Денег нет, поэтому их надо напечатать. Сегодня нам
сообщили из Правительства:
«Объем финансирования строительства жилья на 2012 год увеличен на Br1,5 трлн. до Br19,09 трлн. Такое решение содержится в
постановлении Совета Министров от 24 сентября 2012 года №872 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Беларуси от 30 декабря 2011 года №1788 "О мерах по выполнению заданий на 2012 год по строительству жилых домов".
Документом также вносятся изменения, предусматривающие увеличение объемов финансирования строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на Br300 млрд. почти до Br3 трлн. Что касается строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях, то объемы его финансирования также увеличены - на Br93 млрд. до Br414,5 млрд.»
Прежде всего, хочется поставить жирную двойку тому, кто писал это сообщение. Позорище - так не владеть информацией. На само деле, была запланирована сумма 18,04 трлн.рублей на 12 год. И это легко можно проверить по
ссылке на постановление №1788 от 30 декабря 2011 года. То есть увеличение составило только 1,05 трлн.рублей. Эту описку можно было посчитать опиской, но она не единственная.
Далее по тексту видим увеличение объема финансирования строительства инфраструктуры (до 2,96 трлн.рублей. фактически) и читаем «…на 300 млрд.». Еще раз пройдя по ссылке выше, узнаем, что первоначально планировалось потратить 2,21 трлн.рублей. То есть увеличение составило 750 млрд.рублей. Цифра никак не похожая на 300, правда? И все эти ошибки тут же перепечатывают информагентства (
интерфакс).
Только последняя цифра роста (93 млрд. на агрогородки) похожа на правильную.
Теперь по сути принятого постановления. С 1 октября увеличатся статья финансирования «кредиты банков, выданные на льготной основе» на указанные выше 1,05 трлн.рублей. Вот так неожиданно! И это в условиях
жесткой чистки очереди нуждающихся:
«…Вот это достройте, а дальше ни одного, головой отвечаете за всю страну, за губернаторские фонды и областные бюджеты. Ни одного, пока не будет уточнена очередь!»
Уж не знаю, чем обосновывали этот триллион у Лукашенко, на деле он совершенно точно приведет к росту стоимости жилья и совсем не обязательно, но возможно - к завершению некоторых долгостроек года.
На деле, схема будет выглядеть так: есть застройщик с домом, который не могут сдать по причине окончания средств, застройщик выкатывает дольщикам «допы», а льготникам - новые проценты готовности, под которые берутся новые кредиты и выплачиваются деньги (вот он триллион). Но в основе этих действий - завышение расходов на строительство, бесхозяйственность, расточительство застройщика и всех его подрядчиков.
Данное решение наводит еще на одну мысль, возможно статьи финансирования «средства граждан», а также «кредиты банков на условиях банков» не дотягивают до запланированных значений (8,8 трлн. и 0,51 трлн. на год соответственно). Ну, то есть граждане не отдают свои деньги и неохотно берут кредиты в банках. Поэтому приняли решение - «доплатить за них», лишь бы выполнить план!
По финансированию инфраструктуры также выходит знатный финт. Происходит не только увеличение, но и перераспределение между статьями. Общее увеличение проходит по статье «кредиты банков». Однако одновременно уменьшается детализация этой статьи «в том числе для Минэнерго…» на 70 млрд.рублей. Таким образом банкам запланировали выдать больше кредитов для застройщиков на строительство инфраструктуры на 819 млрд.рублей. Еще один привет для дольщиков! Вот и обоснование для роста цены квадратного метра. Гродненцы, держитесь, у вас практически всё финансирование инфраструктуры переведено на кредиты застройщикам.
Что касается выполнения плана по строительству жилья, картина на 1 сентября такая:
Общий план выполнен на 69,5%. За август построили 280 тысяч метров, и в принципе ничего не предвещает провала выполнения годового задания (4,2 млн.метров). Но теперь, с появлением Постановления №872, возникают подозрения, что не все так гладко.
Прошу пардону, есть еще одно дополнение.
В рамках роста финансирования на 1,05 трлн. произошло и перераспределение финансов между регионами. Наибольшим "счастливчиком" оказалась Гомельская область (+405 млрд.рублей). А вот Минск - в роли пострадавшего. У Минска отняли 410,9 млрд.рублей, что означает, власти не надеются закончить стройки в Минске и все силы брасают на регионы. А Минск и вправду в течение года не выглядел огурцом. У него и сейчас самый низкий показатель выполнения задания на 2012 год - 54%.