ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН

Jan 07, 2014 18:41

    Пока еще продолжаются современные новогодние праздники, которые растягиваются для некоторых на несколько недель (от католического Рождества - 25 декабря, до православного Крещения - 19 января), самое время вспомнить о том, какие праздники существовали у наших предков.

В древности, вплоть до конца XV века, год в нашей стране, позже получившей название "Россия", новый год начинался 1 марта, когда праздновали АВСЕНЬ (Овсень, Таусень, Усень). Чтобы побыстрее привлечь весну, наши далекие предки выпекали из теста "жаворонков", дети забирались с ними на крыши домов и на деревья и призывали теплую раннюю весну. А взрослые тем временем собирались на пригорках, пели "весняки", обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее время. На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водой поили больных. И наконец при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары - олицетворение смерти и зимы.



22 марта, в день весеннего равноденствия справляли веселую разгульную МАСЛЕННИЦУ. Это было празднество, знаменующее победу молодой весны над старухой зимой. Обычно облачали соломенную куклу в кафтан, надевали шапку, обували лапти и усаживали в большие сани, куда впрягали несколько лошадей. За санями шествовали ряженые, причем девушки были в мужской одежде, а парни - в женской. Объехав всю деревню, направлялись в соседнюю, где веселились весь следующий день. А на третий день Масленницу сжигали - с шутками, непристойными выкриками, бранью и глумлением над горящим чучелом. В конце недели поминали предков, выпускали на волю птиц из клеток, окуривали одежду над кострами - это было начало как бы новой жизни, прощание с зимой, подготовка к лету.





ПАСХА, или ВЕЛИК ДЕНЬ, в старину был праздником языческого Дажьбога.
    В этот день хоронили или сжигали Кострому - последнее напоминание о зиме, пекли сладкие куличи, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет.



После этого необходимо было отдать должное усопшим предкам. Наступало время РАДУНИЦЫ (Красной горки, или Фоминой недели). Это был праздник родителей и прародителей, которым несли на могилы те же яства, которыми наслаждались на Пасху. В старину это был не день скорби, а напротив - радостного, безопасного общения с предками (мертвые в то время считались враждебными живым, но только не в этот праздничный день).

ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ, или СЕМИК, - праздник подрастающих семян, молодой листвы, первых цветов. В эту "русалью неделю", когда начиналось лето, веселье не утихало ни ночью, ни днем. Наступившее лето олицетворяла береза, ее ветвями украшали жилища, а само дерево - цветными лентами и полотенцами, водили вокруг нее хороводы. Впрочем, хороводы водили не только люди, но и русалки, все-таки, не зря неделя называлась "русальей".



А вскоре наступал праздник КУПАЛЫ (23 июня). Купало был божеством лета, полевых цветов и плодов. Считалось, что в эту пору все травы набирают целебную и сверхъестественную силу, поэтому именно в это время следовало запасаться лечебными травами впрок. Впоследствии имя бога Купалы соединилось с именем Иоанна Крестителя.
    В ночь на Ивана Купалу искали в лесу заветный цветок папоротника, помогающий находить скрытые в земле клады. Соблазн разбогатеть в одночасье был велик, но и опасности при этом были немалые, поскольку Купало - еще и празднество всяческой нечисти: водяных, леших, ведьм, русалок и колдунов.



Языческий ДЕНЬ ПЕРУНА (20 июля), который стал позже ассоциироваться с ИЛЬИНЫМ ДНЕМ (Илья-пророк - тот же бог-громовержец, каким для наших далеких предков был Перун), являлся началом целого цикла праздников урожая: медовый Спас, яблочный Спас, горохов день, хлебный Спас, овсянница - вплоть до ПОКРОВА ДНЯ (1 октября), когда земля уже начинала покрываться снегом.

В 1492 году, когда исполнилось семь тысяч лет от мифического сотворения мира, новый год перенесли на 1 сентября. Это длилось до 1700 года, когда по указу Петра I новый год стали исчислять с 1 января. В старину же 1 сентября совпадало с языческим днем ВЕЛИКИХ ОВСЕНЕЙ - праздника начала сбора урожая. А Рождество Христово совпадало с праздником КОЛЯДЫ - рождением юного бога света и тепла, одного из сыновей Сварога.



Самым длинным и самым шумным ежегодным праздником на Руси были зимние СВЯТКИ (от Рождества до Крещения). Первые шесть вечеров Святок были "святыми", а последующие шесть - "страшными", ибо нечисть разного рода пускалась в разгул и всячески вредила людям. На Святках гадали о будущем урожае, о женихах и невестах, о собственной судьбе.



С принятием христианства количество праздников значительно увеличилось, поскольку появилось множество святых, требующих почитания. Однако в том то и состоит особенность славянского, русского двоеверия, что в народный календарь попали только те святые дни, которые совпадали с ранее существовавшими языческими праздниками. Поэтому имена христианских святых обогатились новыми эпитетами, звучащими как древние заклинания: Аграфена - лютые коренья, Агафья - коровница, Афанасий - ломонос, Касьян - немилостивый, Алексей - с гор потоки, Антип - водопол, Василий - капельник, Егорий Вешний, Герасим - грачевник, Евдокия - плющиха, Зосима - пчельник, Ирина - журавлиный лет, Константин - огуречник, Петр и Павел - рябинники, Семен - летопроводец, Спиридон - солцеворот, Тимофей - полузимник, Федор - студит, Фрол и Лавр - лошадники и т. д.

Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

История, язычество, славяне, мифология

Previous post Next post
Up