Реалии самостоятельного путешествия по Индии от Насти весьма полезны тем, кто задумывается... и увлекательны, как и все её отчёты! Хотя туда не собираюсь ранее 2018г, но кусочек мозаики, от человека, которому доверяю, нужен для верной картины мира. Пока что наша Азия зовёт и манИт, ну, может быть плато Путорана слегка :), полностью дальше, после короткого: БНО в Раздорах-Ромашково. Большое Ночное Ориентирование прошло позитивно: кто хотел - побегал, и общение у МГУшного костра. Более 30 чел нас собралось к тому времени, когда муж Иры К. привёз гитару, а завершились посиделки в шестом часу утра только. Сухо, около нуля, луна, звёзды, песни и друзья, это прекрасно! А днём Макс Назаров тренировал свою группу к "ЗЗ - Здравствуй, Зима", что через неделю будет. Если погода будет приличная, снова поеду пообщаться с друзьями у лесного костра :) Ну, за мирные события!
Оригинал взят у
mexmatenok в
Индия. Техническая информация Ролик породил ещё больше вопросов, чем ответов.)) Отвечаю на все по очереди, а заодно и в очередной раз пытаюсь уместить целое лето в один пост.
Статистика. Ехала вроде долго, но, глядя на карту (маршрут прорисован чёрным “маркером”), складывается ощущение, что на месте стояла.)) По километражу получилось 1830 км в седле и 158 км пешком (в т.ч. без велосипеда или с ним в обнимку - не важно, главное, что со скоростью не более 7 км/ч). Набор высоты ещё не считала, но как будет готов, обновлю пост, добавив сюда соответствующий файлик с треком и прочими данными.
Виза. Оформляла в московском визовом центре, расположенном прямо на
Арбате, принеся стандартный набор документов. Выдали без проблем в течение трёх дней. Однократную, сроком на полгода. Жаль только, что отпуск в три раза короче оказался. :)
Болезни и прививки. Специально делать ничего не собиралась, но, поскольку я работаю преподавателем (коим по роду деятельности положено обследоваться каждый год), а срок годности моих прививок как раз подходил к концу, то решила сделала сделать их перед поездкой, а не после неё (к новому учебному году). Имею в виду прививки от брюшного тифа и столбняка/дифтерии, которые рекомендуется делать перед встречей с детьми как в школе, так и в Индии.)
Но доктор в тот день был таким щедрым, что предложил сделать и третий укол! На выбор.) Привилась ещё и от гепатита А. А потом вспомнила, как все
зимние каникулы меня мучил растущий зуб мудрости, и поехала к другому врачу. Тот сделал мне ещё три укола (благо, на этот раз обезболивающих), вырвал зубик, и я с заплетающимся языком уехала домой. Удар по иммунитету? Ни капельки! Даже голова не болела! “Ну всё, - думаю, - теперь точно готова! Закалена и морально, и физически.” А вот и нет… Скосила меня в Индии не какая-нибудь банальная горняшка или отравление, а обычная простуда! Правда, подхваченная на 4000+ м, посреди холодных ветров и ледяных бродов. За три недели я так и не сумела её побороть, и она начала перерастать во что-то более существенное, о чём мне подсказал уже градусник дома: поменяла билет на неделю раньше и улетела лечиться…
Итого, резюмирую: мой букет прививок от Индии включал вакцины от брюшного тифа, столбняка/дифтерии, гепатита А и жёлтой лихорадки (осталась ещё с
Танзании). Ими не болела. :)
Язык. Людей, знающих английский (точнее, считающих, что они его знают), было столько, что я сама чуть на хинди не заговорила! В целом ощущение, как у иностранца в России: куда-то приехала, а вот куда - одни индусы знают.))
Климат. По всем прогнозам в равнинной части меня ожидал сезон дождей, который характеризуется умеренной температурой и повышенной облачностью, но на деле, на небе не пахло ни тучкой! Воняло лишь сваленным вдоль дорог мусором, активно разлагающимся под палящим солнцем и смачно сдобренным запахом благовоний.
Через две с половиной недели всё-таки начались дожди. Но температура при этом так и не достигла отметки даже +30˚, да и облака как-то не сильно закрывали небо над головой… Зато выливающиеся на раскалённый асфальт по ночам огромные порции дождя превращали пустыню в настоящую русскую баню, а дороги - в реки-океаны.
Дороги. Предпочтение отдавала деревенскому бездорожью - там хоть изредка встречались деревца, под которыми можно было немного остыть, да и трафик не напрягал. Правда, асфальта на них почти нет…
Зато федеральные трассы просто идеальны! Если едешь в машине с кондеем, конечно.) Ибо вся растительность вырублена в полосе сотни метров от обочины.
Газ. В те редкие моменты, когда мне всё-таки удавалось побыть одной (в гесте в равнинной части или в палатке в горах), готовила на своей горелке, газ для которой нашла с большим трудом в Дели, убив на это почти весь день. Вкратце здесь: Durga Farm House, Mandi Road, Chattarpur New Delhi, 110030, phone +91-11-26807853, mobile +91 - 9540020051 / 9891900626 / 9999664341 (GPS: N28.48533 E77.16258), звонить перед приездом обязательно!
Трюк (готовка в палатке во время шторма) выполнен профессионалом, не пытайтесь повторить это дома!
Еда. Вот плавно перешли и к самому важному (во всяком случае, для моих родителей :)) вопросу. В придорожных кафешках питалась ооочень редко. Кажется, раза 3 в равнинной Индии и один раз, сильно проголодавшись, в горах. Главное, не заглядывать на кухню. И ещё носить в кармане чили, доставать его перед поваром и усиленно махать головой, чтобы он не смел добавлять ЭТО в твою в еду. Иначе есть её невозможно! Ну, лично у меня не получалось. А так, разнообразие местной пищи, я вкусила у местных, которые давали приют в нетуристических местах, когда о палатки и речи быть не могло (см пункт “Безопасность”). Страна вегетарианская, что для меня абсолютно не проблема, поскольку на мясо смотрю довольно прохладно. Другое дело, что овощей в их вегетарианском меню не так уж и много - полпомидорки в неделю как-то мало для вегетарианца. Дома едят в основном рис с подливкой из бобовых (чаще всего, гороха). А в горах я влюбилась в момошки - тибетские пельмешки с овощной начинкой, которые в кафешке мне почему-то сварили, как обычные пельмени, хотя в семьях готовили исключительно на пару (как манты). Я даже сама их лепила! :) Всё это заедают всевозможными лепёшками под названием чапати, роти или папад и запивают двумя вариантами чая: сладким с молоком (вкусный) и солёный с маслом (на любителя). В кафешках можно всякие и зелёный с/без имбиря и мёда попросить, но это уже не местный чай. Местные пьют исключительно чёрный в двух вышеописанных вариантах.
В горах в один момент почти закончилась вся провизия. Магазины есть только вдоль дорог. Вдали от них есть только какие-то лавки, но их владельцы днём работают в полях/горах, поэтому купить что-либо вряд ли получится. Да и ассортимент не на высоте.
За неделю всего одну головку лука из овощей удалось выпросить! И дело даже не в деньгах - их просто не продают! Печеньки с макаронами - это, конечно, хорошо, но яблоки я два месяца только во сне видела. И купить их по пути в горах просто негде… Орешки везла на все два месяца из дома. Сухофрукты с собой не брала, поскольку боялась, что они не доживут за три недели в 40˚+, проведённых в равнинной Индии, а на местные даже смотреть боялась, ибо местная (анти)санитария заслуживает отдельного рассказа. Главное, когда ешь печеньку из пачки, упакованной в Мумбаях, не закрывать глаза, чтобы случайно не вспомнить кадры из “Миллионера из трущоб”.)
Вода. Ни разу не покупала. Пила, что давали.) Фильтровать воду из стакана, попивая чаёк в гостях у местных, было неприлично. Из рек в равнинной части не брала. Только из колодцев или колонок. Такую
фильтровала. В горах тоже цедила, даже ледниковую (от песка).
Валюта. Индийские рупии (Rs). В связи с постоянно плавающим рублём сложно указать курс. Но с учётом того, что меняла через доллары (т.е. потеряла ещё и на этом), то примерно один к одному. А ещё все монеты разные! Вплоть до того, что монеты одного достоинства отличаются по диаметру!
Цены. Жить можно. Даже долго и счастливо.) Дурят везде и всюду, поэтому будьте бдительны: все товары оснащены штампиком MRP (maximum retail price, или максимальная розничная цена). Выше продавать они не имеют права. Мне порой “забывали” отдавать сдачу, ссылаясь на высокую цену. Но стоило показать пальчиком на этикетку, произнеся “police”, и сдача сразу оказывалась в кармане. В горах товары те же, а значит, и максимальные цены на них должны быть такими же. Разумеется, максимальная розничная цена указывается с расчётом на то, что эти продукты были принесены в деревню на горбу осла или лошади, но горным жителям обидно, что индусы из равнины продают тот же товар по такой же цене, не прикладывая к этому больших усилий, поэтому сами завышают цены. Не хочешь брать по цене в 1,5 раза больше - не бери, он продаст кому-нибудь другому, печенье не протухнет.)
Связь. В равнинной части отлично ловил Airtel India (симку в первый же день помог купить владелец хостела в Дели). Ловил даже в горах, по ту сторону Ротанга, вплоть до Кейлонга. А дальше всё - ни связи, ни интернета. И самая интересная часть маршрута, разумеется. :)
Электричество и интернет. Стандартное. Розетки всех типов, переходники не использовала. В горах видела электричество только в Кейлонге, Каргиле, Ле и Манали. Да и то только до грозы. Интернетом в первом городе даже не пахло, из остальных раз в неделю можно было весточку домой отправить. Главное, в нужный день в нужном городе оказаться!
Снаряжение. Почти стандартный набор. Разве что обновила палатку, да “кошки” с собой прихватила. Теперь у меня полутораместный “
Альтаир” от “Снаряжения”. Официально он заявлен, как двушка, но при ширине в 100 см это сложно назвать полноценной двушкой - с велосипедом мы уже не вмещаемся. Зато одному очень комфортно! Немного смущала всего одна дуга в каркасе (за счёт этого масса полного комплекта всего 2 кг), поэтому в шторм пришлось палатку держать изнутри, снижая нагрузку на дугу, но в целом все бури выстояли. А про водопроницаемость и проклейку швов вообще молчу - наши палатки всегда в этом деле на высоте! Были, есть и будут. :) Если нужна информация поподробнее, обращайтесь!
Рядом с двухмесячным запасом орехов и овсянки, в рюкзаке всю поездку катались и “кошки”. Зачем?.. Ну, чтобы покорить в конце пути свой первый в жизни шеститысячник! Их можно было, конечно, и в городе Ле в аренду взять, но, как показала практика моего коллеги, это не лучший вариант: беспокоиться о качестве снаряжения на высоте в 6000 метров - это не айс… Ледоруб не брала (да он и не нужен), а вот палку треккинговую всё же взяла. Правда, только одну. Для облегчения массы рюкзака.)))
Поломки. Сложилось ощущение, что закалённый
норвежскими морозами велосипед просто не выдержал и начал плавиться от таких температур, да ещё и тряска по постоянному бездорожью масла в огонь подливала. Сначала треснул обод (признаюсь, сама виновата, передний заменила прямо перед походом, надо было ждать аналогичного поведения и от заднего). Потом полетел подшипник. Новенький. Ресурс всего в 700 км (пусть и индийских бездорожных) вряд ли стоило от него ожидать. Пока искала, где починить, износила всю каретку, пришлось искать новую. Потом багажник… Погнутый при перелёте. А значит, оставался вопрос времени. Однажды заваренный и починенный, он сломался вновь, поэтому пришлось искать новый. Но и последний доверия сильного не вызвал, поэтому пришлось взвалить часть ноши на спину, чего я категорически не люблю делать в велопоходе, и до конца поездки возить оба багажника (мой старенький хотя бы 20 кг на асфальте держал). Но новенький не подвёл хотя больше 20 не грузила на него. Ещё мелочи всякие, типа вылетевшей спицы. Пыталась ликвидировать своими силами, но она прокручивалась. Дело было уже в горах, а там сложно дороги называть дорогами, поэтому скакать с одного булыжника на другой эта мелкая восьмёрка не сильно мешала, половину гор проехала с ней, пока не удалось в Ле заменить ниппель. Легче не стало - горы только выше пошли.))
Ещё объектив накрылся. И это было самое обидное: намотать свыше 1000 км по равнине и остаться в горах без фотоаппарата. И не просто в горах, а в Гималаях!!! Тем более, я уже оставалась однажды без техники в горах (упала
в Фаннах в речку вместе с камерой), и было не просто обидно, а ооочень обидно! Повторение истории в Гималаях я бы не выдержала. Тем более, ещё и фильтр защитный на один из объективов накрылся. Собрала все свои тридцать три несчастья (багажник, объектив и фильтр) и рванула назад в равнинную Индию за обновками.
А под конец ещё и навигатор сломался. И если все вышеописанные поломки имели то или иное обоснование, то эта загадка до сих пор не разгадана: отключается экран от нажатия кнопки меню при закрытой крышке корпуса. При открытой хотя бы на высотах до 2000 м работает! Последний раз включился перед Танглангом на 5200 м, на самом перевале уже не реагировал. Видимо, температура, давление и влажность сделали своё дело. Никто раньше не встречал такую поломку? А то навигатор до сих пор лежит в сервис-центре Гармина, и когда я увижу его вновь, даже мастера не знают! А я ведь по нему скучаю…
Зато ни одного прокола за два месяца! :) А в Индии, поверьте, колючек и мусора остроугольного хоть отбавляй! Новенькие
Schwalbe Marathon Plus Tour не подвели. :)
Встречи. Самой запоминающейся, конечно, была встреча с Дэвидом. Вот уж действительно, оказались в нужном месте в нужный час. Сама до сих пор не знаю, что меня больше впечатлило: то, что это был точно такой же слоняющийся в одиночку преподаватель матана, как и я, только из университета в Англии, или то, что это был первый парень, который пошёл за мной моим же безумным безпермитным маршрутом на шеститысячник. Первый, как в моей жизни, так и его. :)
Ещё не могу не сказать про крымчанина
Виктора Павленко, который в свои 65 с лёгкостью преодолевает в седле пятитысячные перевалы по гималайскому бездорожью! О своей поездке он рассказывает у себя на страничке.
Разумеется, на моём пути было немало путешественников на всех видах транспорта, через которых я то и дело передавала весточки домой, но в результате дошла одна единственная. От русского байкера Анатолия. Он, хоть и перебрался на ПМЖ в Штаты много-много лет назад, но душа-то всё равно русской осталась! Встретила его в горах три раза, и он все три раза он сообщал моим родителям, что со мной всё в порядке, подтверждая радостными фотографиями. :)
Из встреч, которые могли случиться, но так и не случились, не могу не упомянуть Диму Пащенко. Он хоть и гнал
из России в Индию через Казахстан, Киргизию, Китай и Пакистан, но так и не догнал меня.)) Ладно, шучу. Димка со своей скоростью мог и обогнать, но я заболела и улетела домой раньше, передав Диме лишь привет вместе с Виктором. :)
Но, наряду с приятными встречами, были и те, которые поскорее хочется вычеркнуть из памяти… Очередной (не самый приятный) пункт отчёта не рекомендуется к прочтению мамам и папам, а так же детям до 18.
Безопасность. Как бы я не хотела выходить из своего мира розовых пони, которые питаются радугой и какают бабочками, увы, мне всё же пришлось окунуться в мир розовых слоников, которые питаются этими самыми пони. Весь поход мне приходилось на собственной шкуре испытывать все “прелести” одиночного пребывания в стране, где проблема насилия носит национальный характер. Я даже не считала десятки ежедневных непристойных предложений вдоль трасс, стараясь закрывать на это глаза. Это были лишь слова. Когда доходит до “дела”, уже становится не до смеха. Дважды пришлось отбиваться физически: посреди бела дня от двух мотоциклистов на пустынной трассе, которые хотели ограбить (снять переднюю сумку с камерами), и в сумерках от одного уже “расчехлившегося” маньяка. В обоих случаях, тьфу-тьфу, всё закончилось благополучно: первых спугнула замелькавшая вдалеке машина, а от последнего отбилась штативом, пожалев, что “кошки” лежали глубоко в рюкзаке… Поэтому в равнинной Индии ночевала исключительно в гестах или уместных жителей. Из происшествий “помельче”: одни обгонявшие мотоциклисты треснули со всей дури своим шлемом по голове, а остальные просто руки распускали. В результате я “отгородилась” от них колючей веткой, которыми фермеры отгораживают огороды, отпугивая диких животных. Я же, протянув ветку от руля до багажника с правой стороны, отпугивала диких индусов. Хоть и самой при этом было неудобно (а порой и больно натыкаться на эти колючки!) ехать, зато больше пальцем никто не тронул!
Деревянные шипы длинной от 3 см
Подготовка. На этот раз готовилась! Иначе бы кошки не взяла.)) По равнинной части ничего толкового (велосипедного) не нашла. Зато по горной части рассказов хоть отбавляй! Из качественных отчётов, которые действительно пригодились при подготовке, хочу отметить следующие.
- “
Гималаи, Ладакх, Каракорум” молодой пары под названием Ginger Tea о поездке летом 2011 года (от одних только фотографий можно с ума сойти);
- “
Индийские Гималаи” Евгения Дубинчука о поездке летом 2014 года (тут, помимо сумасшедших фотографий, ещё и полезная информация в виде рельефа местности пригодилась);
- отчёт Алексея Заводского
о восхождении на Сток Кангри летом 2012 года (фото + толковая и полезная информация);
- “
Himalaya by Bike” Лауры Стоун, которая три года собирала информацию, катаясь по горам, и, в конце концов, опубликовала книгу. Жаль только, что источники воды - это дело нестабильное, и верить до конца книжке нельзя. Но по километражу и высоте совпадает. Хотя информация в виде точек gps была бы полезнее, чем “48.3 км от точки А/34.8 км до точки В”.
Ещё раз повторяю, отчётов в сети куча, в т.ч. и очень полезных. Не хотела никого обидеть, не упомянув тут, и ни в коем случае никого не рекламирую. Просто делюсь ссылками на тех ребят, которые, сами того не подозревая, действительно помогли с подготовкой с походу, за что им большое спасибо! :)
Пермиты. В равнинной Индии не нужны. Но гималайская часть в основном вся пограничная, поэтому для проезда по некоторым дорогам нужны специальные пропуска (пермиты). Очередная бюрократическая заморочка, или способ заработка для турфирм. Оформляется минимум на двух человек. Если едешь один, то за отдельную плату в бумажку могут вписать мёртвую душу, которую при прохождении контроля предъявлять не обязательно. Но это лучше уточнить у Виктора и/или Димы. Я оформляла пропуск только один раз, для поездки на озеро Пангонг. Но, поскольку была не одна, а с Дэвидом, то никаких проблем не возникло. Оформляли в городе Ле в воскресенье в районе 5 вечера! Что в принципе противоречит естеству индусов: (а) работать, (б) в воскресенье, (с) после 16:00! Просто туристов в этом году мало из-за сильных дождей, вот они и не брезгают мелкими группами по 1-2 человека.
Было в планах прокатиться по ещё одной спорной пограничной территории, куда требуется пермит (свернуть после Упши в долину Инда, добраться до озера Морири, а оттуда через озеро Кар выехать на трассу Манали-Ле), но в итоге не получилось - от обильных дождей Инд вышел из берегов, сметая всё на своём пути, так что пришлось повернуть назад. Но если кого-то интересует этот маршрут, то удалось нагуглить, что теоретически его можно обойти и без пермита: на посту в Upshi сказать, что едете в Манали, а самому повернуть на озеро Морири; на посту в Mahe сказать, что едете на озеро Кар, продолжая при этом двигаться в сторону Морири; и наконец, не доезжая до городка Karzok на западном берегу озера, где стоит последний пункт, отклониться на грунтовку по восточному берегу и насладиться видами. Сама не проверяла, но на всякий случай уточнила в Ле, где пограничные посты стоят - всё совпало.
Карты. Сканируются и загружаются. В общем, раздел находится в разработке. Обновится в ближайшее время.)
<<< Кино о походе См также:
Кино о походе Часть 0 Техническая информация