовольственные пункты и бани на станциях III класса... Все, что касалось социального обеспечения, было выполнено вовремя и в строгом соответствии с проектной документацией. От станции Бологое до Полоцка на 450 верст растянулся целый город: 116 жилых домов и 290 сторожевых линейных путевых зданий (ЛПЗ), в просторечии сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Весь жилой фонд был капитальным, исправно служит он во многих местах и сегодня... На станциях III класса построили больницы: в Бологом - на 65 коек, в Полоцке - на 20, в Торопце - на 13". Это еще автор про паровозные депо не говорит. И, кстати, зря. Потому что вот эта вот постройка в Бологом напоминает больше готический замок, а не промышленный объект:
(с) nord-ursus В общем, не просто транспортная артерия получилась, а целое мега-предприятие.
О чем еще осталось сказать? О вокзалах и станциях, конечно. Бологому, Осташкову, Торопцу, Великим Лукам, Невелю и Полоцку они полагались III класса - каменные. Примерно такие же, как вот этот вот вокзал, куда нас занесло в первый день блог-тура.
Понятно, что сейчас эта станция выглядит скромненько, особенно по сравнению с центральным вокзалом Бологого...
Но на начало ХХ века она была куда как шикарна. Ей полагался теплый зал ожидания, буфет с ледником, а также "отхожия места каменныя, отопляемыя", или, иначе говоря, теплый ватерклозет. Уровень комфорта просто столичный!
Остальным - линейным станциям - здания достались по проекту IV класса, деревянные. Тоже теплые, отапливавшиеся вертикальными печами-"голландками", но без буфета.
Вот, к примеру, станнционное здание в Фирово:
(жалко, башенка над входом утрачена с течением времени)
А вот - идеальной сохранности станция в Баталино:
и похуже - в Скворцово. Тоже башенка не дожила:
(с)
varandej Зато перед каждой станцией полагался палисадничек, а вокруг разбивался сад из плодовых деревьев. Красота, да и только. Правда, одна беда: сортиры на линейных станциях были неотапливаемыми. Иными словами, "холодныя, деревянныя, с каменными выгребами".
Да, кстати. Вот вы себе можете представить такое, чтобы станционный сортир пережил более века, сохранившись во всей своей первозданной, так сказать, красе и функциональности? А в Баталино он стоит. Как новенький. Вот, блин, артефакт минувших эпох! Революция, Гражданская, Отечественная, крах двух империй и двух политических систем, буря и натиск, - а в Баталино на станции всех перемен, что в туалете стенки белой красочкой подкрасили... ;-)
В общем, штука такая. В наличии не очень протяженная ветка железной дороги с целой кучей сопутствующей инфраструктуры начала ХХ века. Ставим на рельсы паровозик типа вот этого:
Цепляем к нему два-три "пульмана". Реанимируем буфеты на паре станций IV класса. Устраиваем костюмированную массовку на станциях III класса и в поезде. Все. Туристический продукт, который будет приносить бабки и РЖД, и области готов. Кушать подано. Русские купцы, военные, барышни в светлых платьях и с зонтиками в руках, какая-нибудь экзотика типа городового, гоняющего нищих со станции... Чай в стаканах с подстаканниками, водка с маслятами, самовары в буфете, осетрина... Да туристы об этом будут рассказывать, как о главном приключении своей жизни! :-)))
Вот. Если кто будет реализовывать эту идею, - чур 3% прибыли - мои. Договорились?
Ну, а мне осталось поблагодарить за организацию блог-тура
НКО ЧУ РИЖТ «Портал» и Администрацию Тверской области, за гостеприимство - Администрацию Бологовского, Фировского и Кувшиновского районов, за постой и приют -
турбазу "Заимка" и
гостиницу "Каменка", за саму идею блогтура - лично товарища
999allan999, а за компанию - добрых людей
ana_buro,
ochendaje,
olster28,
belkino,
rodham gavrik_m,
sokolov71,
v_strelok.
Организаторы блог-тура:
НКО ЧУ РИЖТ "Портал",
Правительство Тверской области.
Партнёры:
Тверское представительство ОАО "Ростелеком",
"ЛИДЕР-Такси".
"Тверские ведомости" - информационный партнёр.
"Бизнес Информ" - юридический партнёр.