Читая предисловие к книге восточногерманского академика
Эдуарда Винтера "Папство и царизм", вышедшей в 1964 г. в издательстве "Прогресс", обратил внимание что редакторы Пашуто и Шейнман уж очень сильно делают акцент на то, что автор, в прошлом представитель католической и даже униатской историографии, перешел в ряды историков-марксистов.
Как оказалось, жизнь академика Эдуарда Винтера была богаче, чем это можно представить.
Эдуард Винтер родился в семье судетских немцев, записался добровольцем в армию Австро-Венгрии во время I Мировой войны, после возвращения с фронта в 1915 г. поступил в р-к семинарию и изучал католическую теологию в Иннсбрукском университете под руководством иезуитов. В 1919 г. он принял сан католического священника и продолжил обучение в докторантуре. В последующем он защитил несколько диссертаций: докторат по теологии, затем докторат по философии. Сначала Винтер занял место экстраординарного профессора христианской философии, а в 1934 г. стал ординарным профессором церковной истории и патристики католического богословского факультете Немецкого университете в Праге. Принимал активное участие в деятельности сначала католических молодежных организаций, а затем немецких национальных союзов. К сфере научных интересов Винтера относилась также проблема взаимоотношения Римского католичества и Русского православия, в изучении которой он пользовался источниками в римских архивах. После включения Богемии и Моравии в состав Третьего Рейха проф. Винтер опубликовал программную книгу "Тысячелетие духовной борьбы", посвященной проблеме немцев и славян в Чехии. Книга была замечена нацистскими властями, признана идеологически созвучной национал-социализму и вскоре была переиздана в Мюнхене. В 1939 г. вступил в ряды НСДАП, а затем - в брак со своей секретаршей Марией Кёгль по случаю ожидаемого рождения ребенка, после чего был подвергнут запрету в священнослужении католическими властями и отставлен с с теологического факультета. Проф. Винтер заявил рейхсминистру образования, что национал-социалистические убеждения больше не позволяют ему находится в Римско-католической церкви и получил пост профессора философского факультета со специализацией по европейской интеллектуальной историей. Вскоре он был также назначен директором Института европейской духовной истории Фонда им. Рейнхарда Гейдриха (своеобразный институт славяноведения под патронатом СС). Как утверждает современный немецкий исследователь Харри Вайбель, проф. Винтер состоял членом СС и работал для СД
(Источник: Harry Waibel: Diener vieler Herren : Ehemalige NS-Funktionäre in der SBZ/DDR. Frankfurt am Main, 2011. S. 373)
После оккупации Украины войсками Вермахта Винтер занимался аналитическим обеспечением проблемы удержания этой территории в составе Рейха. Вероятно, это и дало повод советским коллегам причислить его к "униатской историографии"
В 1945 году после прихода Красной армии институт был разогнан на фоне массовых погромов судетских немцев в Чехии, и славяноведы бежали на Запад, за исключением Винтера, который сначала приехал в Вену, а затем в Восточную Германию, где вскоре встал ректором Университета Галле-Виттенберга им. Мартина Лютера. Затем он преподавал до 1966 г. в Университете Гумбольдта в Берлине возглавлял Институт истории народов СССР, стал ведущим славистом Восточной Германии и издал огромное количество трудов.
Он общался с советскими учеными, передавая им свой богатейший научный опыт (сначала занимался наукой под эгидой РКЦ, затем НСДАП и в конце концов СЕПГ). Естественно, что об участии Винтера в национал-социалистических проектах и членстве в СС, советская литература не писала.
Восточногерманские коллеги критиковали Винтера за то, что несмотря на неоднократные декларации о приверженности марксизму, в реальности, его научные методы остались буржуазными. Удостоен нескольких высоких наград ГДР, оставаясь при этом гражданином Австрии. Умер в 1982 г.
Труды Винтера, переведенные на русский язык, до сих пор интересно читать, особенно, если не обращать внимание на марксистскую шелуху, которую то ли он сам, то ли переводчики добавили в текст