Ветер лилипутов

Sep 25, 2011 15:48

Проходящий в последние дни съезд ЕдРа выдал наконец самую долгожданную новость последнего года. Кто же будет новым президентом? Сенсации не состоялось - выбран тот, кто уже отработал 3 президентских срока на первых ролях в Российской Федерации.


Главное. Потеряна возможность передачи власти Конституционным путем из одних рук в другие. Похоже, первый и последний, кто решился на это - Ельцин, так и войдет в историю как единственный в своем роде.

Путин + Медведев (?) - Кудрин. Именно так бы я записал эту формулу. И давайте объясню почему.

Во-первых, ключевая задача власти российской - собирая налоги, обеспечить выполнение государственного мандата в экономике, а также долгосрочное устойчивое развитие. Т.е. реально два показателя эффективности. Первый - насколько народ доволен здесь и сейчас. Второй - что скажут об адекватности политики, в первую очередь в части направления бюджетных расходов (в не военное время, разумеется) через 50 лет.

Именно с этих двух позиций и будем рассматривать эту формулу.

Само собой, тут вступаю на зыбкую почву собственных предположений.

Тезис 1. Медведев - довольно слабый хозяйственник и популист.
Почему так считаю? Ряд принятых решений в области бюджетной политики нашего президента не могут не удивлять. Поручение радикально увеличить довольствие военнослужащих без существенного пересмотра целей и задач вооруженных сил. Для федерального бюджета такие деньги в целом не подъемны, и в стационарной ситуации угробят нашу экономику лет за 5-7. Если нефть упадет, как прогнозируется, то за 3 года.

Вывод - если мы только не собираемся через пару-тройку лет воевать (полномасштабно, а не как в Грузии), то это первый шаг к долгосрочному коллапсу, адекватность этой политики опять же в мирное время с приличного горизонта выглядит как слабоумие. Хотя нельзя не признать - социально это значимый стимул - ведь военных и военпрома у нас в экономике по-прежнему более чем прилично, я бы сказал, со всеми, со всеми - процентов 12-15%.

Т.е. либо президент Медведев знает что-то такое в военном плане, чего не знает никто (кстати, как позже будет понятно, включая вице-премьера и министра финансов Кудрина), либо он - безответственный популист в области бюджетной политики, которого потомки не оценят. По принципу окамма отрежем излишнюю конспирологию (что не исключает разумеется, что они действительно собираются на нас напасть, ну или для разнообразия - что мы на них).

Да, ну разумеется, следует напомнить, за что в Правительстве Зубкова при Президенте Путине отвечал Медведев. А отвечал он за нац.проекты, которые в основном закончились провалом, и не создали устойчивого результата. Сюда можно отнести и по-прежнему недоступное жилье, и бесполезные материнские сертификаты, и безголовую коммерциализацию и монетизацию здравоохранения, и усугубляющиеся проблемы в образовании.

Про его четыре И тоже следует вспомнить, и про «Россия, Вперед!» (а именно - про то, как например отразились инициативы в инновационной стратегии, 15 госпрограмме, что там с институтами развития во главе со Сколково и т.п.)

Есть еще ряд решений, более мелких, которые я не буду здесь раскрывать, поскольку каждое из них требует отдельного обсуждения с фактами, в публичности которых я не уверен. Но они только работают на общий вывод, где в сухом остатке - не может Медведев отвечать за федеральный бюджет. Не в достаточной степени он пока понимает реальные долгосрочные последствия тех или иных приоритетов, не умеет обеспечивать их претворение в жизнь, отдавая на откуп людям также далеким от инноваций, как я далек от французской живописи раннего ренессанса. ЧТД.

Тезис 2. С уходом из Правительства Кудрина инфляцию не удержать.
Сталин, разумеется, был прав - у нас незаменимых нет. Но всегда есть нюансы, как в известном анекдоте с пальцем и задницей. Кудрин имел такой аппаратный вес, что при слабом Президенте и сильном Премьере был в состоянии систематически продавливать ограничение расходов. При этом обратите внимание - Минэкономразвития как ключевое министерство в плане балансировки задач по развитию экономики в  силу разных причин с этой своей задачей не справляется. Отрежь у Минфина голову (а с аналогичным весом и пониманием проблематики в России сегодня нет никого, либо вес маловат, либо иная компетенция), и Минэкономразвития легко продавит +15-20%, причем по самым сложносокращаемым направлениям.

Я бы может быть посмотрел еще благожелательно на Министра финансов - Голикову, все-таки в прошлом правая рука Кудрина, и одна из лучших в этом плане. Но сегодня не очень понимаю ее внутреннюю мотивацию на продолжение его политики, да и будет ли кто-то компетентный продолжать ее, снова вступая в клинч с Медведевым? Вряд ли. Итого, даже Голикову продавят, о других я и не говорю. Деньги потекут в экономику рекой, что при текущей бюджетной эффективности равносильно всплеску коррупции, при практически нулевом влиянии на реальное положение вещей.

Инициативы текущего Минфина будут свернуты, госпрограммы - развалены и продавлены стандарным административным методом. А там сегодня такое, что если просто заложить в бюджет - никогда мы своих налогов, работающих в экономике, больше не увидим.
А денег где взять? Налоги повышать Медведев не будет, по крайней мере поставить вопрос ребром - либо сокращение налогов вместе с расходами бюджета, либо их рост с ростом бюджетных расходов, у него еще ни разу не получалось. В результате - рост дефицита бюджета, заимствования где попало, вторая волна полупрозрачных приватизаций как временная мера, а потом - увы, только печатный станок. И у этого печатного станка немало сторонников, особенно когда наполную работают печатные станки в США, а наши ближайшие соседи легко и непринужденно девальвируют собственные валюты.

Тут надо понять, что если судить того же Медведева по делам, и прежде всего, по делам бюджетным, то никакой он не либерал, не апологет «тонкого» государства-регулятора. Он самый обычный империалист, т.е. сторонник империи и имперских замашек. Только времена империи на глиняных ногах слабой экономики уже давно прошли, и бряцать оружием на фоне экономической мощи США или Китая сегодня просто смешно. А в экономике Дмитрий Анатольевич мудрыми и последовательными решениями пока не замечен. Пара приличных предложений стратегического плана было, но они в целом не обеспечены при реализации.

В результате - стабильности в экономике не ожидаю, кидания из стороны в сторону в поиске решения, и как следствие - продолжающаяся потеря конкурентоспособности российскими предприятиями, которая будет межеваться эмиссией и падением курса рубля.

Тезис 3. Путин будет жестко контролировать только самые денежные вопросы.
Собственно, такой стиль работы наш текущий премьер давно продемонстрировал. Амфоры, тушение пожаров, эпатаж, пар, выпущенный в свисток через экран телевизора - вот модель публичной политики, демонстрируемая им в последние годы. Публичное обсуждение бюджетных вопросов - чур тебя чур, это все будет решаться кулуарно, и порог отсечения - 10-15 миллиардов рублей, будет еще более поднят.

С другой стороны, Путин вполне может начать реализовывать какие-либо мегапроекты, особенно с привлечением иностранных окологосударственных партнеров, часть из них вполне может оказаться эффективными, но скорее случайно, поскольку системной работы в этой части не ведется, а решения принимаются все так же административным продавливанием.

Как следствие, формирование конкурентоспособной экономики будет заменено формированием экономических драйверов с сомнительной бюджетной эффективностью, что только подольет масла в огонь.

Резюме. Эту власть ругали за отсутствие системной экономической политики. Формула Путин+Медведев-Кудрин усугубит эту критику. И следует готовиться к новому 1998 году. Я его поставлю, если ничего не произойдет радикального во внешнем мире, ну скажем на осень 2013 года. Тогда же, думаю, Путину придется отправить Медведева в отставку, заменив его на еще одного консерватора вроде Кудрина.

Возможно, в этом и есть цимис ситуации, что формула с учетом принятого решения легко может превратиться в формулу Путин+Кудрин-Медведев. Т.е. сегодня взять да и снять Президента Путину не с руки (главным образом, по причине международного имиджа) - Медведев легко может огрызнуться. А вот отправить в отставку провалившегося премьера - это совершенно без проблем. Кстати, даже если я абсолютно неправ и Медведев таки соберет вокруг себя нормальную команду, с которой окажется в состоянии принимать сбалансированные решения - за 12 лет Путин наверняка поменяет правительство, и в этом - главный результат принятого решения.

А именно - в том, что у власти в Российской Федерации 24 года будет один и тот же человек. Который через 6 лет будет также не готов отдавать власть в чужие руки, а через 12 снова встанет перед выбором, как нарушить дух конституции, выполнив ее букву. Это если в процессе проверки Медведева на крепкого хозяйственника не поднимется народ, и не принесет на вилах, как водится в России, новую власть в Кремль с совершенно новыми и далеко не либеральными установками.

Будущее либерализма в России в такой ситуации я бы поставил под большой вопрос. Реально это будет возможно только если Путин вдруг решит подумать об оценке своей роли в развитии страны лет через 50, в чем пока он замечен не был. Соблюдать чужие права - фи, как это скучно! Да и друзья скажут - зачем это все, когда тут вот еще пару миллиардов баксов можно поднять, и тут вот. И фонд Федерация еще один создать, и у Прохорова ОНЕКСИМ отнять - а то больно умным себя считает. В итоге - ничего, пших.

Только вот не могу понять, накой им всем это. Неужели мотивация работы нашей элиты и в прямь определеяется тем, как быстро тикает счетчик в швейцарском банке, даже уже после того, как исчезла всякая возможность эти деньги потратить понятным для себя образом. Что это - паранойа, или жажда единоличной власти? Никак не могу определиться с психологическим драйвером, знаете ли, один лишь альфа-дог и приходит на ум, но как-то это мелко, знаете ли, и пакостно.
 

опытным путем, Политика

Previous post Next post
Up