Большое (около 1300 жителей в настоящее время) старинное село Ярополец, расположенное в 13 км от Волоколамска, насчитывает, согласно археологическим данным, около тысячи лет истории, хотя впервые упомянуто в письменных источниках под 1551 годом.
Более всего это село известно тем, что на его территории находятся сразу две дворянские усадьбы - графов Чернышевых и Загряжских - Гончаровых, ну и, разумеется, тем, что здесь дважды побывало «солнце русской поэзии» - Александр Сергеевич Пушкин.
Об усадьбе Чернышевых и расположенной рядом интереснейшей Казанской церкви я расскажу в следующий раз (так что, кому эта тема интересна, следите за новыми публикациями в моём блоге).
А сейчас речь пойдет об имении, связанном с именем А. С. Пушкина.
Поскольку нас интересует прежде всего история архитектурного ансамбля усадьбы, который, хоть и со значительными переделками, но все же дошел до нашего времени, опустим XVI и большую часть XVII веков, и начнем краткое рассмотрение истории имения с того момента, когда в 1684 году по указу полновластной правительницы Российского царства Софьи Алексеевны Ярополец за "заслуги" перед Россией был пожалован отставному малороссийскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко.
На покое гетман прожил в Яропольце 14 лет, здесь же в 1698 году умер и был похоронен. Вот часовня над могилой Дорошенко (построена в ампирном стиле в 1844 году, разрушена в 1953 г., воссоздана в 1999 г.):
При Дорошенко весь Ярополец был деревянным, каменное строительство началось позже, когда внучка гетмана Екатерина Александровна вышла замуж за екатерининского генерал-поручика Александра Артемьевича Загряжского (1715 - 1786 гг.), приходившегося родственником могущественному фавориту Екатерины II светлейшему князю Г. А. Потемкину-Таврическому.
Генералу Загряжскому Ярополец достался к качестве приданого, и он задумал (возможно, после визита самой императрицы) превратить его в современный дворцово-парковый ансамбль, перестроив в камне в соответствии с архитектурной модой конца XVIII века.
Строительство господского дома было начато еще при жизни А. А. Загряжского, в первой половине 1780-х годов, а продолжено уже его наследниками в 1790-е годы.
Так до сих пор точно и неизвестно, кто был автором проекта господского дома усадьбы. Исследователями называются имена Е. Назарова, А. Бакарева, И. Еготова. Есть даже маловероятное предположение, что руку к нему приложил сам Растрелли.
Но, тем не менее, нужно отметить, что и сам господский дом и прилегающие к нему постройки усадьбы очень удачно сложились в единый архитектурный ансамбль.
К этому ансамблю принадлежит и церковь Иоанна Предтечи, построенная в барочном стиле на месте прежнего деревянного храма в 1771 - 1775 годах, но перестроенная в 1808 году уже в стиле классицизма.
В 1807 году внучка А. А. Загряжского Наталья Ивановна вышла замуж за промышленника Н. А. Гончарова, а в 1821 году супруги Гончаровы стали полноправными владельцами усадьбы в Яропольце. Одна из их дочерей - Наталья Николаевна (Натали) стала женой А. С. Пушкина, поэтому неудивительно, что наш главный национальный поэт посещал эту усадьбу, но, правда, всего лишь дважды, в 1833 и 1834 годах, даже оставшись здесь переночевать.
Натали провела в Яропольце все свое детство.
Вот её детский портрет, принадлежащий кисти неизвестного художника (1820-е гг.):
А это, наверное, самый известный портрет Натали работы А. П. Брюллова:
На доме, в котором ночевал Пушкин, укреплена соответствующая мемориальная доска:
А перед парадным входом установлен бюст поэта (как мне показалось, не слишком удачный):
Наверное, было бы правильным здесь как-нибудь отметить и жену Пушкина, хотя к Натали у меня, как и многих поклонников гения русской поэзии, отношение, мягко говоря, не самое благоприятное.
При посещении усадьбы Гончаровых мне впомнилось одно из моих любимых стихотворений Андрея Дементьева "А мне приснился сон, что Пушкин был спасен...", а именно такие строки:
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен...
Впрочем, посетив Ярополецкую усадьбу своей тёщи (тесть к этому времени уже почил в бозе), Пушкин оставил о ней не самые благоприятные воспоминания.
Он написал, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце». И что, главным его приобретением стали книги, обнаруженные им в заброшенной библиотеке имения: «Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен».
И все же, именно тот факт, что эта усадьба была связана с именем Пушкина, во многом уберегло её от полного разорения после революции 1917 года.
Гончаровы владели имением вплоть до революции, ну а после прихода к власти большевиков, усадьба была, разумеется, национализирована. Однако, несмотря на все более громко звучавшие среди представителей новой власти призывы «отречься от старого мира» и «скинуть Пушкина с корабля современности», нашлись и такие большевики, которые понимали, что без наследия прошлого никакого будущего построить не получится. И усадьба была объявлена «памятником культуры», и даже, несмотря на то, что в ее постройках расположились школа и правление колхоза, комнату, в которой однажды переночевал Пушкин, не тронули. Может быть, определенную роль сыграло и то, что последняя владелица усадьбы Елена Борисовна Гончарова (урожденная княжна Мещерская) еще до революции, в 1915 году, организовала в ней четырехклассную земскую школу, а после 1917 года даже работала в Наркомпросе (хотя позже все же, не вынеся тяготы быта первых лет Советской власти, эмигрировала и умерла в Париже в 1928 г.).
Конечно же, от интерьеров почти ничего не осталось, мебель, картины и прочие предметы обстановки были переданы краеведческим музеям (в основном, Волоколамскому), но хорошо уже хотя бы то, что усадьбу не постигла судьба многих других архитектурных памятников дореволюционной России, её не сравняли с землей как пережиток прошлого, и она в своем внешнем виде дошла до нас, каковой была в начале XIX века.
Значительный ущерб имению Гончаровых был причинен поздней осенью - зимой 1941 года во время немецкой оккупации Волоколамской земли и ожесточенных боев как во время немецкого наступления, так и контрнаступления Красной армии в декабре 1941 - феврале 1942 г., в результате которого Ярополец был освобожден (кстати, это село имеет почетный статус "населенный пункт воинской доблести").
В течение 15 лет после Победы имение находилось практически в руинированном состоянии.
Реставрационные работы здесь начались в 1960 году. И к настоящему времени усадьба Гончаровых, по крайней мере, внешне находится в более-менее приличном состоянии, хотя явно нуждается в обновлении.
Вот только то, что в ней располагается дом отдыха, принадлежащий МАИ, мне не кажется правильным. Возможно, в 1960 - 1990-е годы это и спасало усадьбу от полного запустения, но ныне никак не способствует сохранению важного памятника истории и архитектуры, которым, несомненно, является эта усадьба.
Тихая речка Лама позади усадьбы Гончаровых:
Судьба второй усадьбы Яропольца, принадлежавшей семейству графов Чернышевых, более печальна.
Но о ней я расскажу в следующий раз.
В очередной раз благодарю за организацию поездки в Ярополец моего друга археолога Игоря Бойцова (
durasik ), а также спутников, составивших замечательную компанию - Владимира Д`Ара (
vladimirdar ) и Марию Порошкину (
Мария Порошкина).
Все фотографии, сделанные с квадрокоптера, которые вы видели в этом посте, принадлежат именно
durasik.
Другие мои посты о Волоколалмком и Клинском районах Москвоской области можно почитать здесь:
https://sergeyurich.livejournal.com/1408786.html https://sergeyurich.livejournal.com/1414080.html https://sergeyurich.livejournal.com/1415796.html https://sergeyurich.livejournal.com/1419495.html Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует…