Мин херц Питер,
Как тут в ляшской земле елекции холопские вершить сподобились и сего резона для шлю тебе реляцию партикулярную каковы в той ляшской земле ныне дела. А ездил я туда по твоему государеву делу ко Августу королю, да тот Август король по оказии помер давно, а в его место сидят
два шельмеца одинаковы с лица, токмо хвала Господу те шельмецы в Варшаве городе обретаются а я
в КРаков город ездил. А для чего он тако нарекается то сказывают был тут князь Крак именем, да токмо чаю я всё то брешут, а имя сие пошло для того что раков тут зело много.
А живут тут по закону латынскому и веру свою крепко держат лепо на сию ревность глядеть, даже и отроки все в костелах на коленах усердно молятся и ко причастию ходят. А образа тут не токмо во храмах но и повсюду во множестве, и в лесу и в пустыне и везде к оным люд богомольный притекает.
И есть в Ракове городе собор рекомый костел Мариацкой, и в оном мастер немчин убор алтарный зело дивный по древу резал двунадесят лет, а как готовым учинил и с той поры нет такового больше по всей земли.
А которые костелы латынские ныне строятся и те того велелепия не имут.
И иных вер люди в той ляшской земле тож имеются.
А язык здесь чюдной весьма и который человек того языка не ведает, и тому потеха знатная по улицам ходить. Вот впример как тут какая лавка и та склеп именуется, и как по граду идешь и семо склеп с забавками да склеп с упоминками, а овамо и вовсе склеп рыбный.
А которые люди торговые не в склепе торгуют и тех стрельцы королевские исправно гоняют.
Воинские же люди здесь в почете и оные на платье пёрьи втыкают будто бы всё им мочно даже и летать по воздуху. А в Крынице городе видал я польских воинских людей и у тех заместо пёрьев на платье пули великие весьма вставлены как то ероплан стрелять или что другое из пищали особливой.
А иных земель воинских людей здесь ни во что ставят и над ними всяко ругаются,
наипаче же над рыделями тефтонскими, их же Ягайла король примучил с особым цинизмом и великую конфузию им учинил.
И есть здесь вот какова диковина: на соборе во крепости висят кости скотские, и те кости-де драконовы. Мужи же ученые сказывают те кости не драконовы а мамута зверя, оный же мамут видом елефанту подобен каковой елефант у нас в зверинце сидел от шаха персицкого в дар. Токмо тем мужам ученым польские люди ни мало веры не имут.
А от города мало отъехать и там копальня соли великая, где польские люди соль в земле промышляют. И в оной копальне часовни да образа искусные по соли резаны, да я тебе о том
уж рассказывал.
И еще бы каких чюдес тебе показал да токмо как приехал я туда в ляшскую землю так всё дождь да дождь, как и у нас ныне. И от того дождя Висла река много разлилася, и через то для променада местность негодная учинилась.
И от той сырости великой опасался я как бы хвори какой не приключилось, и хотел того ради в ресторацию пойти водки испить, да токмо как прочел оной ресторации именование то и ходить туда побрезговал.
И как я прочь пошол гляжу мужичок польской идет живописец Никифор именем, и с оным мы водки откушали беззаботно и несуетливо за русско-польскую дружбу, и за твое здоровье мин херц тож пили, а еще за то чтоб мне в польскую землю паки съездить, для того что там мне весьма понравилось.
Да к письму сему думный боярин Сергий руку приложил.