Чилийские крейсера - нереализованные планы

Oct 30, 2023 10:28

Представляю очередной перевод.
На этот раз тема довольно интересная и малоизвестная - попытки Чили обзавестись крейсерами в межвоенный период. Автор - польский историк Кшиштоф Домбровский. Оригинал был опубликован в журнале «Okrety Wojenne» №106 (2/2011).
На мой взгляд, работа довольно любопытна и содержит на удивление мало для поляков "воды". К сожалению, иллюстративная часть подкачала; из множества упомянутых проектов внешнее представление имеется лишь о двух.



Крейсер проекта 1113 и линкор "Альмиранте Латорре" (художник - Пжемислав Турчик).


Военно-морские силы стран Латинской Америки сами по себе являются чрезвычайно интересной и относительно малоизвестной темой. Развитие этих стран обусловлено рядом факторов, обусловленных их положением, экономической ситуацией, соперничеством с соседями и, порой, буйными амбициями. На состояние военно-морских сил сильно влияет экономическая ситуация, которая в зависимости от конъюнктуры вызывает полный застой, ограничивая возможности только покупкой устаревших кораблей у других флотов, или позволяет приобретать для замены старых новые корабли, характеристики которых во многих случаях являются уникальным результатом тенденций в мировом военно-морском строительстве и специфических для страны требований.

Развитие ВМС Чили в значительной степени определялось (отчасти и в наши дни) соперничеством и территориальными спорами с Аргентиной. Чили заказывала корабли на зарубежных верфях - собственная судостроительная промышленность не была на это способна - в зависимости внутриполитической ситуации и отношений с соседом. Касательно крейсеров наиболее благоприятным периодом был конец XIX века. Благодаря хорошей экономической конъюнктуре (особенно экспорту сырья) чилийский флот в тот период пополнился многочисленными крейсерами: «Arturo Prat» и «Esmeralda» (впоследствии перепроданные Японии, где получили названия «Цукуси» и «Идзуми»), «Presidente Errazuriz», «Presidente Pinto», «Blanco Encalada», «Ministro Zenteno», «Chacabuco», «Esmeralda» (второй корабль с таким названием) и «General O’Higgins».

Чилийское соперничество с Аргентиной приобрело новое измерение с появлением в Южной Америке дредноутов. В межвоенный период с точки зрения больших и средних надводных кораблей соперничество сил заметно склонялось в пользу Аргентины. Флот этой страны располагал двумя линейными кораблями американской постройки - «Rivadavia» и «Moreno», а также пополнился двумя заказанными в Италии крейсерами «25 de Mayo» и «Almirante Brown». Между тем, у чилийских ВМС имелся только один линейный корабль «Almirante Latorre» (в годы Первой мировой войны входил в состав британского флота, но затем был возвращен Чили; однотипный «Almirante Cochrane» был достроен для Великобритании как авианосец «Eagle»). В классе крейсеров ситуация представлялась даже хуже, поскольку в наличии имелось всего несколько единиц, относящихся к концу XIX в., которые в межвоенный период представлялись совершенно устаревшими.

Учитывая очевидное несоответствие линейных сил - один чилийский корабль на два аргентинских - командование ВМС Чили разработало тактическую концепцию ведения возможного боя своего единственного линейного корабля с аргентинской дивизией из двух линкоров. Полагаясь на больший калибр и дальность стрельбы артиллерии, «Almirante Latorre» должен был сначала огнем с дистанции 20 000 м вывести из строя один аргентинский линейный корабль, а затем сократить дистанцию до 14 000 м с целью уничтожения другого. Очевидно, что второй аргентинский линкор не будет бездействовать, наблюдая за гибелью первого. Таким образом, чтобы осуществить план сражения и позволить «Latorre» уничтожать вражеские корабли один за другим, нужно было найти способ хотя бы временно связать боем один из них. Считалось, что это может сделать один, а лучше два тяжелых крейсера с 203-мм орудиями.. Единственная «мелочь», которая не позволяла воплотить в жизнь данное оптимальное решение, заключалась в отсутствии хотя бы одного такого крейсера в составе чилийского флота.

Необходимость приобретения нового тяжелого крейсера, а лучше двух кораблей этого класса, способных составить тактически однородное соединение, вызывала естественный вопрос об исполнителе. В этом контексте следует отметить, что Чили в свое время была, пожалуй, самой англофильской страной Латинской Америки. Пробританская ориентация по-прежнему была сильна во флоте, и одним из ее главных проводников выступал вице-адмирал Рейес дель Рио. Как легко догадаться, он был сторонником заказа новых кораблей на британских верфях. Тем не менее, рассматривались и другие варианты.

Со своей стороны чилийский морской атташе в Италии капитан 1 ранга Тронкозо указывал на возможность (прямо-таки лоббировал) строительства кораблей на верфи «Ansaldo». Итальянская компания возлагала на серьезный заказ столь большие надежды, что подготовила для Чили предварительный проект крейсера со следующими характеристиками: водоизмещение 6000 т, максимальная скорость 30 уз, вооружение из девяти 152-мм орудий (3×III), четырех 102-мм зениток и шести 533-мм торпедных аппаратов (2×III), а также двух гидросамолетов. Однако проект был отклонен, так как не являлся желаемым Чили тяжелым крейсером. Кроме того, вице-адмирал. дель Рио, ставший «врагом №1» итальянского варианта, утверждал, что построенные «Ansaldo» аргентинские крейсера имеют слишком легкую конструкцию.

Немаловажным остается слабо освещенный, но, вероятно, существенный фактор закулисного британского влияния. Альбион был серьезно обеспокоен возможным контрактом Чили с Италией. На берегах Темзы считали, что корабли будут построены на итальянский (возможно, немецкий) кредит, который Чили будет гасить поставками меди и нитратов. Такого вливания сырья в экономику фашистских государств англичане не желали, и, вероятно, Лондон использовал всё свое влияние в Чили, чтобы не допустить сделки. Сегодня трудно сказать, какой фактор (или их сочетание) перевесил, однако в любом случае итальянское предложение было отклонено.

При рассмотрении вопроса о заказе крейсеров за рубежом необходимо учитывать фактор международных соглашений. В частности, Второй Лондонский договор, подписанный в марте 1936 года Великобританией, США и Францией, запрещал строительство тяжелых крейсеров ведущими военно-морскими державами как для собственного флота, так и на экспорт.

Однако, не обращая внимания на вышеперечисленные факторы, Чили была полна решимости заказать иностранному подрядчику тяжелый крейсер (крейсера), поскольку эти корабли имели решающее значение для реализации чилийской концепции ведения морского боя с главным потенциальным противником. Причем пробританское большинство в руководстве чилийского флота было настроено, несмотря на очевидные препятствия политического и правового характера, разместить заказ именно в Великобритании. Данный вопрос обсуждался во время визита в Вальпараисо британского крейсера «Exeter» под флагом коммодора Харвуда. 9 октября 1937 г. он встретился с капитаном 1 ранга Карлом Торресом (начальник отдела боеприпасов в чилийском Морском министерстве) и командиром линейного корабля «Almirante Latorre» капитаном 1 ранга Хуаном Родригесом. Чилийцы изложили свою точку зрения и заявили о своем желании заказать тяжелый крейсер британским верфям.

К тому времени компания «John Brown» уже разработала предварительный проект. Корабль имел водоизмещение 8600 т, максимальную скорость 32 уз, дальность плавания 8000 миль экономическим ходом. Главный калибр включал шесть 203-мм орудий в трехорудийных башнях, что весьма интересно, так как ранее англичане строили тяжелые крейсера исключительно с двухорудийными башнями. Орудия должны были иметь угол возвышения в пределах -10/+70°, по горизонту башни могли поворачиваться на 160° на любой борт. Главный калибр дополняли восемь 120-мм орудий в четырех спаренных установках: две располагались с возвышением над башнями главного калибра, две других - по бортам. В качестве альтернативы предлагалась мощная батарея из двенадцати 105-мм пушек, что более соответствовало ожиданиям чилийцев. Легкое зенитное вооружение должно было включать восемь 40-мм автоматов (4×II), такое же количество 20-мм автоматов и двенадцать 7-мм пулеметов. Дополнительным «вооружением» должны были стать четыре 47-мм салютных пушки. Предусматривалось мощное торпедное вооружение в виде восьми 533-мм торпедных аппаратов (2×IV) и развитое авиационное оборудование с катапультой и ангаром для четырех гидросамолетов. Бронирование включало бортовой пояс толщиной 140 мм, прикрывающий силовую установку и барбеты орудий главного калибра, а далее утончавшийся до 25 мм к носу и корме. Башни главного калибра защищались броней толщиной 203, 152 и 127 мм (лоб, борта и крыша соответственно); барбеты - 152 мм (50 мм в самой нижней части); 120-мм орудия имели щиты толщиной 102 мм; стенки и крыша боевой рубки - 203 и 102 мм соответственно.

Как нетрудно представить, постройка крейсеров на британских верфях для иностранного заказчика вопреки договорным обязательствам вызвала бурю в британском внешнеполитическом. Великобритания была одним из основных бенефициаров договорных ограничений, и их строгое соблюдение позволяло Королевскому флоту сохранять позиции сильнейшего флота мира (на соперники ВМС США) без необходимости участвовать в экономически изнурительной гонке вооружений. Нарушение обязательств создало бы прецедент, который мог стать предлогом для отказа от ограничений другими государствами.

Тем временем в игру вступил другой участник. Скандинавские государства, включая Швецию, не были связаны договорами. Не имея юридических препятствий и пользуясь чилийской «крейсерской конъюнктурой», шведская верфь «Gotaverken» 7 октября 1937 г. представила предварительную спецификацию тяжелого крейсера для Чили. Корабль должен был иметь водоизмещение 9000 т, развивать скорость 31 уз; иметь вооружение из шести 203-мм орудий главного калибра в трех башнях и четыре 40-мм автомата (данные об артиллерии среднего калибра отсутствуют); дополняемые шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всю артиллерию поставляла фирма «Bofors». Данных о бронировании практически нет, за исключением 127-мм пояса по ватерлинии. Не совсем понятно, что привело к отказу от услуг шведских кораблестроителей (нельзя исключить неформальное британское влияние), однако остается фактом, что дальнейших переговоров в этом отношении со скандинавами не велось.

Менее чем через месяц после получения шведского предложения, 5 ноября 1937 г., в чилийском Морском министерстве состоялась конференция, на которой было решено обратиться к Виккерсу с вопросом о строительстве целых трех крейсеров, альтернативный вариант предлагал постройку двух крейсеров, один из которых предлагалось заказать верфи Джона Брауна. В качестве любопытного момента стоит отметить, что между представителями двух британских компаний произошла ссора - в конце концов, торговый агент, представляющий Брауна, должен был «закрыть уши», чтобы не дискредитировать переговоры, вступающие в «деликатную» фазу.

И на этот раз оба соперника не соглашались строить тяжелые крейсера. Со своей стороны, англичане (особенно официальные представители) стремились уговорить чилийскую сторону приобрести легкие крейсера типа «Southampton», для чего начальнику чилийской морской миссии контр-адмирал. Роджерсу предоставили возможность осмотреть в Портсмуте крейсер «Glasgow». Несмотря на старания хозяев, это не произвело особого впечатления, поскольку южноамериканских гостей интересовал исключительно крейсер с 203-мм орудиями. В конце концов дело «умерло естественной смертью», когда ввиду решительного противодействия британских властей в Чили стало понятно, что на строительство тяжелого крейсера рассчитывать нельзя.

Несмотря на очевидное фиаско с «восьмидюймовым» кораблем, положение чилийского флота в отношении крейсеров представлялось настолько плачевным, что в конце 1938 или в 1939 году чилийцы решились заказать легкие крейсера, близкие по типу к британским. Исходя из этого, компания «Vickers» представила два альтернативных проекта - большой 1111 и малый 1113, вооруженные новейшими 133-мм универсальными орудиями.

В связи с этим компания «Vickers» обратилась в Адмиралтейство за соответствующим разрешением. В соответствии с предварительным графиком работ, закладка кораблей и начало изготовления вооружения планировались на конец 1941 года, а завершение работ планировалось на 1943 год, однако эти намерения были перечеркнуты началом Второй мировой войны, которая исключила саму возможность строительства на британских верфях боевых кораблей для государства, не участвовавшего в боях на стороне союзников.

Сложившаяся ситуация вынудила ВМС Чили поддерживать боеготовность «плавучего морского музея» в виде построенных в последнее десятилетие XIX крейсеров «Blanco Encalada», «Chacabuco» и «General O’Higgins» до конца Второй мировой войны и даже дольше. Только в послевоенный период в США были приобретены два легких крейсера типа «Brooklyn», получившие в чилийском флоте названия «O’Higgins» и «Capitan Prat».


Проект 1111


Проект 1113

Тактико-технические характеристики

проект 1111

проект 1113

Водоизмещение стандартное

6000 т

3600 т

Водоизмещение нормальное

6500 т

3980 т

Водоизмещение полное

7000 т

4360 т

Длина наибольшая

166,12 м

131,83 м

Длина по ВЛ

164,60 м

130,45 м

Длина между ПП

156,97 м

127,41 м

Ширина наибольшая

15,67 м

13,50 м

Высота борта до главной палубы

8,84 м

8,07 м

Осадка нормальная

4,47 м

3,81 м

Осадка в полном грузу

4,75 м

4,09 м

Число котлов

4

4

Число валов

4

4

Мощность

80 000 л.с.

70 000 л.с.

Скорость максимальная

34,5 уз

36 уз

Скорость в полном грузу

33,75 уз

34,5 уз

Дальность плавания

5000 (14) миль

5000 (14) миль

Бронирование:

пояс

50-63 мм

нет

палуба

25 мм

нет

Вооружение

8×133-мм (4×II)

4×40-мм (2×II)

6×25-мм (3×II)

6×533-мм ТА (2× III)

4 БМБ, 2 БСБ

6×133-мм (3×II)

4×40-мм (2×II)

6×25-мм (3×II)

4×533-мм ТА (1× IV)

4 БМБ, 2 БСБ

Латинская Америка, крейсера

Previous post Next post
Up