CASA BATLLO и "ILLA de la DISCORDIA"

Jun 10, 2013 19:15

Одной из "визитных карточек" модернистской Барселоны (да и Барселоны вообще), несомненно, является знаменитый Дом Батльо (Casa Batllo) - шедевр гениального каталонского зодчего Антони Гауди-и-Корнета.



На этом месте на престижном проспекте Passeig de Gracia стояло здание неоклассического стиля постройки 1875 г., владелец которого, богатый текстильный фабрикант Жузеп Батльо-и-Казановас, предложил его реконструировать уже прославленному архитектору Антони Гауди. В 1904 г. Гауди принял заказ, несмотря на то, что был занят в это время строительством Парка Гуэль и главным творением всей своей жизни - храмом Святого Семейства.
В 1906 г. работа была завершена. Результат оказался настолько изобретательным и блестящим, а творческая свобода архитектора здесь проявилась с такой силой, что многие исследователи определяют эту работу Гауди, как начало нового творческого этапа в карьере зодчего. И действительно, с этого момента Гауди будет принимать решения, руководствуясь исключительно собственным художественным видением, не прибегая ни к одному из известных ранее архитектурных стилей. Таким образом, можно сказать о том, что Гауди утвердил свой собственный, уникальный архитектурный стиль - "ГАУДИАНСТВО".
Главный фасад Дома Батльо:


Символику главного фасада, а в том, что творчество Гауди глубоко символично, нет никаких сомнений, различные исследователи его творчества истолковывают по-разному.
Одни видят в ней поэтичный образ моря, поскольку одной из примечательных черт Дома Батльо является почти полное отсутствие прямых линий - сплошь волнистые очертания (кстати, в еще большей степени это проявится в следующей работе Гауди - построенном неподалеку в 1905 -1910 гг. на том же проспекте Грасиа Доме Мила - "Ла Педрере").
И действительно, здесь трудно найти хотя бы одну прямую линию или угол.
Окна бельэтажа Дома Батльо:


Другие исследователи считают фасад аллюзией на Карнавал, интерпретируя балконы как маски, полихромную облицовку стен как конфетти, а оригинальной формы кровлю - как колпак Арлекина. Интересная интерпретация, вот только к чему тогда здание увенчано башенкой с Крестом Святого Георгия? Ведь Арлекину крест вроде бы н к чему.
Мне наиболее вероятной представляется другая интерпретация, учитывающая то, что Гауди был глубоко верующим человеком, и то, что здесь используются любимые мотивы его творчества - уже упомянутый "пятирукий" крест (подобный же можно увидеть на острие башни павильона, предназначавшегося под контору администрации Парка Гуэль)


и, главное, часто встречающаяся в работах архитектора фигура дракона. Например, такие вот миниатюрные (относительно масштаба всего сооружения, конечно же) дракончики - ящерицы украшают даже храм Святого Семейства:


Итак, ДРАКОН.
Если присмотреться к декору фасада, включив на полную мощь фантазию и воображение, то можно увидеть в кровле Дома Батльо фигуру гигантского дракона. Он поражен копьем покровителя Каталонии - Святого Георгия, что символизирует христиански истолкованную победу Добра над Злом. Святой Георгий представлен здесь башенкой - "копьем", вонзенным в "хребет дракона".
Фасад целиком покрыт "осыпающейся с дракона" сверкающей "чешуей чудовища" и усеян "костями" и "черепами" его "жертв", угадывающихся в оформлении балконов и форме колонн балконов и, особенно, бельэтажа здания.
Сверху - "череп", снизу - "кость":


Вплотную с Домом Батльо (как можно здесь видеть)


расположено еще одно выдающееся модернистское здание - Casa Amatller, построенное в 1898 - 1900 гг. выдающимся каталонским архитектором Жузепом Пуч-и-Кадафальком:


И неподалеку от них - третий шедевр каталонского модернизма - Casa Lleo (1902 - 1906 гг.), автором которой является замечательный, также каталонский, архитектор Льюис Доменек-и-Мунтанер:


Здание, как видим, выполнено в стиле модернизма со значительными элементами неоготики и мавританско-испанского стиля "мудехар", более характерного для южной Испании - Валенсии и, особенно, Андалусии.




Эти три дома, а также знаменитая "Ла Педрера" (Casa Mila),


расположенные фактически в одном квартале барселонского района Эйщампле, несмотря на то, что построены в одном стиле - модернизм, совершенно не похожи друг на друга! Это и объясняет, почему квартал получил характерное название - "Квартал Раздора" (или, "Квартал Несогласия" - "ILLA de la DISCORDIA").
Не так уж далеко от "Квартала Раздора" на пересечении Avinguda Diagonal и улицы Rossello находится еще одно весьма примечательное здание работы Пуч-и-Кадафалька:






- "Дом со шпилями" или "Дом с иглами" (Casa de les Punxes) - одно из моих любимых зданий в столице Каталонии, которое я просто не мог не включить в это небольшое эссе, посвященное модернистской архитектуре Барселоны.

The end.

Барселона, архитектура, Гауди, модерн

Previous post Next post
Up