Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 7: От русского узорочья к русскому барокко

Oct 18, 2015 16:48



АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Одним из последних храмов, построенных в шатровом стиле, стал построенный в 1649 - 1652 годах храм Рождества Богородицы в Путинках (на Малой Дмитровке в Москве):



И он же является великолепным образцом стиля, характерного для русской (прежде всего, московской) архитектуры XVII века, получившим название "русское узорочье".
    Этот стиль примечателен своими затейливыми формами, обилием декора и общей живописностью силуэтов сооружений. Особенно интересны в русском узорочье резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, а также всегда обращающее на себя внимание совершенно роскошное крыльцо.



Несколько наиболее интересных, с моей точки зрения, образцов храмов, построенных в стиле русского узорочья:

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1631 - 1651 гг.):



Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679 - 1682 гг.):



Церковь Троицы Живоначальной в Останкине (1677 - 1692 гг.):



Не могу не упомянуть и прекрасный храм Благовещения Пресвятой Богородицы , расположенный в подмосковном селе Тайнинском (ныне в черте города Мытищи), построенный в 1675 - 1677 годах как часть путевого дворца царя Алексея Михайловича, к сожалению, не сохранившегося.
    Особенно интересно крыльцо храма, не имеющее аналогов в каменном зодчестве средневековой России.



Если проводить параллели с западноевропейской архитектурой, то напрашиваются связи русского узорочья с поздним Ренессансом.

Во второй половине XVII века русское узорочье эволюционирует в русское барокко, хотя долгое время продолжает сосуществовать вместе с ним.

Такой архитектурный стиль как барокко в России имеет столько разновидностей, что его справедливо подразделяют на несколько стилей: московское, петровское, елизаветинское барокко и т. д.
    Рассмотрим их по отдельности и в хронологической последовательности.

Русское барокко конца XVII - начала XVIII века (1680 - 1700-е гг.), называемое также "московским барокко", поскольку большинство сооружений этого стиля находится именно в Москве, часто называют "нарышкинским". Однако это не вполне верно, так как руку к созданию великолепных сооружений в этом стиле приложили не только бояре Нарышкины, но и другие знатные фамилии - Строгановы, Голицыны и Прозоровские. Среди искусствоведов есть мнение, что следует отдельно говорить от "нарышкинском барокко", "голицынском барокко" и т. д. В этом, на мой взгляд, есть определенный здравый смысл, хотя если следовать этому принципу, архитектурные стили можно дробить до бесконечности, внося еще большую путанницу в их классификацию. Лучше все-таки искать общие черты, нежели различия, конечно же не обходя вниманием особенности каждого конкретного памятника архитектуры.

Предлагаю вам полюбоваться наиболее совершенными шедервами архитектуры московского барокко.

В первую очередь, конечно же, нужно упомянуть церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 - 1694 гг.), являющуюся образцом "нарышкинского" стиля:



А лучшим, опять таки, на мой взгляд, образцом "голицынского барокко", является Храм Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Дубровицы неподалеку от Подольска, построенный в 1690 - 1703 годах:



Ну и конечно же, отдельных слов заслуживает признанный во всем мире архитектурным заповедником Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющийся настоящим музеем "нарышкинского барокко".



Храм Успения Пресвятой Богородицы (1685 - 1687 гг.):



Надвратная церковь Спаса Преображения (1687т - 1689 гг.):



Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1683 - 1688 гг.):



Лопухинские палаты (1687 - 1688 гг.):



Петр I, решительно порвавший с нелюбимой им Москвой, стремился построить свою новую столицу Санкт-Петербург в европейском стиле. Но этим стилем, опять-таки, было барокко. Вот только "революционер на троне" ориентировался не на богатое наследие московского барокко, а на любимую им шведскую, немецкую и голландскую архитектуру.

Результатом этого стало так называемое "петровское барокко", по моему мнению, скучное и подражательное, даже в лучших своих образцах, по сравнению с московским и елизаветинским барокко.

Кикины палаты (1714 - 1720 гг.), построенные неизвестным архитектором
(предположительно немцем Андреасом Шлютером):



Кунсткамера, сооруженная по проекту немецкого архитектора
Георга Иоганна Маттарнови в 1718 - 1734 годах:



А вот следующий этап русского барокко, названный по имени императрицы "елизаветинским", ничего кроме восхищения вызвать не может.
    На мой взгляд, его совершенно справедливо называют ещё и "растреллиевским барокко", по имени итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1770 -1771), роль которого в развитии русской архитектуры трудно переоценить.



Прекрасно понимаю, что творчество Б. Ф. Растрелли всем хорошо известно. Но все-таки привожу несколько самых главных образов (ликбез, так уж ликбез!). Они интересны еще и потому, что в отличие от петровского барокко, отказавшегося от традиций барокко московского, в елизаветинском барокко чувствуется творчески переработанное наследие русской архитектуры предшествующего периода (особенно это очевидно в облике Смольного собора).

Большой Петергофский дворец, построенный Растрелли в 1747 - 1752 годах:



Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1756 гг.):



Зимний дворец (1757 - 1762 гг.):



Смольный Воскресенский собор (1748 - 1764):



Традиции Б. Ф. Растрелли поддержали как другие итальянские архитекторы на русской службе, так и русские архитекторы. Так русским архитектором С. И. Чевакинским в 1753 - 1762 годах  в стиле "растреллиевского барокко" был построен Никольский морской собор в Санкт-Петербурге:



А итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини в 1769 году построил великолепную церковь Климента папы Римского в Москве:







На смену барокко в русской архитектуре, как и в европейской, пришел классицизм.

Тому, как в России развивался этот архитектурный стиль, будет посвящена следуюшая, восьмая часть нашего архитектурного ликбеза.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ, архитектура, Петербург, Москва

Previous post Next post
Up