15 июня началось для нас неприлично рано: в половине третьего утра ночи к нам на стоянку пожаловала кенозерская тысячелетняя нечисть, о которой Алёна читала весь вечер. Это были типичные (типичнейшие, блин!) кенозерские леший и кикимора, на двоих примерно ста лет отроду. Персонажи народного эпоса приехали на нашу стоянку на древней как Мировое Древо "буханке", рёв которой пополам с матом водилы был слышен на всё Вершинино. Нечисть была пьяна: леший, водитель "буханки", был вообще в дымину и едва держался на ногах, его пассажирка-кикимора была несколько менее пьяна и потому чуть более адекватна. Само собой, былинные герои искали чем бы догнаться...
Надо признать, что гости оказались совсем неагрессивными. Но поняли мы это не сразу, и потому некоторое время нервно прислушивались к пьяным воплям за скатами палатки и никак на них не реагировали. Нечисть начала общение с нами издалека, и построила свой подкат к туристам по классическому принципу "дайте воды, а то так жрать охота, что прямо переночевать негде". Леший последовательно требовал выпивки, курева и, наконец, хотя бы зажигалку. Кикимора пыталась отговорить его бухать, и звала обратно в "буханку" - мол, это же туристы, чего с них возьмёшь, они ж сами всё выпили! На исходе десятой минуты страданий Алёна почему-то прониклась к лешему жалостью и полезла наружу, дабы выдать ему зажигалку, засунутую нами к Степану в багажник вместе с керосином и горелкой... Леший взял зажигалку, жалобно уточнил, действительно ли у нас нет выпить, в сотый раз получил ответ, что выпить у нас нет, ещё некоторое время послонялся по стоянке в поисках алкоголя, пошуршал мусором, позаглядывал в котлы, и был всё таки утащен кикиморой обратно в "буханку". Ещё через пару минут "буханка" взревела мотором и уползла в сторону населёнки... Главным последствием ночного визита оказалось не столько то, что мы ни хрена не выспались, сколько то, что чёртова (в прямом и переносном смысле) "буханка" ещё сильнее убила дорогу, по которой мы и без неё едва проехали вечером. Поэтому утром мы выбирались наверх к дороге ничуть не легче, чем вечером спускались по ней вниз к стоянке. Одно хорошо - погода стояла отличная, ночью и утром было тепло и сухо. В дождь, да после двух ночных проездов пьяной "буханки" с нечистью, мы без помощи трактора вообще бы со стоянки утром не выехали.
На экскурсию по ещё неоткрытому музею былин "В Начале было Слово" мы опоздали примерно на полчаса - сначала долго завтракали, а потом долго ехали, выбирая дорогу. У дороги рядом с музеем мы обнаружили микрик, на лобовом стеле которого красовался значок "Неизвестной Провинции". Мои вчерашние догадки были верны :) Мы с Алёной тихонько присоединились к экскурсии, которая уже вовсю шла. Собственно, мы пропустили всю бытовую часть экспозиции на первом этаже дома... Москвичей в доме действительно была толпа, в какой-то момент из этой толпы выделился очень заметный человек, который то ли неожиданно, то ли уже ожидаемо, обратился ко мне по имени :) Это, как вы уже догадались, был Михаил (
uchazdneg), собственной персоной! Мы пожали друг другу руки, перекинулись парой фраз, порадовались тесноте нашей маленькой страны, но, к сожалению, нормально пообщаться не удалось, ибо интересная экскурсия - не самое подходящее для этого место. К ещё бОльшему моему сожалению, сразу после окончания экскурсии группа "Неизвестной Провинции" уехала на поезд, и мы с Алёной даже не помахали им вослед :( Когда мы расплатились за билеты и вышли из музея на солнышко, на дороге красовался лишь наш Степан, а микрика с москвичами уже и след простыл. Единственное, что осталось - это визитка Михаила, которую он передал через сотрудницу нац.парка, а она отдала её Алёнке. Михаил, всё ОК, визитка у меня :) Очень надеюсь, что мы когда-нибудь ещё пересечёмся в реале. Страна-то у нас мааааленькая ;)
Касательно же музея былин я имею сказать следующее: к посещению обязателен. Музей размещён в свежеотремонтированном крестьянском доме 1861 года постройки в деревне Шишкина, и посвящён абсолютно уникальной кенозерской устной эпической традиции. В силу оторванности ото всего мира (которая, собственно, имеет место и по сей день), в Кенозерье сохранилось практически в неизменном со средневековья виде множество сказок и былин о супергероях богатырях и разнообразной нечисти, битвах, и прочих исторических и мифических событиях. Сто с небольшим лет назад эпосом и кенозерскими сказителями заинтересовались этнографы, и с тех самых пор на Кенозеро потянулись экспедиции. Первые исследователи записывали сказки и былины на бумагу, чуть более поздние пользовались фонографами, послевоенные - магнитофонами и киноаппаратами, а современные - диктофонами и видеокамерами. За сто лет исследований накопился огромный массив информации, которую в прекрасно систематизированном виде и представляет публике новый музей. При желании, там можно провести целый день, потому что музей интересен не только и не столько экскурсией, сколько своей мультимедийной начинкой, несметным количеством оцифрованных видео- и аудиозаписей, сделанных за последние 60 лет, и которые можно смотреть и слушать часами. Кстати, будете там - обратите внимание на "фишку": через все стенды, через все витрины, через все плакаты и даже по лестнице с этажа на этаж тянется "красная нить" - где-то настоящая, шерстяная, где-то нарисованная, где-то напечатанная на принтере. "Красная нить" как символ связи людей и предметов, преемственности поколений через сказки, былины, вещи, традиции и т.д. здесь очень к месту, и она очень цепляет. Идея, конечно, отнюдь не нова, но её реализация - выше любых похвал!
Итак, музей "В Начале было Слово" размещается в реконструированном крестьянском доме Шишкиных (1861 г.) в деревне Шишкина. Открылся он 21 августа, мы же в музее побывали 15 июня, т.е. за два месяца до официального открытия.
Кенозерский пейзаж с балкончика второго этажа.
Окошко с наличником.
Прямо на склоне горки над домом Шишкиных - часовня Иоанна Богослова (кон XIX в.). К ней ведёт лесенка.
"Бытовая" часть музея на первом этаже, где выставлены предметы крестьянского обихода из запасников нацпарка, подарки местных жителей и т.д. Хорошая "живая" экспозиция со сценками из крестьянской жизни.
Вот, например, красный угол - самое почётное место в доме. Хозяин дома и его гость беседуют о чём-то важном именно здесь.
Бабий кут. Ну, тут всё понятно. Пока мужики разговаривают, хозяйка впахивает на кухне.
Совершенно роскошная печка. Не печка, а мечта! :) Дети валяются на печи и подслушивают разговоры старших.
Хозяйская кровать, я так понимаю.
Ящичек и веник на стене.
Старинное зеркало.
Часы.
Зал "Сказители" на втором этаже - экспозиция, посвящённая самым известным сказительским династиям Кенозерья.
Рассказы сказителей в первой половине XX в. записывали с помощью вот таких фонографов. Часть записей столетней давности сохранилась до сих пор, оцифрована, и даже может быть прослушана.
Внезапно телега возле лестницы :)
Конференц-зал на втором этаже - новенький, чистенький и очень стильный.
Над головами - копия "небес" из часовни деревни Карпова, в которую мы не пошли вчера вечером...
Впрочем, "небеса" в часовне в Карповой мы бы всё равно не увидели, т.к. они сняты и хранятся в "Рухлядном амбаре" в Вершинино.
Отдельный зал, посвящённый этнографическим экспедициям на Кенозеро, записывавшим и изучавшим местные былины.
Экспозиция, посвящённая основным вехам жизненного круга кенозеров - рождению, детству, свадебным традициям, и, в конечном итоге, смерти. В центре зала - дерево как символ священной рощи
В витринах представлены как материальные свидетели ушедших лет - одежда, полотенца, крестики, иконы, сундуки, музыкальные инструменты, так и нематериальное сопровождение человеческой жизни - заговоры, приметы, ритуалы, молитвы, песни и т.д.
"От рожденья до венченья, ..."
... от венченья до сконченья"...