ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ. Часть 3: Арсенал

Jun 15, 2016 18:49

    В третьей части моих фотоочерков о Венеции я снова хотел бы вернуться к затронутой в предыдущей части теме "непарадного" облика города.

На этот раз речь пойдет о Венецианском Арсенале - замечательной достопримечательности, которую большинство туристов совершенно напрасно игнорируют.



Эта часть серии "ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ" будет интересна прежде всего тем, кто интересуется историей, а также всем, кто предпочитает самостоятельный познавательный туризм бездумному следованию в толпе за экскурсоводом.



На протяжении веков Венецианская республика являлась одной из самых влиятельных сил во всем средиземноморском бассейне. На рубеже первого и второго тысячелений нашей эры её серьезным конкурентом была, пожалуй, лишь Византийская империя, в орбиту влияния которой еще не так давно входила и сама Венеция.

В конкурентной борьбе, как известно, любые средства хороши. А если случайное (или не случайное, не так уж и важно) стечение обстоятельств позволяет расправиться с Константинополем, причем чужими руками, так этим просто грех не воспользоваться!
    Видимо, примерно так рассуждали правители Венеции, когда по призыву папы Римского Урбана II европейские герцоги, графы, их многочисленные вассалы, а позже и сами монархи королевств Западной Европы отправились отвоевывать "Гроб Господень", находящийся в руках неверных магоменян-сарацинов в священом для каждого христианина Иерусалиме.



Венецианцы быстро сообразили, что по суше крестоносцам добираться до Палестины будет слишком долго и не слишком удобно, на кораблях по морю - гораздо быстрее и, главное, безопаснее.

И вот уже в 1104 году (не прошло и 10 лет после начала первого крестового похода!) венецианцы основали мастерские, предназначенные для оснащения прежде всего боевых кораблей, в которых так нуждались крестоносцы.
    Эти мастерские получили название "АРСЕНАЛ".

В XII веке на судоверфях венецианского Арсенала могло одновременно сооружаться до 20-ти сорокаметровых в длину галер.



Деньги от заказчиков-крестоносцев так и потекли в руки венецианским судостроителям.
    Рыцари Христа гибли в сражениях с сарацинами, а хитроумные венецианцы только лишь подсчитывали барыши, думая при этом, как бы направить воинственных крестоносцев не на арабов, которые их коммерческим предприятиям никак не мешали, а на Константинополь.



Как всем хорошо известно, венецианскому дожу Дондоло, несмотря на его 90-летний возраст и почти полную слепоту, удалось решить эту задачу.

Энрико Дандоло благославляет рыцарей
(гравюра Гюстава Доре):



В ходе четвертого крестового похода 1202-1204 годов, крестоносцы на галерах, построенных в Аресенале, надолго устранили главного конкурента Венеции - Константинополь.



Но в начале XIV века венецианцы стали испытывать дискомфорт в связи с активизацией еще одного своего конкурента - Генуэзской республики.
    Арсенал пришлось существенно расширять. В результате в 1336 году в новом Арсенале могло одновременно строиться до 80-ти галер.
    По тем временам это было крупнейшее промышленное предприятие Европы, похожее на мануфактуру, в которой каждый десятый венецианец занимался своим делом.

Это подтверждает и Данте Алигьери, посвятивший венецианскому Арсеналу 21-ю песнь "Ада" своей "Божественной комедии":

"И как в венецианском арсенале
    Кипит зимой тягучая смола,
    Чтоб мазать струги, те, что обветшали,
    И все справляют зимние дела:
    Тот ладит весла, этот забивает
    Щель в кузове, которая текла;
    Кто чинит нос, а кто корму лепает,
    Кто трудится, чтоб сделать новый струг,
    Кто снасти вьёт, кто паруса латает..."

Ничуть не удивительно, что бюст великого Данте красуется на одной из стен Арсенала:



Впрочем, генуэзцы были не самой большой проблемой. Гораздо большей стала все более увеличивающая свою мощь Османская империя.
    Вскоре в венецианском Аресенале стали лить пушки и изготавливать порох.
    В 1473 - 1570 годах была произведена третья реконструкция Арсенала. Теперь на его верфях могли сооружаться корабли длиной до 80 метров.

В XV веке Арсенал обзавелся прекрасными воротами - "Порта Манья", сооруженными в виде триумфальной арки в 1453 - 1460 годах архитектором Антонио Гамбелло по проекту Якопо Беллини в стиле Возрождения:



В XVII веке были сооружены две башни, украшеные интереснейшими часами:


    





Порта-Манья венецианского Арсенала - первое ренессансное строение Венеции.
    Посмотрите на прекрасные скульптуры, украшающие площадь перед Арсеналом:



















Впрочем, не все они относятся к европейскому Средневековью.
    Например, эти львы были привезены из Греции в 1687 году, и относятся к античной эпохе (на одном из них, кстати, можно рассмотеть надписи XI века, сделанные скандинавским шрифтом; куда только викинги не забирались в период своей пассионарной активности!):





Впрочем, есть и другие львы, вполне себе венецианские:







Как же их не погладить?



Величие Венеции продолжалось очень долго. Но и ему пришел конец. Захвативший её Наполеон сжег все корабли в Арсенале, а большинство рабочих судоверфей в 1797 - 1798 годах были расстреляны по приказу будущего французского императора.



Теперь от некогда величественного Арсенала почти ничего не осталось кроме того, что вы смогли увидеть в этом посте. Но разве остатки прошедшего величия не интересны?

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Продолжение следует...

архитектура, скульптура, ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ, Венеция, история

Previous post Next post
Up