ЗАМЕТКИ О СТАМБУЛЕ. Мозаики Айя-Софии

Apr 24, 2017 19:20

  Этим постом я начинаю большую серию заметок об одном из величайших городов мира, известном в разные времена под разными именами: Византий, Второй Рим (или Новый Рим), Константинополь, Царьград и, наконец, Стамбул. Надеюсь, что они вам будут интересны.
  Сергей Воробьев (sergeyurich).

МОЗАИКИ АЙЯ-СОФИИ



Примечание.
    Все фотографии этой и всех следующих частей данных заметок были сделаны автором (если не указано другое) во время посещения Стамбула в апреле 2017 г. В случае их использования активная ссылка на автора является обязательной.


    Наверное, многим хорошо известна летописная легенда о выборе веры князем Владимиром Святославичем, в которой, между прочим, повествуется о том, как княжеские послы, отправленные в 987 году в Царьград, рассказывали князю и боярам о своих впечатлениях от посещения Святой Софии: "И придохомъ же в Греки, и ведоша ны, идеже служать богу своему, и не свемы, на небе есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида ли красоты такоя, и не доумеемъ бо сказати; токмо то вемы, яко одъде богъ с человеки пребываветь, и есть служба их паче всехъ странъ. Мы убо не можемъ забыти красоты тоя..." (ПВЛ).

Миниатюра из Радзивиловской летописи:



Всякий, кто видел все великолепие древней византийской базилики, грандиозность этого сооружения, история которого насчитывает более полутора тысяч лет, легко поймет древнерусских послов:





Но в этой части заметок я подробно остановлюсь лишь на отдельных деталях интерьера собора Святой Софии, а именно на тех мозаиках, которые просто чудом дошли до нашего времени.

Строительство Айя-Софии было закончено в 537 году во время правления императора Юстиниана I (527 - 565 гг.). В это время почти вся базилика (за исключением стен, покрытых мраморными плитами), все арки, своды, полукопола и главный купол были покрыты мозаиками. Но неизвестно, были ли среди них фигурные мозаики. Если и так, то они вероятнее всего были уничтожены в первой половине VIII века, во времена правления императора Льва III (717 - 141 гг. правления), при котором начался печально известный период иконоборчества.
    Поэтому все фигурные мозаики, которые дошли до наших дней, были сделаны в различные периоды после 842 года, когда эпоха борьбы с иконами, фресками и мозаиками, приведшая к уничтожению огромного количества шедевров древнего искусства была завершена.
    От времен Юстиниана до нас дошли мозаики и фрески лишь с изображениями креста и геометрическим орнаментом.
    К примеру, такие:



После завоевания Константинополя турками-османами (1453 г.), православный храм повелением султана Мехмета II Фатиха был превращен в мечеть, все его мозаики и фрески были покрыты штукатуркой. Необходимо заметить, что мы должны быть благодарны туркам хотя бы за то, что они не стали уничтожать великолепные образцы византийского искусства, а только лишь скрыли их от своих глаз в соответствии со своими религиозными традициями.
    Так, под слоем штукатурки, византийские мозаики находились до середины XIX века. Во время правления султана Абдул-Меджида (1839 - 1861), известного своей ориентацией на сближение с Западом, в Айя-Софии были проведены масштабные реставрационные работы под руководством швейцарского архитектора Г. Т. Фоссати, в ходе которых мозаки были открыты.
    Несмотря на приказ султана не замазывать мозаики, по настоянию фанатичных приверженцев ортодоксального ислама, они были снова скрыты под слоем штукатурки.
    Лишь благодаря тому, что решением президента Мустафы Кемаля Ататюрка - основателя светской Турецкой республики, Айя-София стала музеем, в 1932 г. мозаики были опять очищены от посторонних наслоений. В этом огромная роль принадлежит американскому археологу Томасу Виттемору, получившему разрешение от турецких властей на научное исследование Айя-Софии, находящейся в это время в плачевном состоянии.
    Увы, но от первоначального мозаичного убранства Святой Софии до нашего времени дошло не так уж и много. Тем не менее, я постараюсь показать вам почти все сохранившиеся мозаики византийского периода с краткими комментариями к каждой из них.

Мозаика Императорского портала (Х в.)
    Над Императорским порталом, пройдя который попадаешь в неф базилики, под полукруглым сводом можно увидеть хорошо сохранившуюся мозаику, изображающую Христа Пантократора, Богоматерь и архангела Гавриила:







Иисус одной рукой благословляет людей, а в другой у него книга с надписью: "Я являюсь мировым светом".



Коленопреклоненная фигура - это император Лев VI (886-912), тот самый в годы правления которого наш князь Олег, если верить ПВЛ, в 907 году захватил Константинополь, взяв с императора большую дань. Впрочем, договор Руси с Византией 911 года подтверждается и византийскими источниками.



Богородица, Константин Великий и Юстиниан (конец X - начало XI в.)
    Над дверями юго-западного входа находится мозаика на позолоченном фоне, изображающая Богоматерь с младенцем Иисусом.





Справа от Богоматери - император Константин (306 - 337), преподносящий Марии город, названный его именем, окруженный крепостной стеной:



Слева - император Юстиниан с храмом Святой Софии в руках:



Надписи: "В память об известном императоре Юстиниане" и "Самый великий император среди всех святых".

Иисус на троне с императрицей Зоей и Константином IX Мономахом (XI в.)
    В восточном конце галереи Айя-Софии (ближнем к апсиде) можно увидеть мозаику с интереснейшей историей:



Когда начиналась работа над этой мозаикой (около 1028 г.) Зое Порфирородной было уже около 50 лет, и она впервые вышла замуж -  за стареющего императора Романа III Аргира. После его смерти (в 1034 г.) она приказала убрать с мозаики лицо покойного мужа и заменить его на лик нового супруга - Михаила IV Пафлагона. Но и Михаил умер восемью годами позже, и Зоя, в возрасте 64 лет, вышла замуж за сенатора Константина IX Мономаха, добавив его портрет в мозаику, сохранившуюся по сей день только потому, что ее третий муж пережил свою супругу.
    В руках императора (какого именно, так и не понятно из-за постоянной замены их голов) находится чаша для денег, а императрица держит свиток, повторяющий надпись над головой басилевса. Считается, что это связано с тем, что они делали щедрые пожертвования в храм Святой Софии.
    Надписи: "Правоверный властелин римлян, приверженец Бога и Христа Константин Мономах" и "Правоверная Августейшая Зоя".

Дева Мария, Иоанн II Комнин и императрица Ирина
    Рядом мозаикой Зои и Константина Мономаха находится подобная ей по сюжету мозаика, изображающая императора Иоанна II Комнина (1118 - 1143) с супругой - дочерью венгерского короля Ласло I из династии Арпадов Ириной (она же - Пирошка, а в монашестве - Ксения). Но в отличие от предыдущей мозаики, в центе композиции не Иисус, а Богоматерь с Младенцем:



Интересно, что в отличие от Зои, канонизированная в качестве святой императрица Ирина вела благочестивую жизнь, постоянно занималась благотворительностью и в политику вообще старалась не вмешиваться.

Фрески серафимов (XIII в.)
    В основании купола Айя-Софии расположены четыре изображения четырех шестикрытых серафимов. Изначально они представляли собой мозаичные фигуры, но во время оккупации Константинополя крестоносцами (после захвата города европейскими рыцарями в 1204 г.), они были повреждены настолько, что вместо восстановения мозаик из заменили фресками.
    Когда Айя-София стала мечетью, по вполне понятным причинам лица серафимов были заменены звездами:



Но в ходе рестврационных работ 2009 года в нефе было обнаружено лицо одного из серафимов:







Впрочем, к какой именно категории ангелов относятся эти слуги Господа Бога, никому достоверно не известно. Вполне возможно, что это и не серафимы, а какие-нибудь херувимы. А серафимами я их назвал по одной простой причине, называемой "наше всё - Пушкин". Помните строки из "Пророка": "...И шестикрылый серафим на перепутье мне явился..."?
    "...И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык...". Да не дай бог!

Мозаики патриархов (IX в.)
    Позолоченных мозаик патриархов изначально было семь, но до нашего времени дошли лишь три из них (поскольку в Айя-Софии продолжаются реставрационные работы, мне удалось сфотографировать лишь две).
    Слева - константинопольский патриарх Иоанн Златоуст; справа - святой Игнатий Теофор:



Богоматерь с Иисусом (IX в.)
    На внутренней части полукупола алтарной части храма находится изображение Богоматери, сидищей на высоком троне с младенцем Иисусом на руках.



Многие считают эту мозаику самой совершенной среди всех, что созранились в Айя-Софии. Возможно так оно и есть, но сфотографировать ее очень непросто (посмотрите следующее фото и поймете почему):



Мозаика Деисус (XIII в.)
    Я не искусствовед, поэтому не могу на языке представителей этой почтенной профессии объяснить, почему именно эта мозаика среди всех, что сохранились от визанитийского периода, произвела на меня самое сильное впечатление, но попробую это сделать.



На мой скромный взгляд, даже несмотря на не самую лучшую сохранность этой мозаики, она представляет собой один из самых лучших образцов византийского искусства.
    Лик Христа здесь не гневный, не осуждающий. Христос здесь в большей степени человек, нежели бог. Иисус смотрит на нас с сочуствием, даруя свое прощение всем - и праведникам, и грешникам.



Да, он грозный Судья на Страшном суде, но на Судью он здесь совсем не похож. Создается такое впечатление, что Иисус прислушивается к молению своей Матери и Иоанна Крестителя (Предтечи), со смирением взывающих к нему о спасении мира.





Вся нижняя часть этой мозаики, увы, утрачена безвозвратно. О том, как она выглядела полностью можно лишь догадываться. Вот вариант реставраторов:



Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

фрески, Византия, Айя-София, ЗАМЕТКИ О СТАМБУЛЕ, мозаика

Previous post Next post
Up