ВВЕДЕНИЕ
Этим постом я начинаю серию заметок о Великом Новгороде, написанных по свежим впечатлениям после его посещения в конце марта нынешнего года. Надеюсь они будут интересны всем любит русскую историю, архитектуру и изобразительное искусство.
Все фотографии в этих заметках (если не указано иное) авторские, они сделаны либо мной, либо (чаще всего) моей женой, Светланой, с которой мы вместе путешествуем.
Сергей Воробьев -
sergeyurich.
Очень странно то, что один из самых древних городов нашей страны носит имя Новгород, то есть, Новый город. Впрочем, просто замечательно, что он сохранил свое название (и, кстати, в отличие от той же Твери или Нижнего Новгорода, никогда его не менял на протяжении более чем тысячелетней своей истории).
Почему он называется именно так, до сих пор точно не установлено. То ли потому, что образовался примерно в середине IX века в результате слияния нескольких торгово-ремесленных поселений, распологавшихся по обеим сторонам Волхова, которые в итоге стали его городскими районами (концами). То ли потому, что нужно было противопоставить себя полулегендарному Словенску, предположительно существовавшему когда-то на том месте, где ныне, на противоположном берегу Волхова, можно увидеть то, что называется Рюриково городище (о нем будет отдельный пост).
Оставим пока этот вопрос, хотя, по-моему, обе версии не исключают друг друга, являясь вполне правдоподобными.
Когда находишься в Новгороде, неожиданно для себя замечаешь, как изменяется восприятие того, что является древним, а что - как бы "не очень".
К примеру, какая-нибудь церковь XVII века, которая в любом другом русском городе воспринималась бы как очень старинная (ну как же, ведь это допетровская Русь!), в Новгороде кажется чуть ли не "новоделом", поскольку рядом множество объектов, насчитывающих намного больший срок существования. Здесь даже памятники второй половины XVI века воспринимаются уже как не совсем новгородские (уж слишком заметно в них влияние московской архитектурной традиции). Но что там XVI век, если многое сохранилось от XV-го, XIV-го и даже XI веков!
Оценивать начинаешь совсем по-другому: вот эта церковь была построена в первой половине XVI века, ага, значит до новгородского погрома 1570 года, учиненного опричниками во главе с Иваном Грозным; а вот эта - в начале XV века - значит еще в годы независимости Новгородской вечевой республики, до того, как она была подчинена Москве Иваном III; а эта - в XII веке - так это вообще домонгольский период!
Много ли в нашей стране сохранилось памятников домонгольского периода? В Новгороде - много! Не случайно то, что по числу архитектурных памятников, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, Новгород занимает лидирующее положение среди всех других старинных русских городов. И это вполне заслуженно.
Я думаю, что любой человек, которому не безразлична русская история и культура, просто не может не влюбиться в Новгород. С нами это произошло. Поэтому данная серия заметок носит по большей части восторженный характер (несмотря на то, что и проблем в Новгороде хватает, в том числе и в том, что касается сохранности памятников истории и культуры). Про работу общественного транспорта, грязь во дворах исторического центра, плохую работу коммунальных служб, парковки и велодорожки читайте в блоге Варламова, здесь речь пойдет о другом.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СВЯТО-ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ и ПЕРЫНСКИЙ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СКИТ
Если вы решили посетить Новгород летом, то лучше всего, по моему глубокому убеждению, начинать знакомство с ним не с посещения Детинца и Ярославова дворища (самые популярные туристические объекты, что вполне заслуженно), а с самого древнего в России монастыря - Свято-Юрьевой обители.
Правда для того, чтобы увидеть этот монастырь со стороны озера Ильмень, придется сделать довольно большой крюк. Если вы приехали на поезде, то от вокзала сразу же поезжайте к Перынскому скиту (автобусы №7 и 7А, но лучше на такси, оно в Новгороде довольно дешевое - поездки по городу всего 100 рублей, от вокзала до скита - максимум 200 рублей), а оттуда идите к монастырю пешком; ниже расскажу, как удобнее.
Но еще лучше медленно подплыть на катере к истоку Волхова через Ильмень. Постепенно перед вами возникнет, как бы поднимаясь из ильменских вод, сначала церковь Рождества Борогодицы Перынского скита, находящаяся на небольшом полуострове у самого истока Волхова, а затем и комплекс Юрьева монастыря. Впрочем, первое, что вы увидите, это высокая монастырская колокольня, маковка которой в хорошую погоду сверкает своим золочением (её отлично видно даже из центра города с пешеходного моста через Волхов, ведущего из Софийской стороны на Торговую).
Именно таким образом я впервые посетил Новгород, но это было в далеком уже 1991 году, когда я - студент-историк - участник археологической экспедиции в Старой Руссе на один день приехал (лучше сказать, приплыл) в этот город.
Ну а теперь, вернувшись в Новгород спустя четверть века, именно с Юрьева монастыря я и начну свои заметки о Великом Новгороде и его окрестностях.
Вид на Свято-Юрьев монастырь с противоположного берега Волхова
(с большим приближением), от Рюрикова городища (слева направо:
Крестовоздвиженская церковь, Спасский собор, колокольня,
одна из монастырских башен):
Первые монастыри появляются в Новгороде в период крещения (в конце IX - начале Х века). В конце XV века их уже насчитывалось более пятидесяти. В ранний период новгородской истории основателями монастырей являлись князья, позднее - бояре, существовали обители, основанные архиепископами, немало известно кончанских и уличанских монастырей. Тремя поясами монастыри охватывали древний город. Особое место среди них всегда занимал Свято-Юрьев монастырь.
К сожалению, большая часть его архива не сохранилась, но летописные данные и немногочисленные сохранившиеся документы свидетельствуют о древности обители, основанной в 1030 году князем Ярославом Владимировичем (Мудрым).
Свое название монастырь получил от имени основателя (при крещении Ярослав был наречен Георгием (Юрием). Вероятно, первым храмом обители был деревянный Георгиевский собор, перестроенный в камне в 1119 году.
Летопись донесла до нас имена заказчика каменного собора, внука Владимира Мономаха, князя Всеволода Мстиславича, и архитектора: "А мастер трудился Петр".
Нельзя не согласиться с мнением академика И. Э. Грабаря, который об особенностях новгородской архитектуры писал так: "Одного взгляда на крепкие коренастые памятники Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца. В его зодчестве - такие же, как и он сам, простые, но крепкие стены, лишенные назлойливого узорочья, которое, с его точки зрения, "ни к чему", могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, сильно, величественно, покоряюще".
Юрьев монастырь, основанный князем, вплоть до падения Новгородской республики оставался княжеским, а Георгиевский собор с конца XII до XIV века был единственной княжеской усыпальницей. Здесь покоятся брат Александра Невского, благоверный Федор, их мать, княгиня Феодосия, а также московский удельный князь Дмитрий Шемяка, отравленный собственным поваром с характерным именем Поганка по приказу его главного соперника в борьбе за великокняжеский титул, московского великого князя Василия II Темного.
Древний Георгиевский собор окружен монастырским ансамблем, состоящим из построек XIX века.
План Юрьева монастыря:
Дело в том, что к XIX веку монастырь оказался в полном упадке. А деньги на его восстановление дала графиня Анна Алексеевна Орлова, одна из богатейших женщин того времени, дочь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.
За очень короткий срок обитель отстроили заново.
Были возведены стены с башнями, окружающие монастырь со всех сторон, монастырские корпуса, замечательный Крестовоздвиженский собор (1829 г.) и великолепная колокольня, сооруженная по проекту Карла Ивановича Росси.
Крестовоздвиженский собор:
Колокольня (вид с территории монастыря):
А это вид снаружи (от главного входа):
В 1920-е годы монастырь был упразднен.
С 1941 по 1944 год, когда Юрьев монастырь находился на линиии Волховского фронта, в нем расположились части 250-й испанской "Голубой дивизии". Оккупанты жгли костры в храме, в куполе его колокольни устроили наблюдательный пункт. Но древняя обитель выдержала и это испытание.
В настоящее время монастырь почти полностью восстановлен. Он является действующим мужским монастырем, посещение которого бесплатное для туристов (фотографировать на территории монастыря можно совершенно свободно, но не в Георгиевском соборе; а в Спасском соборе нет ничего интересного, хотя и там фотографирование строго запрещено).
Дорожка к киворию
(на заднем плане церковь Неопалимой Купины):
Купола Георгиевского и Спасского соборов:
Если вы выйдете из Юрьева монастыря через главный вход, то через минут 10 неспешной ходьбы окажетесь у входа в музей деревянного зодчества "Витославлицы" (о нем будет отдельный пост).
А если пройдете через второй выход в сторону Волхова, расположенный справа от Георгиевского собора,
то повернув направо, пройдя по дорожке мимо общественного пляжа (здорово, что пляж расположен прямо у стен монастыря, да?), выйдете на так называемую "набережную", ведущую через территорию местного яхтклуба к Перынскому скиту.
Правда, мы шли в другом направлении, от скита к монастырю, но это не важно. К тому же, в монастыре вам вряд ли кто-нибудь подскажет короткую дорогу, а вот в ските местный послушник нам её посоветовал ("мы часто ходим именно так, а по асфальтированной дороге получается в два раза дольше..."). И теперь я делюсь этой информацией с вами.
Идём от Михайловской башни Юрьева монастыря:
по живописному берегу Волхова и озера Ильмень:
Ранним утром местных жителей вообще не видно, если не считать таковыми многочисленных братьев наших меньших:
И вот он Перынский скит:
Очень странно то, что это место сохранило свое древнее языческое название спустя тысячелетие после крещения Руси, особенно потому, что на том месте, где в Х веке находилось капище в честь Перуна, ныне находится православный скит Рождества Богородицы. Как вам название этого места - "Перынский Рождества Богородицы скит"?
Немного подробнее.
В 980 году, за девять лет до крещения Новгорода, князь Владимир Святославич повелел своему дяде по матери, благодаря которому он и стал в детском возрасте новгородским князем, посаднику Добрыне, устроить на холме у истока Волхова святилище Перуна, что и было им исполнено. В отличие от других славянских языческих богов, Перун (Перкунас) требовал кровавых, в том числе человеческих жертвоприношений. И здесь, на небольшом острове, рядом с которым берет свое начало река Волхов, вытекающая из Ильмень-озера, в Перуновой роще стала литься кровь в честь языческого божества.
Но вскоре после того как сам князь Владимир принял крещение, он распорядился искоренить языческий культ Перуна. И Добрыня, получив новое указание, рьяно взялся за это дело.
Идол Перуна был свергнут в Волхов, дружинники Добрыни его били плетьми, а кумир будто бы вопил: "О горе! Ох, мне! Достахся немилостивым сим рукам". Проплывая через Новгород, деревянный идол начал приближаться к мосту. Один из новгородцев бросил в него палку, а Перун, схватив её, бросил обратно на мост, восклицая: "На сем мя поминают новгородские дети", убив этой палкой несколько человек из числа оплакивающих его. Когда же идол Перуна пристал к берегу, его оттолкнули шестом со словами: "Досыта ты, Перунище, ел и пил, плыви теперь во тьму кромешную." (Первая Софийская летопись старшего извода).
Кстати, несмотря на то, что в течение многих лет после крещения Руси случались выступления языческих волхвов, призывавших вернуться к почитанию Велеса, Ярилы, Дажьбога и других славянских богов, в защиту Перуна выступлений не было (скорее всего, потому что этот культ был принесен извне и для восточных славян так и не стал своим).
Уже в 995 году на месте бывшего капища Перуна была воздвигнута деревянная церковь Рождества Богородицы. Видимо в это же время здесь и был основан первый монастырь.
В первой половине XIII века церковь была перестроена в камне.
Эта небольшая церковь заметно сужается кверху, что создает впечатление устремленности к небу:
В настоящее время этот скит является действующим (он относится к Свято-Юрьеву монастырю). В нем с 2004 года постоянно живет один монах, которому помогают четверо послушников.
Лучше всего посетить скит до того, как к нему съедутся многочисленные туристы.
Мы приехали рано утром, когда кроме насельников скита в нем вообще никого не было. Вскоре после того как мы зашли на территорию скита, появился один из послушников, открыл двери церкви и долго рассказывал нам об истории этого места, благославил на то, чтобы мы смогли сделать фотографии ее интерьеров.
Эти фрески церкви Рождества Богородицы относятся к середине XIX века:
Прощаясь с нами, этот послушник сказал: "Ну а теперь я снова пойду пилить дрова...", и как нам показалось, он это сказал с некоторым сожалением.
Он, снова закрыв церковь, пошел пилить дрова, а мы еще немного прогулялись по территории Перынского скита и по берегу Ильмень-озера.
Автор фотографий Светлана Воробьева:
Продолжение следует...