Роман Федорович Унгерн фон Штернберг принадлежал к воинственному рыцарскому роду, известному со времен Крестовых походов. Родился он в 1895 году в Австрии, но через два года семья его переехала в русский тогда Ревель (нынешний Таллин).
На рубеже XIX-XX веков в умах русских мыслителей зарождалась евразийская идея. Барону Унгерну суждено было стать первым и пока что единственным евразийцем-практиком.
Оригинал статьи на моем авторском сайте
"Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах" С детства мечтавший о путешествиях и приключениях, барон Унгерн стал офицером Забайкальского казачьего войска. На сибирской земле он превратился в лихого наездника и совершенно равнодушного к комфорту человека.
На фронтах Первой мировой Унгерн получил Георгиевский крест и чин есаула. А после октября 17-го отправился в Маньчжурию, где обосновался его фронтовой друг атаман Семенов, ставший правителем восточных окраин России.
Здесь Унгерн и задумал свой «крестовый поход» для реставрации свергнутых монархий и утверждения на всем Евразийском континенте «желтой» культуры азиатских народов, не утративших своих вековых устоев. Исходным ядром новой державы должна была стать Монголия, «центром тяжести» - Китай, духовной основой - ламаизм, призванный духовно обновить Старый Свет.
В Даурии барон сформировал свою знаменитую Конно-Азиатскую дивизию, состоявшую из казаков, бурят, монголов и целого десятка других народов Востока. Монголы называли его Цаган-Бурханом, «Богом Войны», и считали воплощением Махакалы-идама, ламаистского божества о шести руках, жестоко карающего врагов «желтой веры».
Знавшие барона Унгерна отмечали его большую личную храбрость и неустрашимость. Он не побоялся, например, побывать в осаждённой Урге, где китайцы дорого бы заплатили за его голову. Произошло это следующим образом. В один из ярких, солнечных зимних дней барон, одетый в свое обычное монгольское одеяние - в красно-вишневый халат, в белой папахе, с ташуром в руках, просто въехал в Ургу по главной дороге, средним аллюром. Он побывал во дворце главного китайского сановника в Урге, Чен-И, затем мимо консульского городка вернулся в свой стан. На обратном пути, проезжая мимо тюрьмы, он заметил, что китайский часовой здесь мирно спал на своем посту. Это нарушение дисциплины возмутило барона. Он слез с коня и наградил спавшего часового несколькими ударами плети. Проснувшемуся и страшно испуганному солдату Унгерн пояснил по-китайски, что часовому на карауле спать нельзя и что он, барон Унгерн, наказал его за это. Затем он сел снова на лошадь и спокойно поехал дальше.
И. И. Серебренников, «Гражданская война в России: Великий отход»
Произведенный Семеновым в генерал-майоры, «дикий барон» выбил китайцев из Монголии, и 21 мая 1921 года двинулся на Москву.
…в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно - законный хозяин Земли Русской Император Всероссийский Михаил Александрович… В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна - смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем…
Из приказа № 15 барона Унгерна «русским отрядам на территории Советской Сибири», 21 мая 1921 года
Войска Унгерна насчитывали не более 5 тысяч сабель. Конечно, он был обречен…
Разбитый Унгерн хотел уйти в Тибет, чтобы вместе с остатками войска поступить на службу к Далай-Ламе. Но отчаявшиеся монголы отдали своему «Цаган-Бурхану» последние поклоны и оставили его связанным в юрте, а сами умчались в степь. 22 августа несостоявшегося Чингисхана обнаружил красный разъезд…
26 августа 1921 года Ленин передал по телефону своё мнение о деле барона: «Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения, и в случае если доказанность полнейшая, в чём, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять».
Барон Унгерн на допросе в Иркутске. Сентябрь 1921 года
Доставленный в тогдашнюю столицу Сибири - Новониколаевск, барон Унгерн 15 сентября был осужден и приговорен к смерти.
На суде Унгерн своей вины не признал. «…Считает себя призванным к борьбе за справедливость и нравственное начало, обоснованное на учении Евангелия. Свои жестокости и террор в отношении людей не считает противоречащими учению Евангелия», - говорится в материалах следствия.
Вечером того же дня стрелковый взвод привел приговор в исполнение.
Так погиб человек, поднявший восстание против современного мира.
P.S.
25 сентября 1998 года Президиум Новосибирского областного суда отказал в реабилитации барона Унгерна Р. Ф., несмотря на ложность многих обвинений: в истреблении целых селений, уничтожении евреев, в действиях «на пользу захватнических планов Японии» и т. д. (Кузьмин С.Л. История барона Унгерна. Опыт реконструкции. М.: КМК,2011).
Панмонголизм
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно…
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
Владимир Соловьев, 1 октября 1894