РОСТОВ ВЕЛИКИЙ (посвящается памяти моего друга - Игоря Бойцова). Часть 1.

Jan 16, 2021 14:02



РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
( поездка выходного дня 4-6 октября 2020 г.)

Этот большой пост посвящается памяти моего друга Игоря Бойцова ("durasik"), скоропостижно скончавшегося 9 января 2021 года, замечательного искреннего человека, историка и археолога, умевшего жить и дружить. Поездка в Ростов Великий была нашей последней совместной экспедицией, которых было очень много, в чем каждый может убедиться, читая мои отчеты о поездках по России.
      Светлая память этому светлому человеку!!!



Вступление

В последний раз я был в Ростове Великом лет пять назад и помню, что он - один из древнейших русских городов, именующий себя «жемчужиной Золотого Кольца», поразил меня своей крайней запущенностью и неустроенностью.
        И вот, мы с друзьями решили совершить небольшую двухдневную поездку в этот город, во многом, для того, чтобы сравнить его нынешнее состояние с той разрухой, что была в Ростове еще совсем недавно.
        Скажу сразу, что определенные позитивные изменения есть, хотя, конечно же, учитывая огромнейший туристический потенциал города, поле для работ по благоустройству там почти что непаханое. Нет, в плане туристической инфраструктуры в Ростове все обстоит более-менее благополучно: достаточно большой выбор отелей на разный вкус и кошелек, множество едальных заведений с весьма умеренными (по сравнению с московскими) ценами и неплохим меню.


          Видно, что проведены значительные работы по благоустройству исторического центра города, правда, как мне показалось, коснувшиеся только территории возле Кремля, Соборной площади, пары близлежащих улиц и городского сада. И даже несколько необычной конструкции фонари, не так давно установленные в центре Ростова, которые, по утверждению ростовской администрации, являются репликой тех фонарей, что освещали городские улицы в конце XIX - начале ХХ в., у меня не вызвали отторжения, как у блогера Ильи Варламова, подвергшего их жесткой критике в одном из своих постов.

Вот один из таких фонарей на фоне Святых ворот Ростовского кремля
(ул. Каменный мост; фото от входа отеля «Боярский двор»,
в котором мы останавливались в Ростове на двое суток):



И, тем не менее, просто режет взгляд любого историка (а мы с моей супругой Светланой и нашим другом Игорем являемся именно историками), да и просто любителя старины и архитектуры, состояние большого количества зданий (в основном типичных городских усадеб или доходных домов), многие из которых относятся к XVIII - XIX векам. Большинство из них, как и пять лет назад, в полуразрушенном состоянии или заброшены, как будто бы до них никому нет никакого дела. Редко где можно увидеть признаки хоть каких-то реставрационных работ, если речь о гражданской, а не культовой архитектуре (с последней, все-таки, ситуация получше). А ведь мы сейчас говорим об историческом центре города!
       Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что, наконец-то, в относительный порядок привели комплексы Мытного и Гостиного двора. Насколько я помню, пять лет назад они представляли из себя более чем печальное зрелище. Остается надеяться, что работы по благоустройству города будут продолжены, и, что очень важно, с соблюдением правил исторической и архитектурной реконструкции (прямо так и слышу, как мой друг археолог Игорь Бойцов добавляет от себя: «И археологической тоже!» При этом, я с ним совершенно солидарен).
       Впрочем, этот своеобразный отчет о «поездке выходного дня» будет довольно большим по объему (и с множеством авторских фотографий). Поэтому, предлагаю вам, мои уважаемые друзья и читатели, двигаться в определенном порядке. А начну я, пожалуй, с небольшой исторической справки о Ростове. Если же, кому-то это не интересно, или же этот кто-то предпочитает обходиться информацией, подчерпнутой из Википедии, то следующий раздел данного поста, можно пропустить.

Ростов Великий
            Небольшая историческая справка

Как уже говорилось во вступлении, Ростов - один из древнейших русских городов. Впервые он упоминается в летописях под 862 годом в связи с летописной историей о призвании Рюрика, который посадил в Ростове своих наместников, тем самым включив Ростовскую землю в состав своей полуварварской державы с центром в Новгороде, охватывавшей значительные территории северо-западной и северо-восточной Руси с этнически пестрым населением (славяне, балты, финно-угры).
         Однако земли возле озера Неро были населены задолго до первого упоминания Ростова в письменных источниках, что подтверждается археологическими данными. Так у деревень Демьяны, Коленово, Дертники были обнаружены курганы и селища дьяковской культуры (середина I тысячелетия н.э.), а недалеко от станции Деболовской на берегах реки Сары, впадающей в озеро Неро, находится «Саровское городище» на месте поселения VI - XI вв. В летописях говорится, что «перьвии насельницы в Ростове меря». И в дальнейшем в летописных источниках неоднократно упоминается, что эти земли были населены финно-угорским племенем меря, а сам Ростов называется как «Ростов мерьский». Лишь в конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне - кривичи и вятичи, а также полиэтнические новгородцы - словене ильменские, финно-угорские чудь, весь, возможно, водь и ижора, а также балтское племя голядь.
         Так или иначе, но уже в Х веке мерянско-славянский Ростов становится одним из самых крупных городов на северо-востоке Древнерусского государства. Пока политическим центром этого государства являлся Киев, ростовские земли оставались далекой окраиной («украиной»), «Залесьем», мало интересовавшим князей-рюриковичей, стремившихся закрепиться в главных тогда центрах - прежде всего в Киеве, Чернигове и Переяславле Русском. И даже первый независимый князь Ростова - Юрий Владимирович Долгорукий, при котором Ростовское княжество расширилось, а сам Ростов получил прозвание - Великий, всю жизнь стремился получить в свои руки великое киевское княжение. Да и, опасаясь козней могущественного ростовского боярства, Юрий Долгорукий перенес столицу своего княжества из Ростова в Суздаль, отсюда и княжество стало называться Ростово-Суздальским. Не слишком жаловал Ростов и старший сын Юрия - Андрей Боголюбский, сделавший своей столицей Владимир на Клязьме. Он, по словам летописца, «хотя самовластец быти», пытался построить на Руси самодержавное государство, тем самым опередив ход исторических событий на несколько столетий, за что и поплатился своей жизнью (Андрей Боголюбский был убит в 1174 году своими же приближенными). Но к этому времени геополитический центр Руси уже переместился на северо-восток, а главным, великокняжеским городом стал уже не Киев (к тому же разоренный войсками Андрея Боголюбского в 1169 году), а Владимир.
         В период княжеских междоусобиц, охвативших во второй половине XII - начале XIII вв. Северо-восточную Русь, Ростов и Владимир боролись за первенство. В 1216 году после победы над своим братом владимирским князем Юрием в кровопролитной битве на Липице ростовскому князю Константину Всеволодовичу удалось сделать Ростов, хотя и на короткое время, великокняжеским городом, которому подчинялись Владимир, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и Москва, не говоря уже о более мелких городах Северо-восточной Руси. В это время Ростов становится также и крупнейшим религиозным центром. А по Которосли к Ростову плыли торговые гости с товарами из разных стран. Несмотря на то, что после смерти князя Константина (1218 г.) столица вновь вернулась во Владимир, Ростов продолжал оставаться самым большим и богатым городом Владимирского великого княжества.
         В 1238 году в битве на реке Сить русские дружины, среди которых была и ростовская, потерпели жестокое поражение. Среди пленников, попавших руки захватчиков, казался и тяжелораненый ростовский князь (Василько) Василий Константинович. На предложение врагов перейти на их сторону Василько отказался и был зверски ими замучен.
         В XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья, начиная с Ивана Калиты, постепенно присоединяли к своим владениям раздробленные ростовские земли, о которых в те времена говорили: «В ростовской земле князь в каждом селе».  Однако, потеряв политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из религиозных центров Руси. Так, Сигизмунд Герберштейн, побывавший здесь в XVI веке, писал: «Город и крепость Ростов - местопребывания епископа, считается в числе знаменитых и более древних княжеств России после Новгорода Великого». В конце XVI века, когда в России было учреждено патриаршество, ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе в те времена шло активное строительство церковных и гражданских зданий. Через Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными городами и Белым морем, что способствовало развитию торговли.
         Во время польской интервенции в 1608 году отряды Сапеги и Лисовского после ожесточенного боя ворвались в город и почти полностью разрушили его. При этом в плен к полякам попал ростовский митрополит Филарет (Федор Никитич Романов, отец первого царя династии Романовых Михаила Федоровича). Видимо, памятуя об этом, по приказу Филарета, по возвращении из плена ставшего патриархом и фактически правителем России при своем сыне царе Михаиле, Ростов стал не только восстанавливаться, но и укрепляться. В 1631-1633 гг. он был обнесен мощными земляными валами. Длина валов равнялась 2,7 км, высота - до 9 м. Валы имели тайные ходы и трое ворот: Фроловские - на Ярославскую дорогу, Борисоглебские - на Борисоглебский монастырь и Петровские - на Москву. Вскоре, однако, крепостные сооружения начали разрушаться, а поскольку оборонительное значение они утратили, то более не восстанавливались. Тем не менее, по всему историческому центру Ростова и сейчас можно увидеть многочисленные остатки этих старинных валов.

Вот, к примеру, валы со рвами, хорошо сохранившиеся вокруг
самой старинной из сохранившихся в Ростове церквей - Вознесенского храма:







Во второй половине XVII века в Ростове начинается большое строительство. Возводятся каменные храмы, монастыри, гражданские здания. Ростовский митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное по тем временам возведение целого комплекса митрополичьего двора с крепостными стенами и башнями, получившего потом название Ростовского кремля. Строительство, начатое в 70-х гг. XVII в., продолжалось около 30 лет.

Стены и башни Ростовского кремля:













Вид Ростовского кремля со стороны озера Неро:





Неподалеку от митрополичьего двора находилась городская торговая площадь. На ней в конце XVII века, на месте сгоревшей деревянной, была построена каменная церковь Спаса на Торгу.

Церковь Спаса на Торгу (1685 - 1690-е гг.):



Нынешнее состояние этой замечательной церкви - одного из последних произведений ростовской архитектурной школы, к сожалению, оставляет желать лучшего:





Центральную часть города полукольцом охватывал посад, где жили мелкие торговцы, ремесленники и горожане, обслуживавшие митрополичий двор и торговлю. За посадом располагались слободы, среди которых выделялись Варницкая, где варили соль, и Рыбная.
    В 1787 году митрополия была переведена в Ярославль и религиозное значение Ростова упало. Кремлевские постройки стали приходить в запустение. Некоторые помещения были переделаны под жилье, некоторые превращены в склады. Лишь в 80-90-х гг. XIX в. началось восстановление полуразрушенных зданий кремля.
Однако именно в это время, когда многие старинные русские города по распоряжению Екатерины II получили план «регулярной» застройки, был перепланирован и древний Ростов. Современная планировка города, ну или, по крайней мере, его исторической части, в целом сохранилась с конца XVIII века.
          О советском периоде истории Ростова я здесь рассказывать не буду, поскольку для меня это не интересно. Хотя, впрочем, добавлю, что после ужасного смерча (урагана, или как это еще называется) августа 1953 года, именно советские архитекторы-реставраторы возродили полуразрушенный Ростовский кремль, вернув ему исторический облик (к примеру, покрытые лемехом завершения кремлевских башен, да и не только это).
          Ну, раз уже речь зашла о Ростовском кремле, то, я считаю, нужно обязательно посвятить ему следующий раздел этого поста.

Митрополичий двор, Соборная площадь и Ростовский кремль

Ансамбль Ростовского митрополичьего двора XVI - XVII веков расположен в самом центре города, у озера Неро. С севера к нему примыкает Соборная площадь с Успенским собором и звонницей, а с юга - митрополичий сад.
    Сохранившийся до наших дней Успенский собор стоит на месте, где еще во времена принятия христианства была деревянная церковь, о которой в летописи говорится: «Чудна зело и преудивленна, яко же не была и не вем будет ли». В 1160 году церковь сгорела, а через год Андрей Боголюбский заложил каменный собор, оконченный в 1162 году. Во время пожара 1204 года собор рухнул, но через некоторое время был восстановлен. Вторично собор пострадал от пожара в 1408 году.
    Дошедший до нас Успенский собор во многом сходен с одноименными Владимирским и Московским соборам. Это монументальное здание, выполненное в простых и благородных формах, имеет высоту с крестом 60 метров. Успенский собор является связующим звеном между архитектурой домонгольского периода и московской архитектурой XVI - XVII веков.









Если снаружи собор выглядит вполне благополучно, то его интерьеры ничего, кроме чувства горького сожаления, вызвать не могут. От росписи XVII века почти ничего не осталось, шестиярусный иконостас зияет дырами и находится в весьма плачевном состоянии. Судя по строительным лесам, работы по реставрации интерьера храма ведутся, но каков будет их результат, остается только догадываться.

Звонница Успенского собора построена в 1682-1687 годах. Вначале она была трех- пролетной, позднее к северному торцу пристроили пролет для самого большого колокола весом в 32 тонны. Аркада звонницы стоит на высоком подклете и увенчана четырьмя главами.









Для звонницы были отлиты 13 колоколов. Некоторые из них получили имена. Так самый большой называется Сысой (в честь отца митрополита Ионы), другие - Лебедь, Полиелейный, Баран, Козел. Мастерами, отлившими эти огромные колокола с совершенно точным звучанием были ростовчане Фрол Терентьев, Филипп и Киприян Андреевы и Емельян Данилов.







Соборная площадь, на которой стоят Успенский собор и звонница, издавна была центром Ростова. Здесь собиралось городское вече, решались вопросы войны и мира. Отсюда уходили дружины на битвы с врагами, тут же встречали вернувшихся воинов.
    К югу от Соборной площади еще в XII веке находился деревянный Владычный двор и княжеские хоромы. В XVI веке на их месте возникли каменные постройки, так называемые Иераршие палаты и Княжьи терема, которые затем вошли в ансамбль Ростовского кремля. Кремль начал строится в 1670 году и был завершен на рубеже XVII - XVIII веков. Он обнесен каменными стенами с башнями и в плане представляет почти квадрат с выступом в юго-восточной части, где находился Григорьевский монастырь (в нем получил образование Сергий Радонежский).
    Стены имеют 11 башен. Две пары их стоят по бокам надвратных церквей, пять башен круглые - угловые и две квадратные - посредине восточной и южной стен. Стены и башни выглядят как крепостные сооружения. Однако назначение их не только оборонительное. Они еще и объединяют все постройки митрополичьего двора в единое целое. Крытые переходы в арках стен, проходы в башнях действительно соединяют здания кремля. В кремль вели четверо ворот: главные, Святые, под церковью Воскресения Христа, - к Успенскому собору; в Западной стене под церковью Иоанна Богослова - к конюшенному двору, ворота южной стены - на дровяной склад, а восточной стены, Водяные, - к озеру, откуда в кремль возили воду.



Церковь Воскресения Христа над Святыми воротами построена в 1670 году (кстати, надвратный тип храма в ростовской архитектуре впервые появился в постройках Борисоглебского монастыря, о котором речь впереди).
    Церковь имеет высокий подклет, над ним возвышается само здание, увенчанное пятиглавием. Центральный барабан - световой, а малые - декоративные. Благодаря общности архитектурных форм и деталей обработки церковь органически вписывается в ансамбль Соборной площади. По обеим сторонам фасада стоят выдвинутые немного вперед две круглые башни. Вместе с возвышающимся кубом здания и главами они создают выразительный силуэт. Нарядные наличники окон, резной камень, изразцы, аркада галереи придают сооружению парадность.













Церковь Одигитрии, расположена у северной стены, западнее церкви Воскресения. Построена она уже после смерти митрополита Ионы его преемником Иосафом в 1698 году в стиле нарышкинского барокко. Стены расписаны по кирпичу без штукатурки в три цвета, что создает впечатление граненой поверхности.







Одной из самых совершенных в Ростовском кремле является надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.). Этот храм во многом сходен с церковью Вознесения: он также стоит на высоком подклете, также имеет по сторонам выступающие вперед круглые башни. Однако основная часть храма вытянута вверх, что придает постройке легкость, изящество. Это еще больше подчеркивают удлиненные барабаны.









Южнее церкви Иоанна Богослова расположено здание Красной палаты, выстроенное в 70-х гг. XVIIвека.



Впрочем, о Ростовском кремле я уже рассказал достаточно, хотя и не перечислил и не показал все его достопримечательности. Думаю, что для читателей, которые еще не были в Ростове, уже одного этого должно хватить, чтобы у них возник интерес к этому старинному русскому городу.
    Перейдем теперь к рассказу о ростовских достопримечательностях, расположенных в некотором отдалении от кремля и Соборной площади.

Продолжение следует...
    Сергей Воробьев.

архитектура, Ростов Великий, память, Россия, история, друзья

Previous post Next post
Up