Утром 27 октября 1940 года советские граждане с неприятным волнением прочитали в "Правде" следующее правительственное постановление, делавшее их жизнь не лучше и веселее, как обычно, а хуже и грустнее:
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1940 г. № 638
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНИХ ШКОЛ И В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙУчитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик,- 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,- 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных - 500 рублей в год.
4. Плата за обучение взимается в соответствующие учебные заведения два раза в год: 1 сентября и 1 февраля. Примечание: За первое полугодие 1940 - 1941 учебного года - плата за обучение вносится не позже 1 ноября сего года.
5. Плата за обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.
6. Установить, что с 1 ноября 1940 года стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В. МОЛОТОВ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
М. ХОЛМОВ
Теперь мы знаем, что в первоначальном варианте решения делалась оговорка: "От платы за обучение в 8-10 классах средних школ освобождаются: дети Героев Советского Союза, красноармейцев и краснофлотцев, состоящих на действительной воинской службе, и пенсионеров". Но из итогового текста постановления этот пункт был вычеркнут. Уж очень нужны были стране рабочие руки. Тут не до потомства героев и красноармейцев.
Впрочем, список исключений вскоре был всё же составлен. В ноябре 1940 года от платы за обучение освободили всех, кто учился в заведениях гражданского воздушного флота - эта важнейшая отрасль народного хозяйства требовала много специалистов. А в декабре право на бесплатное образование получили детдомовцы, а также дети инвалидов и пенсионеров, если пенсия была единственным источником их существования.
Оставалось бесплатным и обучение в военных учебных заведениях.
Как же сказалось постановление родного правительства на возможностях граждан получить среднее и высшее образование?
В 1940 году средняя зарплата по стране составляла 339 руб.
Таким образом, установленная плата за обучение выглядит, вроде бы, не столь уж и обременительной для среднестатистического советского гражданина того времени. Реалии жизни, однако, были другими. В том же 1940 году саратовский служащий Генин прислал Молотову письмо, в котором жаловался на бедственное материальное положение своей семьи. При окладе 450 рублей после вычетов и добровольно-принудительной подписки на госзаем он получал на руки 385 рублей. Между тем только на оплату жилья и питания требовалось 600 рублей в месяц. По словам Генина, в своем горе он был не одинок: "В одном со мной доме живет учитель с семьей, у которого такой же маленький заработок в 500 руб. Часто бывая друг у друга, я знаю, как он живет. Откровенно говоря, этот учитель редко бывает вне школы, вот уже 2-й месяц он ходит без белья. Он брюки надевает прямо на голое тело. Одежда у него очень ветхая. Семья не лучше моей - оборванная".
Для этих людей отдать даже половину месячной зарплаты за обучение ребёнка было неподъёмной задачей. А семьи тогда между прочим были, как правило, многодетные.
Среднестатистический колхозник в 1940 году и вовсе получал на руки деньгами 20-30 рублей в месяц.
О трудоустройстве детей бедняков, которым отныне был закрыт доступ к среднему и высшему образованию, родное государство уже позаботилось, приняв тремя неделями ранее другое постановление, предусматривавшее принудительную организацию детского труда. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О государственных трудовых резервах СССР" от 2 октября 1940 года гласил, в частности:
"7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет - в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14-15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16-17 лет - в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР"
Разумеется, в официальной печати было обойдено глухим молчанием то, что введение платного образования прямо противоречило "самой прогрессивной и демократичной в мире" Конституции СССР 1936 года:
СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Особенно советская власть не нуждалась в образованных русских людях - для русского населения никогда не делалось никаких уступок, поблажек и компромиссов по национальному признаку. Тогда как численное увеличение образованных "национальных кадров" в республиках, в принципе, приветствовалось. В 1943 году СНК СССР принял Постановление № 213, которым освобождалась от платы за обучение часть студентов в Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР, в Кабардинской АССР.
Для всех остальных граждан страны плата за обучение была отменена лишь после смерти Сталина («Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» от 6 июня 1956 года).
P.S.
Платное обучение в советских ВУЗах в 1940 году не являлось новостью. Ещё в апреле 1924 года руководство страны приняло решение об установлении платы за обучение в ВУЗах для того, чтобы закрыть в них дорогу "социально чуждому элементу". Хотя формально платить должны были все, сумма оплаты весьма разнилась в зависимости от того, к какой социальной категории принадлежал студент. Для выходцев из рабоче-крестьянской среды плата составляла 25 рублей в год, а для прочих могла доходить и до 300. Уцелевшие "спецы" из "бывших" в то время в большинстве своём состояли на должностях мелких служащих с зарплатой не выше 30 рублей в месяц, так что с гнилой традицией высшего образования в их семьях было решительно покончено.