Питер: Императорский путь, 3-я ветка (май, ноябрь 2017)

Jan 21, 2018 18:04



Есть у "Императорского пути" и третья ветка, самая длинная (21 верста) и самая интересная. Её проектирование и строительство началось в январе 1900 г., закончена ветка была в конце 1902 г. В отличие от первых двух путей, строительство вела частная контора - "Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги", которая получила за это из казны 4 с небольшим миллиона рублей. Третий путь соединил между собой два Царских павильона - деревянный в Царском Селе и каменный в Петербурге, специально построенный рядом с Царскосельским вокзалом на набережной Введенского канала.


Первые 13 вёрст (16 км.) от вокзала 3-й путь шёл параллельно основному ходу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а затем отклонялся на юго-запад, огибал с востока деревню Большое Кузьмино, забирался на глинт на одном из самых пологих его участков, и приходил с востока к Царскому павильону в Царском Селе. За бюджетные деньги ЕИВ наконец-то получил "железнодорожную выделенку" - личную обособленную однопутную железнодорожную ветку, построенную с использованием самых передовых технологий начал XX века, способную выдерживать тяжёлые составы (до 15 вагонов), движущиеся на больших скоростях (до 42 вёрст в час). На пути было возведено 11 мостов/путепроводов - фермных и балочных. В Царском Селе и окрестностях все мосты были балочными, переброшены они были через небольшие ручьи, речку Кузьминку и ряд дорог ныне исчезнувшей деревни Большое Кузьмино.

Рельсы на 3-м пути были сняты почти сразу после революции: они были нужны для ремонта других железных дорог в окрестностях Петрограда. Все царскосельские балочные мосты были, по некоторым данным, пущены на металлолом. Значительная часть насыпи была уничтожена во время Великой Отечественной войны. В Петербурге тоже мало что сохранилось (причинами тому - Великая Отечественная война, новое массовое строительство 1960-х, строительство продолжения Витебского проспекта в 2000-х и ДЖД от "Купчино" до "21-го км" в 2010-х), но несколько участков царской насыпи и два фермных моста - через Обводный канал и через Боровую улицу - служат по прямому назначению до сих пор!

... ну что, после осмотра 2-го пути возвращаемся назад, к руинам Царского павильона, поворачиваемся лицом на восток, и отправляемся в Петербург по 3-ей ветке "Императорского пути"...

Справа, за деревьями, видна главка Феодоровского Государева собора (1909-14 гг.)...


... а прямо перед нами - Казармы Собственного ЕИВ Конвоя (1914-16 гг.). Рельсы Третьего пути проходили прямо под окнами казармы - в левой части кадра, где травка, дорожка и металлический заборчик.


Казармы построены в виде небольшой "крепостицы" в неорусском стиле, прямо рядом с Царским павильоном - фактически, между вокзалом и Александровским дворцом.




Сейчас постройки казарм заняты Аграрным Университетом.


Радиусная аллейка в скверике под окнами Аграрного Университета напоминает нам о том, что когда-то здесь была насыпь и рельсы...


Тем временем, мы с вами уже возле Египетских ворот (1827-30 гг.), которые когда-то оформляли въезд в Царское Село со стороны Петербурга. Сейчас город разросся далеко на север, и ворота эту функцию потеряли, оказавшись почти в центре современного города Пушкин :) Рельсы Третьего пути пересекали Петербургский тракт наискосок, перед воротами. Здесь был ж/д переезд, моста не было.


После Петербургского тракта дорога довольно шустро взбиралась на трёхметровую насыпь и приходила к путепроводу ("мосту №3") через Песчаную улицу.


Устои моста №3 стоят на границе современного садоводства и новостройки (Ленинградская,46).


Сложены они из пудостского камня, когда-то были облицованы чёрным гранитом, рельсы опирались на стальные балки. Примерно так были устроены все балочные мосты 3-го пути, ни один из которых не сохранился до наших дней.


Ещё один путепровод ("мост №4") проходил над царскосельской северной объездной дорогой.


Его устои стоят ныне в Буферном парке на севере современного Царского Села, напротив д.5 по Детскосельскому бульвару.


Остатки северной объездной сохранились неподалёку - между Кузьминским водохранилищем и Петербургским шоссе. Это ряд деревьев, растущих вдоль тропы, по которой можно попасть с Петербургского шоссе к "мосту №2" 2-й ветки.


Выемка в устое - для лучшего сцепления моста с насыпью.


Буферный парк, вид в сторону "моста №4" от "моста №5". Когда-то здесь была высоченная 6-метровая ж/д насыпь, но в советское время всё было срыто "в ноль", на местности даже намёка на неё не осталось!..


Устои "моста №5" через ту же самую Кузьминку, только на пару километров ниже по течению относительно "моста №2" на 2-й ветке.




У этого моста - максимально сохранная облицовка. Когда-то так было и на остальных царскосельских мостах 3-й ветки...


Спускаемся по Витебскому шоссе на шушарские поля.


Гора песка - это стройплощадка платной трассы на Москву, высотки вдали - шушарские новостройки.


Мимо пролетает разрисованная граффити электричка. Я аж остановился и сфотографировал!


Насыпь 3-го пути в шушарских полях.


Грязь, бурьян и несколько "малых мостов" через ручейки, от которых почти ничего не осталось.


Остатки устоев "малого моста" через ручеёк. Таких на 3-м пути было несколько.


Мост №6, описанный и зафиксированный 10 лет назад Фёдором Рагиным, скорее всего, больше не существует (попасть в точку, указанную на его схемах, я попытаюсь после окончания строительства трассы "М-11", которая, похоже, пройдёт буквально в полутора десятках метров от полуразрушенных устоев моста).


Облепиха на насыпи 3-го пути...






Между пл. "Паровозный музей" и пл. "Воздухоплавательный парк" найти на местности какие-либо следы 3-го пути сейчас уже невозможно. Всё, что могло было быть уничтожено во время войны, во время массового строительства дорог и жилья в 1960-х годах, при реконструкции и продлении Витебского проспекта, строительстве КАД и строительстве новой детской железной дороги в 2000-10-х гг., было успешно уничтожено. Часть насыпи сейчас используется ДЖД, старые мосты и путепроводы либо полностью разрушены, либо перестроены в бетоне.

Насыпь в черте города вновь появляется только севернее платформы "Воздухоплавательный парк". Вот она.


Северный устой путепровода (1901 г.) 3-го пути над Путиловской веткой, ныне Окружной. Здесь был балочный мост, такой же, как и все царскосельские.


Путепровод 1960-х гг. над Лиговским проспектом. Во времена строительства 3-го пути здесь был мост над Лиговским каналом, канала давно нет, нет и того моста.


Новый путепровод построен после войны, но... посмотрите на него повнимательнее! Строителями оставлен задел под ещё один путь - как раз там, где к новому путепроводу приходит насыпь 3-ей ветки! Такая вот историческая коллизия :)


Фермные путепроводы над Боровой улицей. Металл, заклёпки, металлические опоры... красота!




Слева - один из двух полностью сохранившихся мостов/путепроводов 3-го пути, действующий!


Он же.


Путепроводу 115 лет, но по нему до сих пор ходят поезда.


А вот старая насыпь используется не везде: ещё до путепровода через Лиговский проспект, как вы помните, рельсы с насыпи 3-го пути успевают уйти левее...


Остатки садов вдоль железной дороги.


Царскосельский мост (1901-04 гг.) через Обводный канал - система из двух фермных мостов, однопутного и трёхпутного.


Юго-западный, однопутный - это и есть бывший мост 3-й ветки "Императорского пути".






На мосту через Обводный.


Императорский павильон (1900-01 гг.). Сейчас хода туда нет, но в сети есть несколько постов с фотографиями интерьеров. Со стороны путей была высокая платформа и дебаркадер на два пути и две платформы. Сейчас осталась только платформа, с которой уходят электрички на Пушкин-Вырицу-Чащу-Оредеж.


Корона и башенка.


Царский павильон стоял на берегу Введенского канала.


Канал засыпан в 1965-71 гг., осталась часть "набережной".


Витебский вокзал (1904 г.)...


... и памятник участникам I Мировой войны (2014 г.), стёршей в пыль и самого Николая II, и его империю, и его 3-й путь.


Санкт-Петербург, Россия, Пушкинский район, Фрунзенский район, Адмиралтейский район, фото

Previous post Next post
Up