Статья о. Стивена Байама против освящения икон

Aug 15, 2012 07:38

Православный священник из Квебека (карпато-русинская епархия) Стивен Байам, один из ведущих западных знатоков иконописания, Стивен Байам (досье анг. здесь)


опубликовал на англоязычном портале о православном искусстве статью под названием
Согласно ли с преданием Православной Церкви освящение икон или противоречит ему (англ. текст здесь).


Он полагает, что популярная треба освящение иконы, после которой по народному поверью изображение становится святым образом (в результате окропления святой водой из кропила иерея даже простая картина, нарисованная светским художником, приобретает сакральный статус, а если уж икона написана по всем правилам монахом в келье, она становится "более лучше" святее), совершенно лишена опоры в православном предании.  
В подтверждение своей точки зрения он приводит цитату из деяний II Никейского собора 787 года, в которой православная точка зрения выражена тем положением, что многие предметы, используемые в церкви, не требуют освящения, среди которых названы и святые иконы (Mansi XIII, 344B). 
Далее, исследовав опубликованные литургические источники, он обнаружил, что в православной традиции чин освящения иконы впервые фиксируется лишь в Требнике Петра Могилы 1649 г. (славянская традиция здесь даже превзошла греческую), а у эллинов лишь в Евхологии 1730 г. Оба источника в этом отношении, несомненно, вдохновлены латинством. По могилянской книге икона окропляется водой, а по греческой - помазывется миром в четырех местах епископом.
Статья прекрасно иллюстрирует известный тезис, что чем более обряд популярен у прихожан, тем меньше у него оснований в церковном предании.

иконография

Previous post Next post
Up