К сожалению, всё чаще не успеваю выложить посты об интересных поездках непосредственно «по горячим следам». Поэтому по здравом размышлении решил завести в журнале рубрику «Воскрешение прошлого», где буду выкладывать репортажи о давних путешествиях. Возможно, что-то уже изменилось в тех местах с момента моих поездок. В таком случае - это репортажи о том, что было в прошлом и уже исчезло…
Сегодня по просьбе моего замечательного друга
fomich будет рассказ про подмосковную усадьбу Осташево, которую я посетил в мае 2008 г. в прекрасной компании
junet и
bizam. В разное время усадьба принадлежала князю Урусову, Муравьевым и семье поэта Великого князя Константина Константиновича Романова. Сейчас от нее остались руины разной степени заброшенности, которые, тем не менее,
безусловно заслуживают осмотра.
Наибольшей известностью среди того, что осталось от усадьбы, пользуется грандиозный комплекс конного двора, построенный в неоготическом стиле в 1840-х гг. В тусклый облачный день его надвратная башня живо напомнила мне силуэт Минас Моргула.
Впрочем, если верить табличке на воротах, нынешнее предназначение башни гораздо более мирное.
Помимо дома культуры, в зданиях конного двора помещается целый ряд всяческих учреждений, включая весьма странный офис Сбербанка с надписью «Exchange».
Что там помещается еще, не умею сказать, но оригинальная архитектура здания представляет несомненный интерес. Оцените только порталы и наличники!
Другой примечательный объект - усадебная церковь в неорусском стиле, построенная по проекту М.М.Перетятковича и С.М.Дешевова. Церковь была заложена в 1915 г. над могилой Олега Константиновича Романова, погибшего в начале Первой Мировой. Сам Великий князь Константин Константинович скончался от сердечного приступа 5 июня 1915 г., а его сыновья Иоанн, Константин и Игорь в июле 1918 г. живыми были сброшены в шахту в Алапаевске вместе с другими членами царской семьи. Освящение церкви по имя преподобных Олега Брянского и Серафима Саровского так и не состоялось (этим ее судьба похожа на судьбу другого "неорусского" храма
в Талашкино). Останки Олега Константиновича в 1969 г. были перенесены на местное кладбище - аборигены всячески порывались искать в его могиле сокровища…
Церковь поставлена на возвышении - «Васюткиной горке»; рядом расположена звонница.
Декор храма выполнен с аллюзиями на архитектуру древнего Пскова - на мой взгляд, весьма отдаленными…
Барабан и купол храма отреставрированы; в остальном же он являет собой грустное зрелище. Через дыру в пленке, закрывающей окна, можно увидеть вот такие интерьеры.
Остальные постройки усадьбы являют собой зрелище еще более удручающее. Вот так, например, выглядит одна из башен въезда на парадный двор.
А это, если не ошибаюсь, башни ограды бокового двора - одна у сарая, другая в огороде.
Из двух обелисков на въезде в усадьбу сохранился только один (если я ничего не путаю - что, впрочем, очень вероятно - второй обелиск был сбит грузовиком). Теперь на месте погибшего обелиска - столб и помойная урна.
В доме управляющего устроено некое жылисче.
Еще одно жылисче, гламурно-розовое с заду фасаду (кажется, это бывшая контора).
А этот павильон когда-то стоял над галереей перехода от усадебного дома к флигелю.
Сам усадебный дом ликвидирован в 1950-е гг.; на его месте выстроено нечто в стиле сталинского ампира.
О нынешнем состоянии интерьеров этого новодела можно судить по следующей фотографии. Вспомнилось из детства:
«Потолок весь разбит,
Дверь шатается,
За дырявой стеной
Труп валяется…»
Единственное, что не разбито в доме - это розетки на потолке. Типа, не добрались…
Вид из окна на Рузское водохранилище.
Я пытался залезть повыше, чтобы снять панораму усадьбы.
Но из этого ничего не вышло - вид на усадьбу скрыт деревьями. Зато с высоты открывается неплохой вид через водохранилище на ярусный Благовещенский храм 1713-1715 гг. в Бражниково, вотчине князей Прозоровских.
Вид на водохранилище с плакучими русскими березами тоже великолепен. Кажется, березы оплакивают нынешнюю судьбу усадьбы, разгромленной и загаженной ничтожными наследниками былого великолепия.