Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1975-1980гг

Aug 28, 2014 09:04

Примечание: конспект подготовлен на основе книги Фролова А.А. "А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)".

Школа и воспитание

Важное направление в социально-педагогической теории и практике могло развиться на основе предусмотренного постановлением съезда КПСС 1976 г. возрастания роли трудовых коллективов в жизни страны и «комплексного подхода к воспитанию» (единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания).

Предусмотренное Проектом Конституции 1977 г. положение: «запрещение детского труда» (необходимое для стран, где широко применяется эксплуатация детского труда) -  лишь под давлением общественности было дано в формулировке: «…запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием» (статья 42).

В ходе полемики по этому вопросу С.Г. Икрянников, В.Ф. Карманов, И.С. Синицын приняты в АПН ее президентом В.Н. Столетовым. Он им, в частности, сказал: «Запрет труда до 16 лет - наше социальное завоевание...… Какой это коммунизм, если школьники будут работать?»

Разлагающая атмосфера кажущегося благополучия и формализма в воспитании, разлад между развитием «сознания» и жизненной практикой педагогов и школьников пагубно отражались на обучении. Немыслимых пределов достигла «процентомания», обман государства, родителей и учащихся в оценке «успеваемости», учебной деятельности школы.  Все это происходило при бурном развитии многообразных форм «воспитательной работы» в школе и внешкольной деятельности: межшкольные учебно-производственные комбинаты, клубы по интересам учащихся, идеологизированные празднества, военизированные игры-соревнования, спортивные организации, летние «лагери труда и отдыха»,  объединения школьников по месту жительства и др. Кое-где действовали учебные цехи и участки на предприятиях, ученические сельскохозяйственные производственные бригады и лесничества.

Серьезные недостатки в «идеологической, политико-воспитательной работе» («абстрактное просветительство, «беспредметная словесность» и др.), в деятельности школы,  особенно в подготовке учащихся к труду, в сфере материального производства, - побудили руководство страны принять специальные постановления об этом в декабре 1977 г. и апреле 1979 г («О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы.» Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года).  Предпринята попытка «вызванного самой жизнью поворота школы», направленного на «дальнейшее сближение школы с производственной сферой, на активизацию воспитательной функции школы» (Народное образование в СССР. Под ред. М.А. Прокофьева.  Колл.авторов. М., 1985, с. 32). Подняты проблемы «активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу», повседневного единства слова и дела. Ставилась задача развивать общественную активность молодежи, «воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа», укреплять связь школы, семьи и общественности.



А.А. ЗахаренкоНекоторые качественные изменения к лучшему в воспитании происходили на основе трансформации самого типа школы. Расширилась сеть «школ с продленным днем», стали возникать «школы-комплексы», объединяющие на базе школы местные учреждения общественного воспитания детей, в основном клубные, спортивные.  Образцом стал «школьный комплекс» Сахновской сельской школы (Украина), во многом основанный на макаренковской «системе перспективных линий». В 1979 г. об этом опыте вышла книга директора школы А.А. Захаренко «Школа над Росью» (Киев, укр.  яз., соавтор С.М. Мазурик).

Новый виток дискуссий Сухомлинский против Макаренко

Начавшаяся в конце 60- х гг. полемика по проблемам воспитания, соотношения макаренковского наследия и трудов В.А. Сухомлинского с новой силой развернулась в середине 70- х гг. Лишенная признаков продуктивной дискуссии, она не дала существенных результатов в качественно новом понимании педагогического новаторства А.С. Макаренко. Наоборот, она приводила к новым заблуждениям, превратным толкованиям.  Его идеи и опыт оказались на острие идеологического противоборства в области образования и педагогики, превратились в арену столкновения тенденциозных, политизированных представлений о сущности педагогического гуманизма, о положении личности в социальной среде и сфере воспитания.

В дискуссию вступили приверженцы официально действующего, во многом вульгаризированного, свойственного 40-50- м гг. взгляда на макаренковское наследие, -  и оппоненты этого взгляда, пытающиеся использовать труды и опыт В.А. Сухомлинского для утверждения глубоко чуждого тому и другому культа свободной, как бы само собой развивающейся творческой личности индивидуалиста (что во всей полноте проявилось позднее, на рубеже 80-90- х гг.).

Понимая невозможность прямой дискредитации макаренковского наследия в 60-70- х гг., его противники пошли по пути «творческого развития» этого наследия и «замены»  А.С. Макаренко В.А. Сухомлинским как более современным деятелем. Использовалась нарастающая популярность В.А. Сухомлинского, его творческие искания, а также его возникшие в ходе многолетней работы в школе сомнения в истинности некоторых (двух- трех) односторонне понятых макаренковских педагогических положений. Широкое распространение получил тезис: « В.А. Сухомлинский - педагог развитого социализма; А.С.  Макаренко - выдающийся педагог 20-30- х гг.».

Начало новой волны критики в адрес А.С. Макаренко положила статья Ю.П. Азарова «Гражданственность и человечность» в ж. «Коммунист» (органе ЦК Коммунистической партии СССР),  №8, 1976 г. Статья выглядела как защита В.А. Сухомлинского от обвинений в отходе от макаренковской и общепедагогической идеи единства коллектива и личности.

Скрытая критика наследия А.С. Макаренко (осуществляемая через полемику с взглядами его последователей) в данный период стала сочетаться с прямым его отрицанием,  критикой социально-этических основ этого наследия. В.П. Беспалько в монографии «Основы теории педагогических систем» (Воронеж, 1977) выделил в советской педагогике «социологическое направление» с его «признанным лидером» А.С. Макаренко. Это направление характеризовалось как нивелировка «индивидуально-личностных факторов в области обучения и воспитания».

В отходе педагогики и школы от проблемы коллектива отражались новые процессы,  происходящие в разных областях советской общественной жизни. Р. Косолапов в «Журналисте» ( №5, 1979) писал: «…на страницах некоторых изданий как-то смазывается различие между активной жизненной позицией коллективиста и активной жизненной позицией индивидуалиста».  Директор Института усовершенствования учителей в г. Иркутске А. Антипин в «Учительской газете», 23 июля 1979 г. говорил: «Если перелистать педагогические журналы,  брошюры за последние 5-10 лет, вслушаться в речи педагогов, то без труда обнаружишь,  что идея воспитания в коллективе утратила былую популярность. Редко ссылаются на А.С. Макаренко, чаще всего на В.А. Сухомлинского, где он говорит об индивидуальной педагогике».

Вместе с устранением коллектива как организационной формы воспитания в педагогической теории и практике оказались ненужными и даже якобы противоречащими гуманистической педагогике понятия: дисциплина, долг, организованность, отношения ответственной зависимости и требовательности. Возобладала противостоящая А.С. Макаренко «парная педагогика», ограничивающая воспитание персональными взаимоотношениями учителя и ученика, личным влиянием любви и доброты педагога, его следованием за сиюминутными интересами детей и т.д.

Подгонка идей Макаренко под действующую педагогику

Во 2- й половине 70- х гг. в работе над наследием А.С. Макаренко окрепло направление, где его идеи и опыт стали рассматриваться лишь в их «приложении» к современности, как некоторое подспорье в изложении официально действующих педагогических взглядов того времени и в описании существующего опыта воспитания. Этот подход был возведен в ранг «творческого развития макаренковского наследия в современных условиях». Основа данного направления - ставшее догматическим представление об этом наследии, позволяющее авторитетом А.С. Макаренко подкреплять «творческие искания» в советской педагогической теории и практике, не выходя за рамки их «совершенствования».

Работу такого рода возглавил В.М. Коротов, претендующий быть «главным теоретиком» в толковании макаренковского наследия. Теоретическое значение этого наследия он свел лишь к области методов воспитания, «методики воспитательного воздействия». Утверждая в этой связи некоторые свои положения как завершенные и ставшие уже «каноническими», он сдерживал исследование общепедагогических, методологических и историко-педагогических основ макаренковского вклада в педагогику («макаренковедов» называл «макаренкоедами»).

Образец реализации возглавляемого им направления - сборник «Идеи А.С. Макаренко в современной школе» (отв.ред. И.А. Каиров, ред. Л.Ю. Гордин, П.Т. Фролов. Воронеж, 1976). «Введение» в нем написала Э.С. Кузнецова; авторы первой главы В.М. Коротов, Ю.П. Сокольников, Л.И. Новикова и А.Т. Куракин; всего у книги 37 авторов.
Взяв за основу проблемы «школьного коллектива» («ученического», «детского»)  и «воспитания в труде», они некоторый относящийся к этим проблемам положительный опыт школ представляли как вполне соответствующий макаренковским общепедагогическим и организационно-методическим принципам.

Публикации такого рода серьезно обесценивали наследие А.С. Макаренко, вели к формально-бездумному отношению к нему и его профанации.

Две конференции 1978 года

13-14 марта 1978г. прошла крупная Всесоюзная научно-практическая конференция «А.С.
Макаренко и современность», посвященная 90-летию со дня его рождения.
Ее содержание слабо соответствовало обозначенной проблеме, так как действующее тогда   советской педагогике, практике воспитания и среди общественности разноречивое и критическое отношение к макаренковскому наследию не стало предметом серьезного обсуждения.

Вместе с тем в истории советской педагогики и школы еще не было столь представительной конференции о макаренковском наследии: 400 ее участников, представители всех союзных республик, ответственные работники ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, министерств просвещения, системы общего образования и профтехобразования, пединститутов и университетов, сотрудники АПН и НИИ педагогики союзных республик, Министерства внутренних дел, партийные и советские работники, гости из Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Румынии, Чехословакии. Было сделано 7 докладов и более 30 выступлений.

Материалы конференции (тезисы) опубликованы в сборнике: А.С. Макаренко и современность/ Ред.-сост. Л.Ю. Гордин. М.: Просвещение, 1978. Содержание некоторых докладов, сообщений отражено в статьях (Советская педагогика, 1978,  №3 и 1979,  №3),  краткое изложение их дано в «Учительской газете», 28 марта.

Как бы продолжением данной конференции стала юбилейная конференция, организованная Педагогическим обществом РСФСР (секцией А.С. Макаренко),  прошедшая 15 марта 1978 г. В работе конференции участвовало 136 выпускников макаренковской колонии и коммуны.

Заслушано 2 доклада: А.А. Фролова (о становлении и развитии педагогической системы А.С. Макаренко) и И.П. Иванова (о работе макаренковских молодежных педагогических объединений).  И.П. Иванов призвал отойти от официальной «педагогики опеки и авторитаризма»,  выйти из привычной колеи простого почитания А.С. Макаренко, отражения его идеи в музеях, выставках, докладах. Надо объединяться в содружестве деятельных, творческих общественных организаций студентов, учителей, людей разных профессий.  Как он сказал, в стране действует 16 «мемориально-методических центров» коммунарского молодежного движения макаренковцев. Во Владивостоке это 300 активистов,  через этот центр прошло более 1 тысячи человек. В Якутии, в университете действует коммуна «Факел», ей активно помогает Л.И. Дьяконов; в Гродно - «Макаренковский союз энтузиастов». Успешно работают последователи А.С. Макаренко в Башкирии (Белебей,  рук. Т.К. Максимова), в Пермской области.  В Ленинграде 90-летие А.С. Макаренко коммунары вместе с его воспитанниками отметили большим собранием, критическим смотром-отчетом о своей деятельности, обзором будущей работы.

Вывод: таким образом, в макаренковедении СССР наметилось три направления:
Первое - критика идей Макаренко, часто при помощи противопоставления Макаренко и Сухомлинского (Азаров и др.)
Второе - догматическое упрощенное понимание идей Макаренко, попытка подогнать его идеи под уже существующую педагогику (Коротов и др.)
Третье - творческое развитие наследия Макаренко (Иванов и пр.)

(продолжение: Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1980-1985гг)

макаренко, макаренковедение

Previous post Next post
Up