Воевода Михаил Шеин. Введение и часть 1.

Aug 26, 2017 16:13

    Введение

Многие ни разу в жизни не прочитав ни одной работы Маркса и Энгельса, но считая себя при этом знатоками истории, искренне полагают, что так называемый формационный подход начисто отрицает хоть какую-либо роль личности в историческом процессе. Я не собираюсь здесь их переубеждать, поскольку это совершенно бесполезно до тех пор, пока они сами не возьмут на себя труд прочитать хотя бы классическую работу К. Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта».

Впрочем, мне самому гораздо ближе точка зрения французского историка Марка Блока, который в своей работе «Апология истории» афористически высказался: «Историк похож на сказочного людоеда, только там, где пахнет человечиной, он знает - его ждет добыча».

Одной из незаурядных исторических личностей России первой половины XVII века, когда под вопросом оказалось само существование Российского государства, посвящен этот материал, который я предлагаю вниманию всех неравнодушных к истории Отечества людей.



Такая историческая фигура как московский боярин Михаил Борисович ШЕИН, о котором упоминается даже в школьных учебниках по истории России, многими воспринимается неоднозначно.
    Кто он - герой обороны Смоленска времен Смуты или бездарный воевода, позволивший полякам окружить свою армию при попытке вернуть стратегически важный город в годы Смоленской войны 1632 - 1634 годов?

Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    ДО СМОЛЕНСКА

Героическая оборона Смоленска в 1609 - 1611 годах связана с именем ее руководителя М. Б. Шеина неразрывно.
    Родословная Шеиных восходит к легендарному Михаилу Прушанину, еще в XIII веке покинувшему Пруссию и обосновавшемуся в Новгороде Великом. Его потомок в седьмом колене Василий Морозов носил прозвище Шея. Он-то и положил начало московской боярской фамилии Шеиных.

Воевода Борис Шеин, отец нашего героя, прославился тем, что возглавлял оборону самой мощной полоцкой крепости Сокол, осажденной в сентябре 1579 года войсками Стефана Батория в ходе Ливонской войны.



Немецкие наемники польского короля взяли крепость штурмом и устроили страшную резню, перебив даже пленных. В том числе и воеводу.

Впервые имя его младшего сына Михаила упоминается в источниках под 1598 годом. Тогда он в качестве рынды сопровождал Бориса Годунова в походе к Оке, навстречу крымским татарам.
    В 1600 году Михаила Шеина назначили воеводой в Пронск, затем он командовал передовым полком в Новосиле, а с марта 1604 года отправился с тремя полками в район Мценска.
    21 января 1605 года Михаил Шеин участвовал в знаменитом сражении с армией Лжемитрия под Добрыничами.



Это было его боевое крещение. Царские войска одержали убедительную победу. Сам Шеин сражался героически и спас от гибели главного воеводу князя Федора Мстиславского. За это Шеину была дарована великая честь: привезти царю Борису Годунову весть о победе.



Царь пожаловал ему высокий чин окольничего (а ранее он был чашником) и назначил в самую значительную крепость Северской земли Новгород-Северский.

Время было бурным.
    Вторгшегося в пределы государства со стороны Украины самозванца Лжедмитрия один за другим поддерживали южные города. Михаил Шеин до последней возможности оставался на стороне правительства. Смерть царя Бориса Годунова не оставила ему выбора, и он «поклонился Гришке».
    Лжедмитрий отослал его в город Ливны.



17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а 1 июня на царство венчался Василий Шуйский - последний из Рюриковичей на российском троне.



Но народ верил в «своего» царя и взбунтовался. Из Ливен Шеин бежал так спешно, что бросил все свое имущество. Летом того же года бунт в южных уездах России вылился в настоящую гражданскую войну, до сих пор называемую «крестьянской», что не вполне справедливо. Предводителем повстанцев стал Иван Болотников, войска которого в октябре взяли Коломну и угрожали Москве.



Навстречу Болотникову Василий Шуйский отправил свои последние резервы, в том числе и воеводу Шеина. За отличия в сражениях Михаилу Шеину был пожалован чин боярина.
    В мае 1607 года состоялся поход войск Шуйского под Тулу, где укрепился Болотников. В октябре, сразу же после взятия Тулы царскими войсками и пленения Болотникова,



Шеин был направлен главным воеводой в Смоленск.

Это назначение стало с одной стороны крупным политическим выдвижением Михаила Шеина, который несмотря на молодость, уже имел богатый боевой опыт, а с другой - ключевым моментом в дальнейшей судьбе боярина.

Продолжение следует…
    Сергей Воробьев.

Михаил Шеин, Смоленск, XVII век, история

Previous post Next post
Up