Мечеть "Альхама" и Кафедральный собор в Кордове. Часть вторая: СОБОР

Jul 24, 2015 16:00



Во второй части поста я расскажу о том, что стало с Мечетью "Альхама" после того как Кордова в 1236 году была отвоевана войсками кастильского короля Фердинанда III Святого.

Фердинанд III Святой, король Кастилии (1217 - 1252) и Леона (1230 - 1252):



Король Фердинанд получает ключи от Кордовы
(картина в Кафедральном соборе Кордовы):



(Первую часть можно найти по тэгу "Кордова")

Унаследовав от мусульман здание Мечети епископ Осма полностью сохранил его, ограничившись тем, что освятил его как Кафедральный собор Святой Марии Ла Майор и велел водрузить на минарете крест.

В 1254 году в интерьере Мечети была оборудована первая христианская молельня - часовня Святого Климента, от которой сохранился лишь портал. В дальнейшем, и вплоть до XVI века, не прекращались реформы, призванные приспособить Мечеть под христианский храм, впрочем, сохранившие перспективу здания и гармонично сочетавшие новое декоративное убранство со стилем старейшей части памятника.



Кардинальная переделка Мечети в христианский собор началась в 1523 году по инициативе епископа Алонсо Манрике де Лара, бывшем к тому же еще и Великим инквизитором. При этом не обошлось без разногласий с коррехидором (наместником короля) Луисом де ла Серда, активно противостоявшим этому начинанию во имя сохранения шедевра арабской архитектуры.

Для начала работ потребовалось личное вмешательство самого короля Карла V, хотя несколько лет спустя, посетив город и увидев доселе неизвестную ему Мечеть, монарх выразил свое сожаление, заявив: "Здесь построили то, что можно было построить повсюду, но разрушили то, что было неповторимо".

Карл V Габсбург, король Испании (как Карл I) с 1516 года,
император Священной Римской империи с 1519 по 1558 год:



Однако, если вынести за скобки правомерность самой перестройки Мечети, созданный ансамбль представляет неоспоримый художественный интерес.

Авторами церкви, задуманной в готическом стиле,



но демонстрирующей влияние иных архитектурных направлений (мудехар, платереско, "стиль королевы Изабеллы", барокко) явились Эрнан Руис, его сын Хуан де Очоа и Диего де Правес.

Здесь выделяется красивейшая барочная резьба сидений хоров XVIII века (южноамериканское красное дерево) работы Педро Дуке Корнехо, изображающая сцены из Ветхого и Нового Заветов, жития Девы Марии и кордовских святых мучеников.




   




   




   




   

В стиле барокко выполнены также резные кафедры (амвоны) работы Мишеля де Вердигье.
    Иконостас с резьбой из каркабуэйского мрамора включает полотна Антонио де Паламино и позолоченные деревянные скульптуры Педро де Паса.




   




   



Декор алтарной части Собора:


   


   


   







Отдельно от центрального ансамбля, слева от киблы, находится Ризница, также носящая название Часовни Святой Терезы и сооруженная в 1703 году. Здесь похоронен кардинал и епископ Кордовы Педро де Саласар, инициатор строительства часовни.


   

Через одну из боковых дверей можно пройти в помещения, где хранится ценнейшая церковная утварь Собора. Среди многочисленных сокровищ выделяется так называемый "Ковчег Арфе" - чеканный серебряный макет готического собора высотрой более 2 метров, выполненный Энрике Арфе. Начиная с 1518 года, эта дарохранительница ежегодно выносится в процессии в День Тела Господня, отмечаемый в четверг, следующий за Днем Святой Троицы.


   

Великолепный купол Собора
(чтобы его сфотографировать, моей любимой супруге пришлось буквально лечь на пол,
поэтому в благодарность за этот героический поступок я размешаю здесь и фото автора
этих фотографий):







Витражи:


   

Орган:





Королевская часовня была сооружена в 1248 году по указу короля Альфонса Х и предназначалась под его будущий мавзолей, однако этому не суждено было сбыться, и в часовне разместилась ризница прилегающей часовни Вильявисьоза. Её характерная гипсовая лепнина в стиле мудехар напоминает гранадское зодчество династии Назаридов.
    К сожаленю, когда мы были в Соборе, эта Королевская часовня была закрыта, но кое что все-таки удалось сфотографировать. Наверное, это и есть тот самый Альфонс Х:


   

В Часовне Вильявисьоза размещены интересные статуи католических святых, некоторые из которых, например Святой Антоний Падуанский или Святой Доминик, вполне узнаваемы по соответствующим им атрибутам. Так, трудно с кем-либо перепутать Св. Антония (он всегда изображается с ребенком на руках, что я усвоил после посещения Падуи) или основателя Ордена доминиканцев - "Псов Господних" ("Domini Canes") - Св. Доминика, с характерной собачкой с факелом в зубах (герб Ордена):


   

Впрочем, и остальные святые вполне узнаваемы, а для несведущих в истории христианства, на постаментах есть соответствующие надписи:


   


   



А вот этого забавного персонажа с оттопыренными ушами, аккуратной бородкой и опухшими (видимо от пьянства) веками я не опознал:



Очевидно, что это какой-то из многочисленных пап Римских (тиара на голове, ключи Святого Петра в руке), но вот какой именно? Буду признателен, если кто-нибудь из моих читателей поможет мне найти ответ на этот вопрос.

Также очень интересно, что это за странный кабальеро в широкополой шляпе по моде XVII века, конь которого попирает копытом поверженного соперника, рядом с которым лежит еще один враг в явно не мусульманском шлеме?



Рассказы про Кордову на этом не заканчиваются.

В следующий раз я расскажу вам про Королевский Алькасар Кордовы, а также предложу прогуляться по историческому центру города - средневековому кварталу Худерия и его окрестностям.

Так что, продолжение следует...

Ссылок на свои посты я обычно не делаю. Но если вам интересно, то вы можете воспользоваться соответствующими тэгами моего журнала (в данном случае - "Кордова", "Андалузия" и "Андалузские приключения").



Сергей Воробьев - sergeyurich.

Андалузия, архитектура, скульптура, Кордова, мудехар, история, Испания, готика, барокко

Previous post Next post
Up