На Урале от Урала за Байкал! Славное море - Священный Байкал. Шестая часть.

Sep 01, 2014 04:47


Начало: Часть 5. http://sergeyorlow.livejournal.com/18968.html

Ночью на стоянке у кафе в кабине замерзли. +8 под закат июля. Владелец новой машины попытался запустить «фен», автономный воздушный отопитель, но все попытки прошли неудачно. Фен, зараза так и не запустился. После длительного перекура в размышлениях, Валера сел за «баранку», запустил мотор, и грузовик вышел на трассу направлением к озеру Байкал. В общем-то, уже светало. Проспали в тиши около 4-5 часов. Я в спальнике, хозяину грузовика досталось место на сиденьях и моторном отсеке между ними, благо тут все три опорных точки для тела на одном уровне. Грузовик с вибрацией в пике движения набрал скорость. Я было подскочил глянуть на город Иркутск, который не видел уже с 20 лет. Когда же это было? В 80-х служил тут в Армии, потом наездами по делам и к друзьям до 1994-го, и уехал на Урал. Друзья и сейчас тут живут, но для встреч времени нет. Да и в ночь мимо, и вот так скоротечно… Водитель вывел машину в поворот, до селе мне не известный, и оказалось, мы под знаки прошли сразу на Чистые Ключи минуя Иркутск и Шелехов стороной по новой объездной.



Кабина в движении под наддув штатного отопителя нагрелась, мне так стало тепло, что я вырубился в крепкий сон.
За Иркутском у села Моты, где АЗС и стоянка дальнобоя, Валера принял на обочину к придорожным магазину и кафе.



- Серый, давай кофейку горячего попьем.
- Может сразу и позавтракаем? - я хриплым голосом поднимаясь и пробуждаясь от крепкого сна.
Утренний ритуал у умывальника с зубной щеткой и в холодной воде. Завтрак, как обед. Кто знает, что там впереди? Цена и тут не удивляет, все на том же уровне, что и дорогой сюда. Перекур у кафе под разговор с местным мужичком шофером вначале об тягаче Урал-63704, и в продолжении о жизни у Байкала и на Чукотке.



Тем временем я обратил внимание на стоянку напротив, которая забита только фурами с евро тягачами.



И только один в гордом одиночестве на обочине, не доезжая стоянки, стоял «американец» тягач Интер. «Картина маслом» - словно я не у Байкала, а где-то у себя на Урале…



- Все, Серег, будем отдыхать. Хорош гнать! - отвлек мое внимание от стоянки мой наниматель на перегон.
А утренняя прохлада, навеянная свежестью запахов окружающей нас тайги, да еще глубокий сон на стоянке и дорогой сюда в 5-6 часов, с холодным душем перед отдыхом, сняли усталость моего тела, словно с гуся вода сошла. Бодрость тела и духа переполняли меня! Как мало надо для этого счастья?! Всего лишь немного поспать в тиши…
- Серый, ты как? - с каким-то трепетом о моем состоянии Валера вновь обратился ко мне.
- Валер, я готов к труду и обороне!!!
- Ну, давай, до Култука ты, а я там сяду. Ты же тут должен помнить дорогу?
Мы расселись по местам и поехали…
За Иркутском к Байкалу и от него к Улан-Удэ на Читу дорога уходит в горы. После Чистых Ключей начинается затяжной серпантин, который продлится до самого Култука, а, по большому счету, исключая участок Култук - Слюдянка, почти до Байкальска.
- Да, были времена, проезжал я тут несколько раз туда-сюда на грузовиках. - ушел я вслух в свои воспоминания.
Тягач разбежался и на приличной скорости потихоньку забегает вверх в горы. Дорожное покрытие здесь в хорошем состоянии. Начинаем подъем на хребет с лирическим названием «Камарик»



- А в тот перегон тут колейка была, - заметил изменения отдыхающий, выкинув сигарету и залезая в спальник:
- Я тут, Серый, посплю, если ты не против.
- Давай, давай!!! - поддержал я его и под его засыпание закончил свои мысли вслух:
- Эх. Когда это было? 25-30 лет назад, - волнением нахлынувших чувств, вздыхаю:
- Как время бежит? Валер, я так и ни разу еще не искупался в Байкале. Как мимо еду, то осень или весна, а летом холод, и в воду так и не решился войти. Ледяная.
А въездом в горы резко меняется картина за окном. Первое впечатление - красота! Второе - из лета, которого мы уже не видели перед Иркутском, сразу попадаешь в весну, но не осень, это точно, листьев желтых нет. Сказывается зона атмосферного влияния Байкала, вода в котором в самую знойную жару редко прогревается в плюс 10-15 градусов.
- И я в прошлый перегон не зашел в него, - подхватил, засыпая, тихим голосом мою мысль напарник.
- Давай где-нибудь остановимся днем у Байкала и окунемся! - предложил я.
- Давай, - пробормотал засыпающий…
И мы вошли в серпантин перевала. Подъемом в Камарик прохожу крадучись крутой поворот серпантина почти в 180 градусов. знаменитый в народе, как «Тещин язык».



Петляя туда-сюда, за вторым крутым поворотом от «языка» слева дорогой прохожу «терем-теремок», еще придорожное кафе.



Этот участок трассы М-55 от Иркутска до Култука - самый опасный на всем, нами пройденном, пути! За «тещиным языком» ехать быстрее 50 км/час не позволяют многочисленные виражи. А тягач как раз в этом диапазоне начинает трясти вибрацией. Переживаю за спящего сменщика, боюсь его тряской разбудить. Иду со скоростью ниже 45.



Со спусками в подъемы и бесчисленными поворотами, временами скорость опускается до 5-10 км/час, догоняя попутные грузовики, которые еще надо обгонять, а легковушки меня обходят как стоячего и без разбору в повороте, через сплошную или нет. Местные. Им типа тут все можно. 38 регион.



За перевалом начинается долгий спуск. И повороты, повороты, с сопки на сопку в малые и большие радиуса и неприятными уклонами.



На европейские марки как-то уже и не обращаю внимание, а вот америкоса не пропустил мимо объектива.



И так же китайца, кстати, они стали тут появляться на трассе тягачами все чаще и чаще, за самосвалы то можно не говорить, они уже давно заполонили Россию на стройках.



Вкатываюсь в глубокую ложбину в село Глубокая, стороной кафешка, на стоянке дальнобой.



И далее трасса тянется долиной.



Незаметно начинается подъем на второй большой горный хребет «Андриановский».



И вновь серпантин продолжается. Двумя мостами  от Глубокой пересек Транссиб и вышел к стеле Слюдянский район.



Основная часть горного серпантина уже позади, все чаще встречаются прямые участки дороги, на смену опасным поворотам приходят затяжные спуски и подъемы.


На очередном подъеме утыкаюсь в хвост МАЗаю с полуприцепом бочкой, кстати, так же уже ставшим редким на трассах


Дождавшись спуска и завершения обгона легковой, делаю «форсах» в педаль акселератора! Тягач, словно солдат под команду командира, резко набирает ход, и до начала очередного поворота я совершаю обгон.


И вот открылся вид на озеро Байкал и синие горы Хамар-Дабана.


Здесь начинается крутой спуск к берегу сибирского моря с предгорий хребтов.


В нижней части спуска уже видены Байкал и на его берегу село Култук Начинается самый живописный серпантин этой дороги перед и над озером-морем.


- Валер, поднимайся. - я, взволнованный видом, обратился к спящему:
- Смотри! Мы вышли на Байкал!
Казалось, крепко спящий водитель, не обращающий внимания на резкие движения автомобиля в поворотах, торможениях и разгонах, тут вмиг поднялся и перелез в сиденье пассажира, несколькими секундами погодя с взглядом вдаль, закурил.
Проезжаю мимо первую смотровую площадку с кафе.  А на следующем ярусе серпантина приютился придорожный рынок, так называемая в народе «рыбная» площадка. Она здесь уже не один десяток лет, и мне кажется, еще при советской власти на этом месте бабы торговали байкальским омулем.
- Валер, что, остановимся? Байкальского омулька с душком возьмем?
- Да нет тут уже с душком настоящего омуля, - парировал мое желание товарищ:
- А вот гостинец надо взять и мне в Благовещенск.
Я принял правее на площадку и остановил машину.


Мы разом выскочили и…
Столы-латки и на них в коробках и ящиках или просто горками вяленая рыба и накрытые одеялами коробки с рыбой горячего копчения, и тут же бочки с огнем, для копчения.


Здесь продается омуль и хариус горячего и холодного копчения, есть вяленая рыба и просто соленая.


Проходим вдоль ряда и у всех интересуемся ценой. Небольшая рыбка омуля горячего копчения стоит здесь 45-50 руб. за штуку, малосольный омуль предлагают по 200 руб. за кг. Если Я делаю «кислую морду», отворачиваюсь и тут же слышу всхлип:
- Мужчины, мужчины, ну куда же вы? Для вас сделаю скидочку - берите по 30!
- Все равно 30 рублей? - торгуется или шутит Валера.


Купив десять мелких хвостов «горячего» омуля по 30 рублей за штуку в гостинец и одного соленого жирного мне на почти полкило за 200, фотографируемся на площадке на фоне Байкала.






И едем дальше.


Череда опасных поворотов, заставляют снизить скорость до 10-20 км/час.




Тут еще латки и продавцы, и магазины с рыбой...


- Эх, красота-то, какая! - Валера, достал одну рыбку и, вкушая ее, восхищается толи ею, толи красотой ландшафта.


- Разбиться здесь раз плюнуть! - выкручивая баранку, произнес я.
Спускаюсь вниз в самый западный угол озера Байкал.


Проходим село Култук.


Сразу после серпантина внизу АЗС, кафе


и железнодорожный переезд.


Серпантин Чистые ключи - Моты - Глубокая - Култук позади.

Продолжение: Часть 7. http://sergeyorlow.livejournal.com/21486.html

Магадан, АЗ "Урал", УралАЗ, Урал-63704, Черский, Чита, Миасс, Байкал, омуль, Билибино, Певек, Новосибирск, Якутск, дальнобой, Дальний Восток, Красноярск, вездеход, КамАЗ, Тайшет, Чукотка, Сибирь, Канск, Благовещенск, Якутия, Кемерово, Зимник, Колымская трасса, Омск, Иркутск, Култук, Колыма, 6x6, дальнобойщик, грузовик, автобаза "Зеленый Мыс", Улан-Удэ, Бердюжье, Челябинск, водитель, трассовики, Урал

Previous post Next post
Up