АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Одним из последних храмов, построенных в шатровом стиле, стал построенный в 1649 - 1652 годах храм Рождества Богородицы в Путинках (на Малой Дмитровке в Москве):
И он же является великолепным образцом стиля, характерного для русской (прежде всего, московской) архитектуры XVII века, получившим название "русское узорочье".
Этот стиль примечателен своими затейливыми формами, обилием декора и общей живописностью силуэтов сооружений. Особенно интересны в русском узорочье резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, а также всегда обращающее на себя внимание совершенно роскошное крыльцо.
Несколько наиболее интересных, с моей точки зрения, образцов храмов, построенных в стиле русского узорочья:
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1631 - 1651 гг.):
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679 - 1682 гг.):
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине (1677 - 1692 гг.):
Не могу не упомянуть и прекрасный храм Благовещения Пресвятой Богородицы , расположенный в подмосковном селе Тайнинском (ныне в черте города Мытищи), построенный в 1675 - 1677 годах как часть путевого дворца царя Алексея Михайловича, к сожалению, не сохранившегося.
Особенно интересно крыльцо храма, не имеющее аналогов в каменном зодчестве средневековой России.
Если проводить параллели с западноевропейской архитектурой, то напрашиваются связи русского узорочья с поздним Ренессансом.
Во второй половине XVII века русское узорочье эволюционирует в русское барокко, хотя долгое время продолжает сосуществовать вместе с ним.
Такой архитектурный стиль как барокко в России имеет столько разновидностей, что его справедливо подразделяют на несколько стилей: московское, петровское, елизаветинское барокко и т. д.
Рассмотрим их по отдельности и в хронологической последовательности.
Русское барокко конца XVII - начала XVIII века (1680 - 1700-е гг.), называемое также "московским барокко", поскольку большинство сооружений этого стиля находится именно в Москве, часто называют "нарышкинским". Однако это не вполне верно, так как руку к созданию великолепных сооружений в этом стиле приложили не только бояре Нарышкины, но и другие знатные фамилии - Строгановы, Голицыны и Прозоровские. Среди искусствоведов есть мнение, что следует отдельно говорить от "нарышкинском барокко", "голицынском барокко" и т. д. В этом, на мой взгляд, есть определенный здравый смысл, хотя если следовать этому принципу, архитектурные стили можно дробить до бесконечности, внося еще большую путанницу в их классификацию. Лучше все-таки искать общие черты, нежели различия, конечно же не обходя вниманием особенности каждого конкретного памятника архитектуры.
Предлагаю вам полюбоваться наиболее совершенными шедервами архитектуры московского барокко.
В первую очередь, конечно же, нужно упомянуть церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 - 1694 гг.), являющуюся образцом "нарышкинского" стиля:
А лучшим, опять таки, на мой взгляд, образцом "голицынского барокко", является Храм Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Дубровицы неподалеку от Подольска, построенный в 1690 - 1703 годах:
Ну и конечно же, отдельных слов заслуживает признанный во всем мире архитектурным заповедником Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющийся настоящим музеем "нарышкинского барокко".
Храм Успения Пресвятой Богородицы (1685 - 1687 гг.):
Надвратная церковь Спаса Преображения (1687т - 1689 гг.):
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1683 - 1688 гг.):
Лопухинские палаты (1687 - 1688 гг.):
Петр I, решительно порвавший с нелюбимой им Москвой, стремился построить свою новую столицу Санкт-Петербург в европейском стиле. Но этим стилем, опять-таки, было барокко. Вот только "революционер на троне" ориентировался не на богатое наследие московского барокко, а на любимую им шведскую, немецкую и голландскую архитектуру.
Результатом этого стало так называемое "петровское барокко", по моему мнению, скучное и подражательное, даже в лучших своих образцах, по сравнению с московским и елизаветинским барокко.
Кикины палаты (1714 - 1720 гг.), построенные неизвестным архитектором
(предположительно немцем Андреасом Шлютером):
Кунсткамера, сооруженная по проекту немецкого архитектора
Георга Иоганна Маттарнови в 1718 - 1734 годах:
А вот следующий этап русского барокко, названный по имени императрицы "елизаветинским", ничего кроме восхищения вызвать не может.
На мой взгляд, его совершенно справедливо называют ещё и "растреллиевским барокко", по имени итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1770 -1771), роль которого в развитии русской архитектуры трудно переоценить.
Прекрасно понимаю, что творчество Б. Ф. Растрелли всем хорошо известно. Но все-таки привожу несколько самых главных образов (ликбез, так уж ликбез!). Они интересны еще и потому, что в отличие от петровского барокко, отказавшегося от традиций барокко московского, в елизаветинском барокко чувствуется творчески переработанное наследие русской архитектуры предшествующего периода (особенно это очевидно в облике Смольного собора).
Большой Петергофский дворец, построенный Растрелли в 1747 - 1752 годах:
Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1756 гг.):
Зимний дворец (1757 - 1762 гг.):
Смольный Воскресенский собор (1748 - 1764):
Традиции Б. Ф. Растрелли поддержали как другие итальянские архитекторы на русской службе, так и русские архитекторы. Так русским архитектором С. И. Чевакинским в 1753 - 1762 годах в стиле "растреллиевского барокко" был построен Никольский морской собор в Санкт-Петербурге:
А итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини в 1769 году построил великолепную церковь Климента папы Римского в Москве:
На смену барокко в русской архитектуре, как и в европейской, пришел классицизм.
Тому, как в России развивался этот архитектурный стиль, будет посвящена следуюшая, восьмая часть нашего архитектурного ликбеза.
Так что, продолжение следует...
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.