Продолжаем переводить отдельные статьи по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". На очереди - вторая и последняя серия французских минных крейсеров (последняя, ибо все остальные корабли числились минными авизо).
Минный крейсер "Ваттинье" в марте 1893 года
В 1884 году Гужар - морской министр в правительстве Гамбетты (с ноября 1881 по январь 1882 года) - в своем памфлете «La marine de guerre, son passé et son avenir, cuirassés et torpilleurs» опубликовал свою концепцию боевого корабля будущего, согласно которой броненосцы будут низведены торпедами. По его мнению, это должен быть корабль с максимально возможной скоростью, вооруженный преимущественно торпедами и с мощной бронепалубой. Предложенный им проект, по существу, представлял собой «Кондор» с увеличенным до 1780 тонн водоизмещением, длиной 95 м и скоростью от 20,5 до 21 узла.
Представления же флота относительно дальнейшего развития «Кондора» были настолько же скромными, насколько амбициозными взгляды Гужара. В 1888 году новый морской министр Кранц запросил у Де Бюсси переработать проект «Кондора», чтобы тот мог развить на испытаниях 18 узлов и нес два 65-мм орудия вместо пары 37-мм револьверных пушек. Де Бюсси считал, что раз «Кондор» уже показал на пробал скорость 17,78 уз при мощности 3582 инд. л.с., то для достижения заданных параметров надо повысить мощность до 4000 л.с. и придать корпусу более выгодные обводы. Он сохранил неизменной котельную установку, но поднял рабочее давление пара с 7 до 11,26 атм. и заменил паровые машины системы «компаунд» машинами тройного расширения. Он равномерно растянул шпацию «Кондора», увеличив длину на 2 метра, чтобы разместить новую силовую установку и слегка расширить котельные отделения. Когда 10 июля 1888 г. Conseil des travaux рассмотрел проект, единственным изменением стало продление полубака вплоть до мостика, как это было сделано на «Форбэне», для улучшения мореходности. Заказ на «Флёрюс» был выдан Арсеналу Шербура по Программе 1890 года без уточнения деталей.
Минные крейсера типа «Ваттинье» представляли собой миниатюрные бронепалубные крейсера с орудиями главного калибра, расположенными под полубаком, на спонсонах в средней части и на корме, с таранным форштевнем, одной большой трубой и тремя (позже двумя) мачтами.
«Ваттинье» («Wattignies») включен в списки флота в январе 1889 года, заказан 26 июля 1888 г., заложен на верфи в Рошфоре 8 октября 1889 г., спущен на воду 9 апреля 1891 г., подготовлен к испытаниям 15 февраля 1892 г.
Строился по программе 1889 года, работы начаты 30 августа 1888 г. Механизмы фирмы «Schneider» (Крезо). Контракт на их изготовление заключен 14 ноября 1888 г., установка произведена в период с 1 февраля по 17 сентября 1891 г.
Прибыл в Тулон после испытаний 24 июля 1892 г. и в 1892-1898 гг. входил в состав Escadre de la Méditerranée и ее резервной дивизии. В сентябре 1896 года направлен стационером на Крит, где сменил броненосец «Марсо». В 1898 году передал данную функцию «Кондору» в Порт-Саиде и с 1898 по 1907 год находился в резерве 2-й категории в Рошфоре. 8 апреля 1908 г. исключен из состава флота.
«Флёрюс» («Fleurus») включен в списки флота в январе 1891 года, заказан 20 апреля 1890 г., заложен на верфи в Рошфоре 11 марта 1891 г., спущен на воду 18 марта 1893 г., подготовлен к испытаниям 16 августа 1893 г.
Строился по программе 1890 года (без присвоения наименования). Механизмы фирмы «Schneider» (Крезо). Контракт на их изготовление заключен 18 февраля 1891 г. Заводские испытания начаты в 1893 году, однако в 1894 году выведен в резерв 2-й категории для замены котлов (производилась дважды). Испытания возобновлены в 1896 году, однако в следующем году вновь выведен в резерв 2-й категории для замены котлов - установлены котлы Никлосса миноносного типа, после чего испытания возобновлены в 1898 году.
В 1899 году вошел в состав Escadre du Nord, испытания закончены в марте 1901 года, после чего корабль незамедлительно выведен в резерв 2-й категории в Бресте. Выведен из состава флота в 1903 году, пробыв в кампании всего 30 месяцев. Исключен из списков 8 марта 1910 г., после чего в 1910-1911 гг. использовался Школой механиков в Лорьяне; в 1911-1912 гг. находился в Лорьяне в ожидании разборки, в 1912-1927 гг. использовался как блокшив в Рошфоре; разобран в 1928 году.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 1297,082 т
длина между перпендикулярами 68,012 м, по ватерлинии 70,009 м, наибольшая 70,985 м, ширина 8,908 м, осадка средняя 4,211 м, наибольшая кормой 4,698 м;
2 винта; две трехцилиндровых паровых машины тройного расширения (диаметры цилиндров 600, 900 и 1440 мм, ход поршня 900 мм), четыре Адмиралтейских цилиндрических котла (11,260 атм.);
мощность форсированная 1000 нарицательных сил или 4000 инд. л.с. при 140 об./мин;
запас угля 130 т;
проектная дальность плавания 1800 (12,5) миль;
бронирование: вероятно, как у «Кондора»;
вооружение: пять 100-мм/26,2 скорострельных орудий М1881, шесть 47-мм/40 скорострельных пушек М1885, четыре 37-мм револьверных пушки, четыре 350-мм торпедных аппарата М1887, три прожектора;
(1896 г.) пять 100-мм, шесть 47-мм, две 37-мм скорострельных и две 37-мм револьверных пушки; торпедных аппаратов нет;
экипаж 185 человек.
Минный крейсер "Ваттинье" на ходовых испытаниях в 1892 году
Минный крейсер "Флёрюс" у достроечной стенки в 1900 году