Про итальянцев - значит, достойно репоста.
Оригинал взят у
v_vodokachkin в
Маленькие кораблики для здоровенных пушек В некотором роде - продолжение давнишнего поста (
http://v-vodokachkin.livejournal.com/220233.html), посвященного прибрежным канонеркам ренделовского типа. На сей раз речь пойдет об итальянской реализации той же концепции - "небольшое плавсредство с большим-пребольшим стволом" - но в более позднюю эпоху и для совсем другой задачи.
Подобные боевые единицы в разных флотах классифицируются по-разному, числясь вспомогательными канонерскими лодками, плавбатареями и т.д. У итальянцев это были "pontoni armati" ("вооруженные понтоны", ага), иные из них - очевидно, для солидности и поднятия боевого духа плавсостава - именовались "monitori" (без перевода понятно). Несмотря на то, что, не в пример дредноутам, построенным на Апеннинах, они не просто стояли у причальной стенки, а добросовестно тянули нелегкую лямку простых тружеников войны, информации о них негусто, и та большей частью разбросана крохами по разным источникам. Кроме того, ваш скромный повествователь вообще питает интерес к истории Regia Marina - возможно, косвенно повлиял читанный в детстве "итальянский Жюль Верн" Эмилио Сальгари (которого у нас в то время никто практически не знал, однако у одноклассника в шкафу отыскалось несколько книг, изданных где-то годах в 20-х издательством под названием не то "Пучина", не то что-то в том же духе... сами понимаете, в подростковом возрасте такие подробности интересуют мало и если запоминаются, то попутно).
Как бы то ни было, кораблики сам по себе занятные, и может, кому-то окажется небезынтересно открыть эту страницу военно-морской хроники.
Начнем, в соответствии с заголовком, с самого маленького.
"Padus"
Мельче, действительно, некуда - 96-тонное суденышко (по нынешним меркам вообще катер), 28 метров длины, 4,8 м ширины, с ничтожной осадкой 0,7 м, сводящей риск подрыва на мине или посадки на мель почти к нулю. Правда, орудие тут не очень громадное - всего-то шестидюймовка (152 мм, а то народ иной раз в дюймовой шкале вообще не ориентируется) со стволом 50-калиберной длины. Но для таких размеров... Вряд ли строители заурядной австрийской баржи могли себе вообразить такой поворот в биографии своего детища! Не удалось установить, был ли кораблик изначально самоходным, однако после модернизации на итальянской верфи оказался довольно шустрым для своего класса, развивая ход до 8,5 узлов. По меркам крейсеров и миноносцев - смешная величина, но мы же говорим о барже. До конца войны эта импровизация не дожила, хотя причиной гибели явилось не воздействие неприятельского оружия, а банальная навигационная авария - "Padus" затонул на переходе из одного пункта базирования в другой. Наверняка сказалась низкая мореходность, усугубленная снижением остойчивости из-за размещения на палубе орудия, и в самом деле здоровенного для таких габаритов. Впрочем...
Ренделовские канонерки, предназначавшиеся в соответствии с конструкторским замыслом для защиты своих берегов от посягательств крупных вражеских кораблей, как мы помним, в основном стреляли, наоборот, по чужим берегам. Итальянские же pontoni изначально были рассчитаны на огневую поддержку своих сухопутных войск на прибрежных направлениях. И в этой роли становились совершенно несущественными скромные скоростные и мореходные данные, мягко говоря, малоприемлемые для боевых кораблей основных классов.
"Pasubio"
Тоже нес шестидюймовку, однако был в два с лишним раза крупнее: 225 тонн, длина чуть больше 20 м, ширина при этом аж 7,6 м (зато остойчив при стрельбе по любому борту!). Да и сидел глубже - 1,7 м. От рождения это был австро-венгерский плавучий маяк (иногда именуемый просто лихтером) "Ostrica", доставшийся "макаронникам" в качестве трофея, использованного против прежних владельцев после установки дизеля в 250 "лошадей" (позволявшего развивать 7-узловой ход, не так уж мало для действий в речных и прибрежных водах) и упомянутой ранее шестидюймовки.
Провоевав "до упора", малыш "Pasubio" числился в боевом составе итальянского флота до 1924 года, когда был исключен из списков, а вот отправился ли сразу на судоразделку или, как нередко случается, был разоружен и продан гражданскому судовладельцу, этого мне выяснить не удалось.
"Carso"
Еще побольше - 360 тонн, 36 м длины, 9,5 м ширины и 1,2 м осадки. На вид - такой же pontone armato, но, видимо, для той самой солидности, еще и monitore, дескать - не хухры-мухры! Даром, что брони - ноль целых фиг десятых (заметим, что в советской Дунайской флотилии также имелся "Ударный", звавшийся монитором вопреки вопиющему отсутствию броневой защиты, но у него хотя бы водились башнеподобные щиты установок главного калибра. Как, кстати, и на английских безбронных мониторах - оксюморон, да?:) - серии "М", наклепанных в первую мировую. Но это все были, по крайней мере, корабли специальной постройки). Тоже трофей из того же источника.
- он же на фотке, как нетрудно догадаться, послужившей основой для рисунка выше.
Странным образом ряд источников указывают в качестве вооружения "Carso" 40-калиберную 15-дюймовку. Тем не менее, на всех найденных снимках этот monitore несет 2 орудия, притом на линкорные по габаритам никак не тянущие. Да и сведений о перевооружениях не встречается. Поэтому резонно счесть такой вариант простым недоразумением. А вообще-то, как и подтверждают фотки, на "Carso" были установлены две пушки калибром 190 мм, водившиеся также на двух последних сериях итальянских броненосных крейсеров. Еще упоминается пулемет скромного итальянского калибра 6,5 мм, но вряд ли он особо пригодился.
- вид с носа. Тоже 7 узлов за счет пары дизелей общей мощностью 300 л.с.
- и еще архивное фото. Оба ствола развернуты на один борт, мачты не видать - очевидно, завалена (хотя, по логике вещей, корректировка огня с марса была бы нелишней. Разве что предположить, что корректировочный пост вынесен куда-то на берег, и monitore держит с ним телефонную связь).
Военная служба также продлилась до 1924 года, дальнейшая судьба, как выражался один из персонажей "Поднятой целины", "покрыта неизвестным мраком".
"Monfalcone"
Понемногу растет водоизмещение героев нашего повествования - теперь оно достигает уже 525 тонн, калибр же возрастает еще быстрее: "Monfalcone" несет уже 12-дюймовку! 305 мм - вполне линкорный калибр. Об этом кораблике, помнится, я впервые узнал еще в школьные годы из монографии Вильсона: "В мае 1917 г. в верхнюю Адриатику были направлены 2 британских монитора - "Эрл оф Питерборо" и "Генерал Пиктон", вооруженные каждый двумя 305-мм орудиями, для поддержки правого фланга итальянской армии в операциях на Карсо. Вместе с ними действовали итальянские плавучие батареи "Фаа ди Бруно" и "Капеллини" (большие баржи, вооруженные двумя 381-мм орудиями каждая, передвигавшиеся с помощью собственных двигателей) и меньшие плавучие батареи "Монфальконе", "Карсо"*, "Кукко" и "Водиче" (каждая - по одному 305-мм орудию). Эти корабли обстреливали австрийские прибрежные укрепления у Хермады с 18 до 24 августа." ("Линкоры в бою").
____________________________________________________
* бедному "Carso" приписан еще один вариант вооружения!:)
Первоисточником явилась... ну конечно же, как вы догадались?:) - захваченная у австрияков баржа. Пропорции корпуса, надо сказать, были еще те: при длине всего 24 м ширина достигала целых 14 м (!!!), "круглее" в плане были разве что гротескно выглядевшие "поповки". 2-метровая осадка увеличивала вероятность задеть подводную мину, но зато улучшала мореходность.
- более крупным планом та самая впечатляющая 46-калиберная 12-дюймовка. Отметим, что орудие было вполне современное, той же модели, что на "Dante Alighieri", "Leonardo da Vinci" и прочих дредноутах Regia Marina, тогда как предшествовавшие им броненосцы оснащались более короткими, 40-калиберными пушками. Снимков "Monfalcone" во время стрельб не встретилось, а вообще-то, орудие поднималось на довольно приличный 30-градусный угол, обеспечивавший хорошую дальнобойность (для сравнения: у броненосцев - участников русско-японской войны, угол возвышения главного калибра не превышал 20 градусов).
Движок на этом квази-monitore стоял 400-лошадный, но при таком соотношении длины и ширины 6 узлов хода были максимумом, что из него получалось выжать.
Служба "Monfalcone" в составе военного флота благополучно завершилась в 1921-м году.
"Monte Cucco"
Тоже 12-дюймовая плавбатарея (формально, опять же, monitore:)), но поменьше, только 440 тонн. В длину почти 34 м, шириной 8,7 м, осадка порядка полутора метров. Те же 6 узлов, что и у предшественника, поскольку движок слабее.
- главный (и единственный) аргумент маленького кораблика. Относительно его в источниках присутствуют разночтения - в одних фигурирует та же 46-калиберная модель, что и на "Monfalcone", в других - более старая 40-калиберная. Автор сих строк больше склоняется ко второй версии, по крайней мере, если судить по снимкам, на которых просматриваются различия в мелких нюансах.
Из чего данный monitore был переоборудован - догадайтесь с трех раз:)
- вид на него же с правой раковины (то бишь, с кормы в четверть оборота, так примерно будет звучать на сухопутный манер).
Военный отрезок биографии продлился с 1917-го по 1924-й год.
"Vodice"
Однотипный с предыдущим. Снят тоже с раковины, но с левой - обратите внимание, где расположено перо руля, а то у подобных плавсредств неопытный глаз путает запросто нос и корму!). ТТХ те же самые, и происхождение, разумеется, аналогичное.
- а это его 12-дюймовка. Теперь ясно без вариантов, что старая 40-калиберная. Фотка примечательна еще и тем, что скромная плавбатарея в кои веки запечатлена в компании солидных боевых кораблей. Заодно можно глазомерно прикинуть угол возвышения ствола.
- момент боевой работы.
- у берега не то канала, не то лагуны.
- отсюда и постреляем! Маскироваться береговой растительностью при таком низком силуэте - одно удовольствие.
"Valente"
- завершает перечень "12-дюймовых" pontoni armati.
- тоже носитель 46-калиберного орудия. В остальном - ничего особо выдающегося, пара дизелей общей мощностью 4 сотни л.с., те же скромные 6 узлов (да и зачем тут, собственно, больше?), размерения не отыскались. Служба недолгая, с 1916 по 1918-й. Возможно, сказалось плохое техническое состояние, изношенность корпуса и механизмов или еще что-нибудь в том же роде.
- в передышке между боевыми действиями над кормовой частью натянут брезентовый тент.
- изготовка к стрельбе.
Примечательный момент: "Valente" в одних случаях фигурирует как "pontone semovente", сиречь как "самоходный", реже - почему-то как "statico", т.е. буксируемый. Подозреваю, это недоразумение проистекает из того, что данная боевая единица могла подолгу действовать с одной и той же якорной стоянки (Западный фронт же, позиционная война...), отсюда и "statico". Впрочем, возможно и другое - скажем, вначале движки отсутствовали, и была это несамоходная плавбатарея, которой требовался буксир, а потом их установили. В общем, пока с этим неясность.
"Monte Santo" & "Monte Sabotino"
- один...
...и второй. Что называется, "найди десять отличий". И неудивительно, поскольку парочка абсолютно однотипна.
В общем-то, оба они весьма похожи на описанные ранее, за одним исключением: орудия на них стояли даже не просто линкорные, а вообще сверхдредноутные - 15-дюймовки (381 мм)! Втиснуть такую установку в 570 тонн водоизмещения - это, знаете ли, задача не для ПТУшника, посему респект корабельным инженерам с "итальянского сапога". (И между прочим, представьте, какие нагрузки должен выдерживать довольно-таки легкий корпус при стрельбе из этакой "дуры"!)
- вот уж действительно - кораблик маленький, пушка здоровенная. Предназначалась она для одного из строившихся (ни шатко, ни валко, поскольку война поменяла кораблестроительные приоритеты) линкоров типа "Francesco Caracciolo". Масса орудия равнялась, ни много ни мало, почти 85 тоннам, составляя, таким образом, немногим менее 15% от полного водоизмещения "вооруженного понтона"**. Еще раз оцените сложность инженерной задачи!
Размерения обоих систершипов составляли: 37 м длины, 8,6 м ширины и 1,9 м осадки. Списание постигло их в 1924 году.
И еще - это тоже были трофейные "австро-венгры"!
___________________________________________________________________
** - в том случае, если я правильно определил их как 15-inch орудия итальянского завода Армстронга. Но даже для гораздо более легких орудий того же калибра (и с такой же длиной ствола) производства "Ансальдо", весивших порядка 62,5 тонн, получается свыше 10% от водоизмещения.
"Monte Cengio"
"Monte Grappa"
"Monte Novegno"
"Montello"
А вот эта четверка, неся те же 15-дюймовки, отличалась от предыдущих тем, что являлась кораблями специальной постройки! С верфей "Cantieri di Castellammare di Stabia" они сошли, что называется, под занавес, во 2-й половине 1918 года, а вступили в строй уже после окончания великой европейской войны, в 1919-м - когда одни подсчитывали барыши, другие тихо охреневали, вернувшись с фронтов и не застав прежнего привычного мира, а где-то там в России красные управились с пресловутым адмиралЪом и переключились на Деникина с Юденичем. Так что, пострелять по реальному противнику им не довелось. По той же причине, видимо, и снимков их сохранилось прискорбно мало. Поэтому придется ограничиться сухими цифрами и некоторыми замечаниями.
Основные размерения четверки были близки к таковым у переоборудованных предшественников - 40Х10Х1,7 м. То бишь, кораблики были по-прежнему очень компактны для столь мощного вооружения. Водоизмещение слегка подросло, но все равно не превышало 633 тонн (бОльшей величины не указывает ни один из просмотренных источников). Заметно увеличилась мощность дизелей - до 700 "лошадей", соответственно, ход они могли давать до 7 узлов.
При этом одни источники классифицируют их все однозначно как "semovente", в некоторых же "Monte Novegno" и "Montello" почему-то числятся "statico". Опять же, как и в случае с "Valente", причина таких разночтений неясна.
А далее на очереди у нас корабли совсем уж экзотические, как будто не совсем из нашей реальности...
"Alfredo Cappellini"
Вот это уже в самом деле monitore, по крайней мере, башня в наличии.
- рисунок (практически в том же ракурсе) позволяет нагляднее оценить форму корпуса. А она была, мягко говоря, нетривиальна - практически прямоугольные обводы, лишь со слегка скругленной носовой оконечностью*** -
Почему? Да просто, носителем двухорудийной 15-дюймовой установки (армстронговские пушки) послужил корпус плавучего крана. А что, если ранее упоминался использованный с той же целью бывший плавучий маяк, то чем хуже плавкран? Во всяком случае, у него все прекрасно по части остойчивости, поскольку он ориентирован на работу с высокоподнимаемыми тяжелыми грузами.
______________________________________________________________
*** - башня у него, вопреки вроде бы очевидному, расположена в кормовой части, на месте прежнего кранового оборудования, соответственно, и стволы направлены в корму. Перо руля тому дополнительным наглядным подтверждением.
Длиной "Cappellini" (названный в честь одного из итальянских героев Лиссы -
http://v-vodokachkin.livejournal.com/279922.html, правда, подвиги их, на мой взгляд, были никчемушными, ну да у аристократов свои понятия...) был не больше многих из описанных выше единиц - 36 м, зато в ширину имел целых 18 м, сидел же в воде на 2,4 м. Все едино меньшая осадка, чем у фигурировавших в цитате из Вильсона британских "Earl of peterborough" и "Sir Thomas Picton" (3 м).
Правда, в отличие от нормальных мониторов, исходно строившихся как мониторы, башня у мобилизованного плавкрана не обладала способностью к круговому вращению, имея сектор 30-градусный обстрела (пару раз попадалось утверждение, что 30 градусов - это в каждую сторону от диаметральной плоскости, т.е. всего 60 градусов. В принципе, может быть, но чаще все-таки приводится вдвое меньшая величина). При максимальном угле возвышения порядка 20 градусов орудия стреляли на дальность до 25 км, для первой мировой дальнобойность очень приличная.
Еще одно преимущество перед меньшими по размерам pontoni как спецпостройки, так и переоборудованными, состояло в наличии какой ни на есть механизации процесса заряжания. Все-таки, 15-дюймовый снаряд весом под девять центнеров кантовать вручную нереально, да и с помощью всяких простых приспособлений тоже не особо весело. Все это ограничивало скорострельность большущих орудий на маленьких корабликах, и хотя при стрельбе по береговым целям оно не столь критично, как в морском бою, но все равно, ничего хорошего.
На картинках просматриваются и две вспомогательные трехдюймовки (76 мм) - дабы пулять по наглым самолетам, катерам и мелким миноносцам, буде таковые станут посягать. Итальянские источники говорят, вообще-то, о четырех таких пушках, но больше двух ни на одном изображении разглядеть не удается.
Маскировка еще, по сути, в зачаточном состоянии - веточки, кустики... Впрочем, и средства технической разведки пока что не лучше.
Паровые машины двойного расширения имели мощность всего 265 л.с., а потому скорость 1452-тонного monitore даже по официальным данным едва превышала 3 узла. Даже по сравнению с переоборудованными баржами это был сущий тихоход.
И кончил он печально, не доплыв через штормовое море от Венеции до Анконы.
- страница из итальянского журнала с заметкой о трагическом последнем плавании "Cappellini". Так и покоится бедолага по сей день на дне морском всего в нескольких милях от Анконы на небольшой глубине, порядка 15 - 20 метров, наверняка привлекая любопытных дайверов. Между тем, поднять его - и всемирный флот кораблей-музеев пополнился бы прелюбопытным экспонатом.
Зато второй участник этого перехода до Анконы все же почти добрался. А точнее, до прибрежного мелководья, благодаря которому и не разделил участь собрата. И это был -
"Faa di Bruno"
Самый крупный из итальянских monitori и вообще pontoni armati первой мировой, и самый известный. Снимков его тоже сохранилось наибольшее, в сравнении с другими, число. Корабль, конечно, был супероригинальный...
- это он еще только строится. Но уже отчетливо виден корпус с этакой "двускатной" палубой (имевшей худо-бедно 40-мм броню) и возвышающийся над ней барбет орудийной установки (тоже бронированный, 60 мм). В этом-то нет ничего особенного, а вот бортовое бронирование представляло собой нечто уникальное - пояс коффердамов (мелких отсеков, скажем простоты ради), залитых ...бетоном. Толщина бетонной брони составляла 2,9 м, хотя встречалась и цифра в 3,5 м - в любом разе, нехилая плавающая фортификация.
Имя строящегося корабля (в честь командира самого большого "утопленника" при Лиссе) начертано на транце, который, как видим, просто "обрублен". Впрочем, и весь корпус такой же рубленый - прямоугольное "корыто" 55,5Х27 м, наподобие "Cappellini", только больше. Водоизмещение тоже больше почти вдвое - 2854 тонны, а вот осадка чуточку, на 20 сантиметров, меньше (пустяк, а приятно!:)).
- уже достроенный и готовый, как говорится, к бою и походу. Правда, поход получится очень неторопливый, поскольку мощность паровых машин тройного расширения, вот они, кстати -
- установленных на "Faa di Bruno", даже номинально была каких-то 465 "лошадок", а поскольку были они порядком изношены, прослужив до того сколько-то лет на состарившемся миноносце, то реально, надо понимать, все обстояло еще скромнее.
- он же с левой раковины (хотя какая там "раковина", пришедшая из парусной эпохи - просто угол, да и только...).
- а теперь, как нетрудно догадаться, вид прямо с носа. Стоять на такой наклонной палубе, ясное дело, было сомнительным удовольствием. Башенная установка во всей красе, две зенитки впереди нее, еще две - на куполе над башней. Значит, снимок относится к более позднему времени.
- а здесь - башня, как она выглядела конкретно в первую мировую. Зачехленные стволы намекают, что в ближайшем будущем стрельб не предвидится. Круговое вращение башни, к слову, тоже не было предусмотрено, однако 60-градусный сектор обстрела по носовым курсовым углам в данном случае присутствовал однозначно.
- еще она же, но опять в последующие годы. Оседлать подобный ствол - ну просто святое дело!:)
- в отличие от ранее перечисленных, на "Faa di Bruno" были установлены "ансальдовские" 15-дюймовки, значительно меньшей массы. Тем не менее, запечатленное в жэтом известном кадре сравнение такого орудия с обычной полевой пушкой (да-да, это именно она поставлена на казенник) красноречиво говорит само за себя.
- подъем 15-дюймового орудия краном. Monitore остается пока что за кадром слева.
- а это - монтаж главного калибра "Faa di Bruno".
- главный калибр заработал...
- еще стрельба, боевая или учебная - сейчас уже сложно определить.
- фотогеничный вид с левой скулы. То есть, опять же, просто левого переднего угла:)
- все главный калибр да главный калибр... Пусть наконец мелькнет в кадре и скромная кормовая зенитка рядом с трехногой мачтой. Конечно, авиация первой мировой еще не представляла для кораблей той опасности, в которую превратилась парой десятилетий позже, но уже и тогда средства ПВО отнюдь не являлись излишней роскошью.
- впритык к берегу. Тоже прослеживается некая рудиментарная маскировка.
- странный вид: башня почему-то вдруг оказалась развернута стволами к мачте. Это же вроде бы технически невозможно для нашего героя? Ясность внесло чтение итальянского форума - оказалось, в кадре "Faa di Bruno" после своего спасения на мели, о котором упоминалось выше. Чтобы облегчить его, башня снята, и буксир транспортирует ее на какой-то барже отдельно от остального корабля.
- "Faa di Bruno" в разрезе. Тут все понятно и без особых пояснений, единственное, что надо отметить - количество установок универсального калибра относит эту схему годам к 30-м, а то и вообще к 40-м. Да, служба "железобетонного монитора" оказалась не просто более долгой, чем у собратьев, а порядочно долгой. Будучи переименован в плавбатарею G194, он участвовал и во второй мировой, в начале которой даже пострелял слегка по набИгавшим кораблям "лягушатников" - но, похоже, ни в кого ни разу не попал, иначе итальянские источники не упустили бы повода похвастаться:)
- итак, батарея с безликим индексом G194... Вместе с многочисленными другими кораблями, после капитуляции Италии она была захвачена войсками недавнего союзника по Оси, превратившись в боевую единицу Kriegsmarine под названием "Biber" (сиречь "бобр") -
- данные относительно фошшЫстского перевооружения столь своеобразного трофея расплывчаты и противоречивы. Хотя можно сказать с полной уверенностью, что на службе у новых владельцев бывший "Faa di Bruno" ничем особенным не отметился. Даром, что они не поленились основательно удлинить его корпус, приделав дополнительные оконечности, после чего Monitor "Biber" (числившийся в списках еще и как Wachboot - сторожевик, вероятно, это такой сумрачный германский юмор...) в длину достиг целых 130 метров, вид же приобрел следующий -
Ну, а потом рейху № 3 настали окончательные кранты, и в 1946-м послепобедном году никому не нужный monitore предсказуемо был разделан на металл. Можно представить изощренные ругательства тружеников судоразделки, когда они были вынуждены отбивать бетон от переборок...
На том окончательно завершилась и вся боевая летопись нетривиальных итальянских артиллерийских кораблей, порожденных первой мировой войной. Правда, pontoni armati как класс имелись в тамошнем флоте и во вторую мировую, но это были совсем другие боевые единицы, да и история совсем другая.