Часть13:
http://sergeyorlow.livejournal.com/36782.html В Тюмень я прибыл поздно Ночью. Устроился в гостинице "Юрга".
Я может и не обратил бы на название гостиницы, но стало интересно после посещения ресторана, там на стенах рисунки именно Северных народов Югры, а не из Юрги Центральной Сибири между Томском и Кемерово.
На северных оленях...
Немного рисунков одежды местных нарядов...
Ну, явно, перепутали буквы в названии, т.к. отель расположен в микрорайоне "Югра"...
И перегон стада в тундре... Красота под барной стойкой.
Автопробег "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" прибыл в Тюмень 19 октября к утру, и сразу тут же грузовики на мойку.
- А где у вас в городе есть яркие достопримечательности? - спросил я у случайного прохожего?
- А я не местный...
И у второго, и у женщины у остановки автобусов.
- Вы садитесь тут на автобус сейчас со мной, и он вас прямо и привезет в центральный район. Через мост проедите и увидите набережную, там все наши достопримечательности. - мне разъяснили при посадке в автобус.
Долгая поездка с окраин города в 20-30 минут. Вот и мост.
И вон набережная. Современная! Вдоль берега реки Тура у новостроек. А на противоположном берегу частный сектор,
старая промзона
и катера у причала.
Тюмень стоит на берегу судоходной реки Туры. Почти каждый год, во время весеннего паводка, она выходит из берегов и неумолимо наступает на город.
Издалека от моста по улице Челюскинцев я не рассмотрел на новой набережной каких-либо интересных объектов и двинулся верхом в город. Передо мной у моста ГАУК ТО «ДК „Нефтяник“ имени В. И. Муравленко».
В 1976 году, на берегу реки Туры был возведен первый в городе Дворец - Дом техники нефтяников. Принадлежал он Главтюменнефтегазу, возглавлял который Виктор Иванович Муравленко. По его инициативе и активной поддержке шло строительство этого сооружения. Дом техники внес значительный творческий вклад в развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири. Здесь проходили международные, всероссийские выставки, научно - практические конференции по вопросам освоения месторождений нефти и газа и развития нефтяной и газовой промышленности Тюменской области и страны в целом.
И от моста прошел мимо Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области, где во дворе заметил национальное жилище местных народов - чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни.
Взглядом еще раз окинул набережную, чуя что-то там таинственное, спрятанное от моих глаз. На фоне блестящих золотистых куполов церквей увидел интересный вантовый подвесной мост. Решил по верху набережной пройти к мосту.
Задумка сделать тюменскую набережную появилась еще в 1987 году. А вначале двадцатого века в этом месте через реку Тура протянулся первый мост в городе. К его появлению причастен известный в то время меценат Андрей Текутьев. Деревянную конструкцию берегли, регулярно ремонтировали. За время своего существования мост не раз горел, его восстанавливали, и он продолжал служить тюменцам. Мост действовал до лета 1982 года - в июле центральный пролет сорвался с опор и обрушился в реку.
Городу требовался прочный и надежный мост, поэтому было принято решение о возведении нового. На протяжении всего времени строительства переход через Туру осуществлялся по понтонам. Вантовый подвесной мост длиной 247 метров и шириной 6 метров открылся летом 1987 года. Подобных мостов на тот момент в России было всего три: в Тюмени, в Москве и в Красноярске. Мост через реку Москву разрушился. В сибирской столице, чтобы избежать подобного, в 1989 году провели работы по укреплению правой береговой опоры. Горожане прозвали новый мост «Пешеходным».
В 2003 году он стал «Мостом влюбленных». Новое название было придумано ди-джеями одной из тюменских радиостанций, которые провели на мосту 14 февраля 2003 года, в день всех влюбленных, конкурс на самый долгий поцелуй. С момента открытия «Моста влюбленных» у тюменских молодоженов появился новый обряд: на ограждение вешать замок - символ крепкого, надежного брака.
Вижу, по руслу реки идет теплоход...
И я все же, под замеченные моим глазом силуэты скульптур на фоне реки и разыгравшееся воображение, спустился на набережную, где передо мной открылась скульптурная композиция исторических фактов города.
Полноценный проект набережной c историческими частями, мини-фонтанами и красивой подсветкой родился только в 2007 году. В нем значилось три очереди работ по обустройству набережной: от Моста влюбленных до моста по улице Челюскинцев; от моста по улице Челюскинцев до Алебашевского моста и от Моста влюбленных до устья реки Бабарынка. Строительство набережной началось вначале 2010 года, а уже летом для посетителей были открыты первые ее пятьсот метров.
Первыми здесь разместили барельефы с историей освоения Сибири человеком...
К XIX-XVIII тысячелетиям до нашей эры относится появление первых людей в Сибири.
Тюмень ранее Чинги-Тура, впервые отмечена на Каталанской карте Авраама Крескеса в 1375 году, как "Sebur-Singui".
По освоению и покорению Сибири Тюмень первый русский город. Тюмень - преддверие Сибири.
Далее памятник Семену Ремезову. В энциклопедиях Семёна Ремезова называют то картографом, то архитектором, то строителем, то историком, то писателем. Сам тоболяк порой именовал себя изографом. То есть иконописцем.
1586 года поставлен город Тюмень. Центр экспозиции.
XVIII веке в Тюмени проводилось оснащение и подготовка Великих сибирских экспедиций. Витус Беренг указывает путь на Камчатку.
К XIX веку Тюмень бурно развивается и растет населением.
Тут процветает ремесленная отрасль промышленной деятельности.
Столярное дело и резьба по дереву.
Есть и свои стеклодувы.
Самостоятельные крестьянские хозяйства, мельники и хлебопеки.
Мастера кузнецы.
И свои ткачи.
Тюмень - центр торговли.
Город обеспечивает всем необходимым всех вокруг жителей Сибири.
В XIX веке открывается свой судостроительный завод и создано пароходство.
В 1860 году компания пароходовладельцев собрала в Тюмени 140-сильный пароход "Сибиряк" - самый мощный на то время в Сибири. Он работал до 1941 года!
Строительные работы на набережной не завершены. На 2013 год запланирована сдача второй и третьей очередей, но похоже стройка затянулась...
Я увлекся прогулкой по набережной, замерз.
Пойму реки продувал холодный ветерок. С неба повалил мелкий снежок.
Быстрым шагом прошелся по центральной улице Тюмени «Республики».
Сразу в глаза на улицах города бросается огромное количество общественного транспорта - автобусов.
Прогулявшись до сквера "Сибирских кошек". Есть такой.
Мимо Центральной площади с "Вождем революции" в центре до здания Главтюменьгеологии к памятнику заслуженному геологу.
Уже темнело. Пора возвращаться в гостиницу. Скорее к автобусу...
А их здесь! Сразу не разобраться...
Но это в другой раз. Вот мой маршрут и я...
Раннее утро 20 октября.
Выставка "УРАЛСПЕЦТРАНС-2013" на территории ОАО "Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие №2,
ул. Щербакова, 207.
Автобусное предприятие с большой историей ныне переходит на самый надежный, по убеждению руководства, автобусу марки "МАЗ".
И это замечаешь сразу, зайдя на их территорию...
Рядом промышленная зона города. Небольшая прогулка до специализированного транспортного предприятия "ТрансНефть" ОАО "Сибнефтепровод".
Мимо прошла новая полноприводная Скания.
На предприятие нет входа посторонним, впрочем, как и везде здесь. У здания администрации памятник старому ЗиЛ-157.
И обратной дорогой мимо проходит старый капотный МАН бетономешалка. Сохранился же!
Вот и подошли мои путевые заметки к финишу. Второй день выставки прошел у всех участников в ожидании выезда к дому...
До свидания Тюмень - Западная Сибирь! До следующих встреч!
Чачть 15:
http://sergeyorlow.livejournal.com/37337.html