Часть 1.
«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (
Притч. 23.31,32).
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (
Рим 14,21)
"Вопрос: Если брат будет принуждать меня выпить чашу вина в келии его, хорошо ли уйти? Ответ: Бегай винопития, и спасайся от него, как серна от тенет. Ибо многие пали по причине сего принуждения падением помыслов". (
Древний Патерик (гл.22)
"Однажды в Скиту был праздник, одному старцу поднесли стакан вина; отказавшись от него, он сказал: возьмите от меня эту смерть. Увидев это, и прочие ядущие с ним также не приняли вина". (
Древний Патерик (гл.4, ст.63, 64)"В другой раз принесен был туда же сосуд с вином во время начатков с тем, чтобы раздать братиям по стакану. Когда один брат хотел убежать от него в толос, толос развалился. Собравшиеся на шум, увидали брата поверженным, и начали порицать его, говоря: "хорошо случилось с тобою, тщеславный!" Но авва защищал его и сказал: "оставьте сына моего, он сделал доброе дело, - и жив Господь, не восстановится толос сей во времена мои, дабы понял мир, что чрез стакан вина разрушился толос в Скиту". (
Древний Патерик (гл.4, ст.64)
"Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить чего, или не сделать чего по страсти; а что он делает по немощи, или по нужде, то не вменяется ему ни в грез, ни в послабление. В состоянии здоровья искать телу покоя побуждает похотение.
Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка св.Тимофея, повелел ему употреблять вино ( "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых недугов", 1Тим.5,23), хотя и заповедал ему злопострадати,терпеть лишения, ("Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое", 2Тим.4,5). И во всём человеку должно держаться рассуждения, - и он не скоро поползнётся. (
Добротолюбие. Варсонуфий и Иоанн, 108).
"Если духовный отец тебе - юному разрешит пить вино на пиршествах, то смотри, каков он сам: если он богобоязнен, то можешь немного себе разрешить, а если он не совсем радив, то лучше тебе, не обращая внимания на его благословение, хранить воздержание, особенно когда ещё борешься с огнём плотской похоти." (
Добротолюбие. Св.Иоанн Лествичник. 4.8).
"Те, кто вином гнушается, и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко нечто мечтают: я, мол, с роду не пью вина!.. Будто в том только и благочестие состоит, чтобы не пить вина? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, ибо бесплотен; но души человеческие, как лев, пожирает, и своей вечной погибели участниками делает, и есть всех злейший и всякой злобы начало. Так и не пьющие вина могут быть подражателями его. Не пьешь вина -хорошо. Но не хули вина и братию пьющую не презирай. Ибо если не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда ты духом высокоумия напоен, что перед Богом мерзко. Не вино, а пьянство, не употребление вина, а злое употребление порочно и вредно. Во зло его употребляет человек, когда не вовремя и выше меры употребляет. Так не только вино, но и хлеб, воду, огонь и прочее создание Божие во зло употребляет человек. Так во зло употребляет и свои члены телесные, как-то: язык - к злословию, осуждению и оклеветанию; руки - к хищению, ограблению и неправедному биению; чрево - к объеданию и пьянству. И так ими, как бы какими орудиями, душу свою убивает.
Свт.Тихон Задонский.
http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/ob_istinnom_hristianstve_kniga1/1_4 "Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает. (Святитель Тихон Задонский. (104, 1566)
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pravoslavnaya_entsiklopediya_120-all.shtml Юным не дозволять опьяняющего питья пить, поскольку юные легко привыкают, и чему в юности учатся, того и всю жизнь держаться будут.(
Тихон Задонский).
"Вот мой совет твоему мужу: пусть он покрепче положит начало в своем сердце, чтобы больше не пить вина, и помолится Богу о помощи, ибо Господь слышит каждого человека; пусть в этом не сомневается; а одни наши усилия без божьей помощи слабые. Алкоголь всегда льстит и обманывает, начинаешь пить для веселья, а в результате получается душевный недуг, томление и телесная болезнь, это я знаю опытом. Помоги ему Господи избавится от алкоголя. Пусть не пьет, слюбится, тысячу раз слюбиться ему."
(
Письма Валаамского старца .34.)
"Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет - совсем не пейте, - разве только в крайностях, - в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? - Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан."
(
Феофан Затворник (Толкование на посл. Ефесянам, 5,18)
"Ибо как преуспевать в целомудрии тому, кто непрестанно служит чреву, предан пиршествам, готовит угощения, озабочен устроением лож и столов, у кого не выходят из ума хлебники, повара, пирожники, благовоние вин, стаканы, чаши, всякого рода сосуды и разные припасы. Кто с жадностью пьет нерастворенное вино, сверх меры обременяет чрево, угашает в себе последнюю искру разумной силы, дает всегда новую пищу пламени страстей, как можно более разжигает в себе непотребное сластолюбие, до высшей степени возбуждает свою раздражительность на прислуживающих, - властителя страстей делает рабом их, владыку обращает в служителя чреву, приявшего от Творца право господства над жизнию низводит в невольники вожделения, князя отдает в плен подданным, делает, что браздодержца кони влекут по земле, что кормчий не держится уже за кормило, не правит всею ладьею, но предает ее треволнениям страстей, заливающим и затопляющим ладью? Такой человек, конечно, не только лишен благоразумия, но даже предан всякому непотребству; не только не имеет мужества, но стал уже невольником враждебных страстей".(
Блаженный Феодорит Кирский).
"Стойте твердо и неподвижно в уповании на Бога, и расторгши многосплетенные козни диавольские, будьте выше страстей, попирая сласти и похотения плоти, девство же и чистоту ограждая и душевно и телесно. Видите, теперь время весеннее, в которое всякое одушевленное естество подвигается к живорождению. Сообразуясь с этим надо нам установлять сон свой и пищу. Добро, говорит Апостол, ни ясти мяс, ниже пити вина, ни о немже брат твой соблазняется (Рим.14,21). Говорю и я, братья мои, советовательно, а не узаконительно, честных ради душ ваших, и притом не больным из вас, а здоровым: хорошо не пить вина, особенно вам юнейшие; потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему сластей, для чего вводить нам в себя еще и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления." (Прп.Феодор Студит,
слово 91).
"Вино само себя ведет к большему, оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною потребность другого питья, воспламеняя упившихся и непрестанно возбуждая к большей жажде.
Но когда думают, что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают противное тому, чего желали."
(Василий Великий. Беседа 14.
На упивающихся)
"Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло - огонь" (
свт. Василий Великий.)
Из инструкции, что семинаристам должно соблюдать:
26. Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать. (Свт.Тихон Задонский).
Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина - чтобы и запаха его у меня в обители не было!»
"С семи часов Обедня, молебен, поздравления, угощения. Последние с нынешнего года без вин, ибо прошлогодним Собором определено «угощений вином не делать и не принимать». Очень разумное и нужное правило, которому, конечно, должен следовать и я. И для катехизаторов, особенно молодых, и для самих священников это очень полезное постановление. Пусть оно отныне всегда неизменно исполняется! Лимонад и прочие невинные воды пусть заменяют вина во время угощений, как бы оные важны и торжественны ни были." (Из дневников свт.Николая Японского,
9 (22) мая 1903.)
«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина … По этой
причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани. Побеждённый ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати;приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут. Монах отнюдь не должен употреблять вина, - сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу долженпоследовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие. Святые отцыследовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самыеревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих иухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки». (
Свт. Игнатий Брянчанинов).
«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании ближнего! Мы поставили ему поллитра, а человек выпьет и, потеряв рассудок, будет хулить Бога, изобьет жену, искалечит побоями детей, убьет человека - и мы разделим его грех, как соучастники преступления».
Иоанн Крестьянкин. (
Опыт построения исповеди, 2-я заповедь).
"Нам-то какое дело до пьяниц, -скажут, пожалуй, люди трезвые, - сам себя губит пьяница пьянством своим». Может быть, оно и так, судя по-человечески, а по Божии-то вовсе не так. По правде Божией за всякого погибшего от пьянства человека ответит перед Богом и то общество, среди которого жил этот погибший человек, если оно не принимало никаких мер к его спасению."
(
Троицкие листки, ст.563).
«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? - Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» - Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс.103,15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? - Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. - Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. - Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою» [7] Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям. (
Св. прав. Иоанн Кронштадтский)[8]
"Кстати замечу, что среди монашествующих мы встречали немало пьяных: хотя в трапезе ставится некрепкое виноградное вино, но ежедневно каждому по кувшинчику с полбутылки; это приучает к употреблению вина, а потом слабых волею - и ракички, которая крепостью доходит до 60°; при отсутствии всякой дисциплины, имея при том и ключи от погребов в своем распоряжении, немудрено, что “имеславцы” и пользовались вином по своему усмотрению."
(
Архиепископ Никон Рождественский. Из главы: "Моя поездка на старый Афон и плоды великого искушения").
"Все те, которые хмельные напитки употребляют как вкусовое средство, только для удовольствия, содействуют распространению этой вредной привычки между своими собратиями.
Те, которые пьют умеренно, могут соблазнить более слабых своих собратий, увлечь к употреблению того, что хотя они то сами и могут преодолеть, но что может оказаться выше сил слабых братий и погубит их.
Эта кажущаяся безопасность может подвергнуть их великой опасности. Тысячи людей, которые умерли пьяницами, сделались таковыми потому, что в своей жизни подражали умеренно пьющим… Такие люди несут ответственность за принудительное питье, которое приводит очень многих к погибели."
http://www.miloserdie.ru/articles/protiv-li-nas-abstinentov-bibliya-chast-3 Всем благомыслящим людям:
"Для всех благомыслящих людей, которым дорого благо и интересы ближнего, главною задачею должно быть устранение предрассудков и предубеждений против полного отречения от алкоголя и потому мы всею полнотою любви своей просили бы сделать это хотя бы в виде опыта. Чрез отречение от сомнительного наслаждения несомненно опасным напитком - ничего не теряют, а только выигрывают и в жизнерадостности, и в крепости телесных и духовных сил".
Призванным воспитывать народ:
"А все те, которые призваны, или воображают себя призванными, воспитывать народ и хотят словом и писанием просвещать людей, исправлять и обращать их к Богу и покаянию, пусть помнят, что дурная привычка, которая тысячи и миллионы привела к пьянству и погибели, никогда не будет искоренена и побеждена, если вместо того, чтобы подавать народу добрый пример, будут говорить вину такия слова и воспевать такие дифирамбы, как профессор Гарнак, а потому им по преимуществу нужно помнить слова Апостола: „смотрите, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных”.
(
Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, первый новомученик земли Русской).
"Положите законом - выходить из-за стола немного голодным. Злая раба - плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука. Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!" (
Свт. Феофан Затворник) [10]
32. "Написано, что вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15). Но ты, давший обет плакать и рыдать, отклони от себя такое веселье, - и будешь обрадован дарами духовными. Увеселяясь же вином, будешь проводить жизнь в сожительстве с срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей.
33. Праздники проводи не в винопитьях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитьями, прогневишь паче того, кому посвящается празднество".
(Преподобный Феодор Едесский.
http://kaleo.org.ua/church/2010/01/10/svyatoy-fedor-edesskiy-o-provedenii-prazdnikov.html)
"Что зять ваш бросил пить и положил не пить, это хорошее решение.Питие и малое жизнь подъедает, и есть дело не много похожее на медленное самоубийство" (8, п. 1263, с. 34)". "Что ребятки ваши потягивают, это очень может быть тревожно. Пить до дна не видать добра. И здоровье бывает крепче и надежнее, когда не пьют совсем. Не пьющий всегда свеж, проворен на деле" (8, п. 1352, с. 106).
(Преподобный Феофан Затворник.
http://www.pagez.ru/feof/10.php)
"Вино... производит помешательство и, если даже не причиняет опьянения, ослабляет крепость сил души и приводит ее к рассеянности". (
свт. Иоанн Златоуст, 55,692.)
"Определить, привязан кто-то к спиртному или нет, просто. Раз у человека возникает бурная реакция по поводу добровольного отказа от спиртных напитков, значит, зависимость у него еще присутствует, если не от вина, то от мнения выпивающих людей. Чтобы это понять, нужно просто быть честным с самим собой."
(
Нужно ли современным православным употреблять спиртное?)
Жаль, что это не от святого отца.))
Часть 2.