Примечание: конспект подготовлен на основе статьи
ГЕТЦ ХИЛЛИГ, МАРИАННЕ КРЮГЕР-ПОТРАТЦ. «ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ» А.С.МАКАРЕНКО: Опыт реконструкции процесса канонизации его как педагога (1939-1941 гг.) 1939-1940
1 апреля 1939 года умирает А.С. Макаренко.
О смерти Макаренко пишут, в основном, по литературному направлению (Союз Совета Писателей). Педагогические издания, в основном, игнорируют событие. Их молчание, по-видимому, связано с плохими отношениями, которые установились между Макаренко и Крупской.
В некрологе «Памяти А.С. Макаренко», опубликованном 2-3 апреля 1939 г. в газете «Правда», других ведущих органах печати, в «Учительской газете», говорилось: соединяя труд писателя и работу педагога, А.С. Макаренко был «новатором, подлинным революционером в той и другой области». Его «Педагогическая поэма» - это «замечательный вдохновенный литературный памятник нашего времени».
5 апреля 1939 комиссия Союза советских писателей под председательством А. Фадеева приняла решение о создании Комиссии по увековечению памяти А.С. Макаренко.
Состав комиссии: В. Финк (предс.), В.Ермилов (яркий защитник и пропагандист макаренковского художественно- педагогического творчества с 1938 г.), В. Вишневский, Ю. Лукин, воспитанники А.С. Макаренко А. Тубин и В. Камардинов, секретарь Г.С. Макаренко. Позднее в состав комиссии введены С.А. Калабалин (в «Педагогической поэме» С. Карабанов), В. Колбановский (видный психолог, последовательный сторонник А.С. Макаренко с 1935 г.), А. Бобунов, литературный критик Н. Четунова (высоко оценивала его произведения в рецензии 1937 г.)
Второе рождение Макаренко 1940-1950
В апреле 1940 ученики Макаренко публикуют статьи в «Правде» и «Учительской газете». Они пишут о педагогическом наследстве Макаренко.
В начале июня 1940 года Учительская газета публикует огромную статью Н. Лялина, доцента педагогики Ленинградского университета, «О педагогическом наследстве А. С. Макаренко» и тем самым открывает «широкую дискуссию по вопросам воспитания, в частности, по вопросу о возможности использования в условиях советской школы педагогического наследства А. С. Макаренко».
В ходе двухмесячной дискуссии, которая закончилась 11 августа 1940 г. итоговой редакционной статьей «Проблемы воспитания в советской школе». Учительская газета получила около 400 статей, отзывов и писем из различных областей страны*. Из этого числа редакция перепечатала 39 в 18 выпусках газеты, остальные были использованы в шести обзорах читательской почты.
Большая часть этих материалов принадлежат «практикам» (учителям, директорам школ, членам родительских активов). Другие участники дискуссии - наряду с С. Калабалиным и Е. Ураловой - «теоретики педагогики», т.е. профессора, научные сотрудники различных учебных и научно-исследовательских институтов.
Статья Лялина, открывшая дискуссию, в большой степени определила дух и тон ее.
Лялин в своей статье преследует две линии. Во-первых, он критикует сложившийся в педагогических кругах подход к наследию Макаренко: полное замалчивание его имени или искажение представления о нем как о педагоге и открытое неприятие системы.
Во-вторых, Лялин старается представить Макаренко единственным советским педагогом, который - скромно оставаясь в тени и - разработал свою собственную педагогическую концепцию.
Макаренко объявляется представителем «правильной линии» в педагогике - т.е. линии на более жесткую дисциплину в школе.
Лялину оппонировали педагогические авторитеты того времени Спасский, Шимбрев, Раскин.
Дискуссия характерна тем, что почти никто из участвовавших в ней, за исключением учеников Макаренко, не владел в достаточной степени материалом. Лялин и его группа поддержки гнули линию на усиление дисциплины, Шимбирев и оппоненты указывают на недостатки педагогики Макаренко, при этом в ней абсолютно не разбираясь.
С.А. Калабалин отвечает Шимбреву, обвиняя того в некомпетентности.
Мануильский пишет: «Партия и правительство наводят железный порядок на предприятиях. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня направлен против лодырей, прогульщиков, дезорганизаторов производства, требует суровой трудовой дисциплины. А между тем наша школа не приучила до сих пор ребят к дисциплине. Именно молодые рабочие составляют основной контингент прогульщиков на предприятиях. Странно было бы, если бы школа наша осталась в стороне от той большой работы по воспитанию дисциплины, которая проводится в советской стране.»
Примечание: указ Президиума Верховного Совета СССР 26 июня 1940 «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» - направлен на усиление дисциплины на производстве.
Таким образом, линия защитников Макаренко совпадает с требованием партии и потребностями общества - в условиях военной мобилизации укреплять дисциплину на производстве и в школе. Эта линия побеждает.
Начинается освоение и широкая пропаганда трудов А.С. Макаренко. Его имя становится известно широкому читателю. Педагогические издания активно подключаются.
Галина Стахиевна Макаренко
В июле 1943 г., научная жизнь в Москве стала нормализоваться. В это время при кафедре педагогики государственного пединститута им. В. И. Ленина на смену «макаренковской комиссии» ССП была образована Научно-исследовательская лаборатория А. С. Макаренко под руководством Галины Стахиевны Макаренко. Целью ее стало «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. С. Макаренко».
Уже в 1944 г. Научно-исследовательская лаборатория А. С. Макаренко (новое название: Лаборатория по изучению педагогического наследства А. С. Макаренко) стала частью Института теории и истории педагогики (директором его был И. Ф. Свадковский) только что образованной Академии педагогических наук (АПН) РСФСР.
Галина Стахиевна теперь уже в должности «исполняющей обязанности старшего научного сотрудника» - по-прежнему руководит лабораторией. Вместе с нею работают И. Ф. Козлов и А. Г. Тер-Гевондян. Цель их работы - подготовка к изданию выходивших до сих пор разрозненно, а также к тому времени еще неопубликованных работ Макаренко по педагогике, а кроме того, - исследование воспитательной работы в коммуне им. Дзержинского.
После окончания войны начинается «экспорт» Макаренко в только что преобразовавшиеся страны народной демократии Педагогическая поэма переводится на болгарский (1945), польский, чешский (1946), венгерский, сербский, хорватский (1947), немецкий, румынский и словацкий (1949) языки.
В 1946 г. издательство «Учпедгиз» выпускает третье, «исправленное и дополненное» издание учебника педагогики для педагогических училищ Б. П. Есипова и Н. К. Гончарова, а также учебник для учительских институтов И. Т. Огородникова и П. Н. Шимбирева с соответствующими главами о Ленине, Сталине, Крупской и Макаренко.
Предпочтение, которое авторы работ отдают Макаренко перед Крупской, отражает общую тогдашнюю тенденцию: о Макаренко было написано 28 кандидатских диссертаций, в то время как о Крупской - всего лишь 10 (если учесть только диссертации на русском языке).
В 1951 году по указу правительства УССР образуется первый музей А. С. Макаренко в доме его родителей, в Кременчуге-Крюкове.
(Продолжение:
Макаренко в Советскую и постсоветскую эпоху: 1950-1960гг)