Удивительный по сути фильм, который на самом деле глубже, чем может показаться изначально. Перечитывая сегодня
комментарии на kinoexpert.ru обнаружил поистине простое и гениальное его толкование от неизвестного комментатора:
"Фильм объясняет почему нельзя осуждать прошлое с позиции сегодняшнего дня. Потому что люди живут во времени здесь и сейчас. И то что происходит, то происходит естесственно и имеет свои естесственные причины. Также нельзя будет осуждать и сегодняшний день в каком-нибудь 2049 году.
Судить можно, анализировать, но не ОСУЖДАТЬ. Прошлое такое, какое оно есть, имеет свои логические и духовные законы. Нельзя сдвинуть эту махину, не потому что люди не хотят меняться типа тупые и бестолковые, а потому что то, что было - это выбор Бога. И в этом смысле никакая бабочка Бредбэри не поможет. Это как глыба и уже зацементированная сущность, данная нам в ощущениях. Нельзя копаться в прошлом с целью что-то менять с позиции нас сегодняшних и с высокомерием, что мы умнее. Высокомерно придти в прошлое и сказать все вы тут дураки..."
Простая, но фантастически гениальная вещь. Я не о политике или истории, а просто о жизни и о потребности в нравственности и понимании. Ведь сын (герой С. Колтакова) "врага народа" осуждает отца, коммунистов, историю, время, а сам будучи, судя по материальному положение, как минимум взяточником, а как максимум спекулянтом - противопоставляет ему себя(кем бы он был в 1949-том? Ответ прост - никем... Ничтожеством). Отец же пишет хвалебную оду индустриализации и времени, которое сломало его судьбу. По сути фильм о том, что прошлое (не
важно какое - даже наше настоящее, для будущих потомков), и правда, изменить нельзя. Персонажи из прошлого, как зомби, у них своя этика - им не объяснить. Нельзя и все. Это как старые фотографии. Когда открываешь альбом со снимками, лежавший в чулане 10-15 лет, сдуваешь пыль... И видишь, по-началу незнакомых людей, незнакомые места. Ты осознаешь разумом - кто они, но духовно, эстетически, не можешь понять. И это, правда, понять нельзя. Это и есть время.
Восхищен трактовкой.